Топ-100
Несколько слов:
Шринагар
Шринагар был построен при царе Ашоке (290 до н. э. - 232 до н. э.), в наше вермя он является столицей штата Джамму и Кашмир. Находится он к северо-востоку от Дели, в живописной долине лотосового озера, наполненного хрустальной водой горных ледников. Озеро часто посещается местными жителями и туристами, особенно в летнее время, его называют "Драгоценный камень в короне Кашмира" или "Шринагарское сокровище". Шринагар очень гостеприимен и по-своему уникален. Шринагар - это не только озёра и горы, но и "трон Соломона", Шивалингам в пещере Амарнатх, Сады Мухтал и беломраморная мечеть Хазратбал. Существуют многочисленные свидетельства о том, что тело Иисуса покоится именно здесь - в центре Шринагара, в усыпальнице Розабал.

После обретения независимости многие люди продолжили жить в домах-лодках, появились лодки-сады, лодки-мастерские и лодки-отели. Шикары на озере Дал стали негласным символом Шринагара. Благодаря Шикарам город вокруг озера превратился в небольшое подобие Венеции, с маленькими улочками и протоками между домами. Местные жители с удовольствием покатают вас на своеобразной гондоле, если и без песен, то в любом случае с благожелательностью. У многих из них весла для лодок сделаны в виде сердца. Такая форма весла распространена в двух регионах мира и нигде более - в Кашмире и Палестине. Кашмирская народность гуджджары, которые являются мусульманами, утверждают, что их предки прибыли сюда из Израиля. Многие из них называют себя потомками Ноя.

В Шринагаре, в отличие от остальных городов Индии, нет рикш и такси, зато хорошо  функционирует общественный транспорт. Садиться в автобусы в большинстве случаев приходиться на ходу, поскольку на остановках они только слегка притормаживают, зато и едут со скоростью немногим выше пешехода. Путешествую по городу можно легко пропустить главную его достопримечательность,- Розабал, Могилу пророка. Небольшой  одноэтажный дом с зеленой крышей и нарядным забором, с палисадником и ажурными решетками на окнах. Рядом вывеска: Его Святейшество Юз - Асуф - основатель  христианской религии. Считается, что до конца своей жизни Иисус жил на берегу озера Дал. Там он основал свой ашрам, куда приходило множество людей, что бы исцелиться  и послушать проповеди. Спустя много лет, в преддверии смерти, Иисус завещал Фоме  продолжить его миссию. Похоронить себя он просил там, где оставит тело. Древние источники убедительно свидетельствуют, что верный Фома в точности исполнил заветы Учителя.

Получить даршан, то есть увидеть длинный  саркофаг под цветастым покрывалом, где покоится тело легендарного Иисуса Христа, можно через небольшое отверстие в стене с улицы. Входная дверь закрыта на замок и для верности перепоясана железной цепью с медалью-печатью посредине. Доступ к Могиле открывается всего несколько раз в год, и пробиться в это время к Учителю человечества просто невозможно.    

Недалеко от Шринагара стоит храм "Трон Соломона", который был построен в 200 г. до н.э. царём Джхалукой, сыном царя Ашоки, как юбилейный храм в честь визита Соломона в Шринагар в 10 веке до н.э. Позже царь Лалитадитья обновил этот храм. В 1848 г. правивший в то время Кашмиром индуистский махараджа переименовал это сооружение, дав ему новое имя - храм Шанкарачарьи, в честь посещения Ади Шанкарачарьей Шринагара в начале 9 века, что превратило ведантиста Шанкарачарью в шактиста и активного проповедника культа Шри Видьи.

Каждая могила в долине имеет свою историю и каждая мечеть - свое прошлое. В центре старого города стоит Шринагарская соборная мечеть Джами Масджиде, главная особенность которой,- мир и спокойствие в ней, выделяясь на фоне суеты старых базаров вокруг неё. Эта мечеть не раз сжигалась и всякий раз была восстановлена. Она была построена императором Искандером в 1398 году. Самый популярный в Кашмире король Зианул Абидин её расширил. Один из историков пишет, что когда эта мечеть была сожжена в период правления императора Аурангзеба, его первым вопросом был: остались ли в целости деревья-чинары, окружавшие мечеть. Окружавшие императора люди были удивлены тем, что он, похоже, больше беспокоился о деревьях, чем о самой мечети. На что император ответил так: "Мечеть можно быстро построить снова, а полностью выросшее дерево-чинар быстро заменить нельзя". Тысячи мусульман собираются в мечети каждую пятницу, чтобы вознести свои молитвы Всевышнему.

