Топ-100
Несколько слов:
Шраванабелагола
Слово "шраванабелагола" означает "монах, стоящий на вершине холма". Как минимум с III века до н. э. в этом месте собирались для молитв аскеты и отшельники. Город Шраванабелагола расположен у подножия двух холмов, Чандрагири (Чиккабетта) и Виндьягири, которые являются священными для джайнов. На этих холмах совершали аскезы и медитировали джайнский святой Бхадрабаху Свами и его ученик император Чандрагупта Маурья. В III веке до н. э. император Ашока возвёл на холме Чандрагири храм в память Чандрагупты. На этом холме также расположено много мемориалов, посвящённых различным монахам и святым, медитировавшим здесь в период начиная с V века. К ним принадлежал раджа Маньякхета - последний правитель династии Раштакутов. На холме Чандрагири также стоит известный храм, построенный Чамундараей, - генералом правителя Гангараи и учеником джайнского ачарьи Немичандры.

На холме Виндхьягири возвышается гигантская каменная статуя Гоматешвары - джайнского святого Бахубали, построенная в период с 978 по 993 год Чамундараей. Высота статуи составляет более 17 метров и она считается самой крупной монолитной каменной скульптурой в мире. Легенда повествует нам о том, что  у великого царя  Ришабхадевы (Вришабхадев, или Адинатха), первого джайнистского тиртханкара, было двое сыновей - Бахубали и Бхарата. Братья воинственно соперничали за право наследования царства. Почти захватив трон, Бахубали осознал  ничтожность борьбы за власть и отрёкся от царства. Оставив всё материальное и удалившись в лес ради подвижничества и медитации, он достиг просветления. На подножии статуи сохранились надписи на каннада, маратхи и тамильском языке, сделанные в 981 году. Надпись на маратхи является одним из самых ранних письменных памятников этого языка. В надписи прославляется раджа династии Западных Гангов, пожертвовавший средства на изваяние и возведение статуи, а также его генерал Чамундарая, который возвёл статую в память своей матери. Каждые 12 лет, тысячи верующих собираются здесь для проведения Махамаштака-абхишеки - особого ритуала абхишеки, в ходе которого джайны омывают статую Гоматешвары молоком, йогуртом, гхи, посыпают её шафраном и золотыми монетами. Следующая Махамаштака-абхишека будет проводиться в 2018 году.

В Шраванабелаголе было обнаружено более 800 надписей, датируемых периодом с 600 по 1830 год. Большинство из них расположены на холме Чандрагири и относятся к периоду до X века. Надписи были сделаны на таких языках, как санскрит, тамильский, маратхи, марвари и махаджани. Многие надписи были сделаны на древнем варианте языка каннада. В некоторых из них говорится о приходе к власти династии Гангов и её могуществе, а также упоминаются династии Раштакутов, государство Хойсала, империя Виджаянагар и Водеяры из Майсура. Эти надписи помогли учёным узнать больше о природе и развитии языка и литературы каннада.

Шраванабелагола является штаб-квартирой древнего джайнского монашеского ордена Бхаттарака-матх, который, внутри джайнизма, принадлежит к традиции дигамбара. Как гласит история, в III в. до н.э. император Чандрагупта Маурья, отказавшийся от всех мирских удовольствий и царстовования пришёл сюда предаться подвижничеству со своим гуру Бхадрабаху Свами. В расположенной на холме Чандрагири пещере, Бхадрабаху Свами, находясь в приклонном возрасте совершал аскезы, готовясь покинуть этот мир. Когда он почувствовал что его час близок он придался ритуалу полного отказа (сантхара) от пищи и почил здраво. После смерти наставника Чандрагупта решил последовать примеру своего учителя и также, совершая сантхару в этой же пещере, ушёл в мир иной.

Расположенный на холме Чандрагири храм Чандрагупта Басти, посвящённый императору Чандрагупте Маурье, был построен его внуком, императором Ашокой.