В 145 км от Шринагара, в высокогорной долине на высоте 4.175 м находится знаменитое место паломничества - священная пещера Амарнатх. Её высота составляет примерно 45 м, а ширина - 27 м. Здесь находится ледяной Шивалингам - главный объект поклонения, меняющий свой размер в зависимости от сезона года и фаз луны: на растущую луну он увеличивается, а на убывающую уменьшается. Также в пещере есть четыре ледовых образования, похожие на статуи божеств. Самое большое считается Шивой в образе Амарнатха (Владыки бессмертия), слева Ганеша, а справа Парвати и Бхайрава. Считается, что эта пещера была выбрана Шивой, чтобы рассказать Парвати о тайне бессмертия и сотворения Вселенной.

Город был "открыт" Могольскими императорами, которые полюбили его за прекрасный мягкий климат, синее небо и вкуснейшие фрукты и ягоды. Сделав его своей летней резиденцией, они построили здесь прекрасные сады с фонтанами и беседками, которые и сейчас дарят путникам тенистую прохладу и дурманят изысканными ароматами цветов. Особого внимания заслуживают знаменитые Сады Мухтал (Нишат Багх, Шалимар Багх и Чашми Шахи).

Нишат Багх (Сад Наслаждения) был построен в 1632г. братом Джехангира Асиф Ханом. Самый большой из всех садов, Нишат имеет семь террас с прекрасными водными каналами.

Шалимар Багх (Обитель Любви) был построен в 1619г. Императором Джехангиром для его жены Императрицы Нур Джехар. В саду имеется четыре террасы, одна из которых была зарезервирована для королевских придворных дам.

Чашми Шахи (Королевский Источник) был первоначально основан Шахом Джаханом в 1632 г. Этот изысканный, со вкусом устроенный сад располагается на террасах на возвышении, окруженный горами и с великолепным видом на озеро Дал, находящееся внизу. Прохладная освежающая вода, бьющая из источников, благотворно влияет на здоровье.

Все сады расположены на берегу озера Дал, откуда открывается панорамный вид на само озеро, реку Джхелум, на весь город, а так же на горы Забарван на заднем плане.

Мало кому известно, что Кашмирская долина не только привлекала суфистов из Центральной Азии, Ирана или Ирака, но даже имела свою собственную школу суфизма, единственную в своем роде во всей Азии. Эта школа была построена братом могольского императора Аурангзеба принцем Дарой Шико по инициативе его духовного учителя Аккадца Муллы Мохаммеда Шаха Бадакшани. Её останки можно видеть и сейчас. Школа эта носит название Пари Махал (очевидно, оно произошло от первоначального Пир Махала). Она являлась архитектурным шедевром, что отлично доказывают руины этой семинарии с пятью террасами, ставшие достопримечательным местом, находящимся возле источников Чашми Шахи.

Так же в городе есть знаменитая беломраморная мечеть Хазратбал, в которой, хранятся мощи,- волосы из бороды пророка Муххамеда. Согласно легенде, в 1635 году (н. э.) Саид Абдулла, потомок пророка из Медины, привёз реликвию в Биджапур. Его сын Саид Хамид был лишён моголами поместья, он больше не мог заботится о реликвии и передал её Ходже Нур-уд-Дину Ишбари, который привёз её в Кашмир. Святыня расположена на левом берегу озера Дал и считается главной мусульманской святыней Кашмира. Она известна многими названиями, включая Хазратбал, Ассар Шариф, Мадинат-ус-Сани, или просто Дарга Шариф.

Хари Парбат или Могольский форт стоит на холме и господствует над Шринагаром. Его построил могольский император Акбар-хан в 1590 году. При моголах форт так и не был достроен, поэтому в 1808 году Шуджа Шах Дурани. В фоте есть мечеть, индуистский храм и сикхское святилище. По легенде, этот холм - когда-то был скалой, которую боги сбросили на демонов, живших в долине.

Прямо у подножья Хари Парбата стоит дарга суфистского ученого XV века Шейха Хамзы Макдума. К ней ведут ступени, поднимающиеся вверх. По обоим сторонам пути стоят миндальные деревья. Говорят, что этот суфист проводил свое время под ними, погруженный в медитацию.

А к югу от Шринагара, в Биджбихаре, одно место на берегу реки до сих пор носит название "купальни Моисея". Здесь можно увидеть магический камень, называемый Ка-Ка-Баль или Санг-и-Муса ("Камень Моисея"), который весит около 70 кг и, как гласит легенда, если одиннадцать человек встанут вокруг него и, дотронувшись каждый одним пальцем, одновременно произнесут магическое заклинание "как-ка, ка-ка", камень сам собой поднимется в воздух примерно на метр. И число одиннадцать, и сам камень символизируют племена Израилевы.

К северу от Шрингара есть еще одно названное в честь Моисея место. Находится оно недалеко от Аутх Ватту (восемь дорог), вблизи Хандвара Техсил. Скалы возле слияния рек Джелам и Синдх (не Инд)  называются Кохна-и-Муса, то есть "краеугольный камень Моисея". Люди верят, что именно на этих камнях когда-то отдыхал Моисей.