Топ-100
Несколько слов:
Интервью Саи Бабы индийскому журнала новостей «Блиц»

Оглавление

Нижеприведенный текст — расширенное интервью, данное Шри Сатьей Саи Бабой главному редактору журнала новостей «Блиц» г. Р. К. Каранджиа в сентябре 1976 г.

Вопрошающий: С самого начала, Свамиджи, мы хотели бы узнать что-нибудь о вашем тройном воплощении — прошлом, настоящем и будущем — то есть начиная от Ширди Саи Бабы к Сатья Саи Бабе и грядущем Према Саи Бабе, согласно вашему пророчеству.

Баба: Прежде всего вы должны постичь полное единство трех воплощений современности с таковыми из прошлого — подобно Раме и Кришне. Это трудная задача. Когда люди не могут понять настоящего, как они могут постигнуть прошлое? Каждое воплощение является полным и совершенным по отношению к определенному времени, обстановке и задаче. Нет никакого различия между различными появлениями Бога в виде Рамы, Кришны или Саи.

Рама пришёл взрастить корни истины и справедливости, затем Кришна лелеял саженцы мира (покоя) и любви. Сейчас эти священные принципы находятся в опасности повального разрушения из-за человеческой слабости, проявляемой под натиском злых сил. Они преобладают над добром, духовностью и божественностью в человеке. Вот почему нынешний Аватар пришёл наделённым абсолютной космической силой (властью) ради спасения дхармы (справедливости) от анти-дхармы.

Почему Бог принимает человеческую форму

В: Под настоящим Аватаром вы подразумеваете Саи Бабу?

Б: Да, я воплощаюсь от эпохи к эпохе, время от времени, для спасения дхармы от анти-дхармы. Всякий раз, когда противоречия, разногласия и дисгармония овладевают миром, Бог воплощается в человеческой форме, чтобы показать человечеству путь любви, гармонии и мира.

В: Это понятно. Но скептики задаются вопросом, зачем Бог должен принимать человеческую форму?

Баба: Потому что Бог может воплотиться только внутри человека. Аватар принимает человеческую форму и ведет себя как человек, чтобы человечество могло чувствовать родство с божественностью. В то же время он восходит к божественным высотам, чтобы человечество также могло стремиться к достижению Бога. Осознание (Реализация) пребывающего внутри Бога как побудительное начало жизни является задачей, ради которой Аватары приходят в человеческой форме.

Предыдущим Аватарам подобно Раме и Кришне приходилось уничтожать несколько индивидуумов, которые могли быть идентифицированы как враги божественного образа жизни, и таким образом восстанавливать дхармический путь. Сегодня, однако, зло заразило столь многих, что само существование человечества находится под угрозой уничтожения. Поэтому, в моём нынешнем облике Аватара, я пришёл вооруженный полнотой власти бесформенного Бога, чтобы исправить человечество, поднять человеческое сознание и вернуть людей на правильный путь истины, справедливости, мира и любви к божественности.

Послание тройного воплощения

В: Почему эта задача должна быть разделена на три отдельных воплощения Ширди, Сатья и Према Бабы?

Б: Они не отделены друг от друга. Я уже упомянул о полном единстве всех трёх в заключительной цели миссии. Я дам вам пример. Возьмите килограмм гур (gur, сладкая субстанция). Всё оно сладкое на вкус. Затем разломайте его на маленькие кусочки. Каждый из них сладок. Наконец разломайте их на маленькие зернышки. Вы обнаружите ту же самую сладость в них. Так что различие только в количестве, а не в качестве. То же самое применимо к Аватарам. Их задачи и необходимая им власть различаются согласно времени, ситуации и окружающей обстановке. Но они принадлежат и происходят от одного и того же дхарма сваруп или божественного тела.

Давайте возьмём плод в качестве примера. Он начинается с семени, которое вырастает в дерево, и на нем появляется плод. Работу можно сравнить с семенем, поклонение с деревом и мудрость с плодом.

Предыдущий Аватар, Ширди Баба, заложил основу извечного объединения (интеграции) и дал человечеству послание о том, что долг — это работа. Миссия нынешнего Аватара состоит в том, чтобы заставить каждого осознать, что тот же самый Бог или божественность находится в каждом. Люди должны уважать, любить и помогать друг другу независимо от цвета кожи или вероисповедания. Таким образом любая работа может стать поклонением. Наконец, Према Саи, третий Аватар будет распространять благие (евангельские) вести о том, что не только Бог пребывает в каждом, но также что каждый — это Бог. Это будет заключительная мудрость, которая позволит каждому мужчине и женщине идти к Богу. Три Аватара несут тройное послание работы, поклонения и мудрости.

Человек должен развиться в человечество

В: Так это и есть святая миссия и божественная цель этого тройного воплощения?

Б: Объединение всего человечества в одну касту или семью для установления единства — то есть атмической реализации — в каждом мужчине или женщине, — это основа, на которой покоится весь космический замысел. Как только это осознано, общее божественное наследие, которое связывает человека с человеком и с Богом, станет очевидным, и любовь должна восторжествовать как направляющий свет вселенной.

Во-первых, человек должен развиться в человечество во всей полноте его объединенного потенциала. Сейчас человечество как таковое отсутствует в мире. Нет никакого синтеза между мыслью, словом и делом. Человек сегодня думает об одном, говорит о чем-то другом и поступает совершенно противоречащим образом. Поэтому то, что у нас есть — это индивидуальный человек, запутанный, сбитый с толку и засыпанный противоречивыми мыслями. То, чего мы не видим — человечество, которое побуждаемо хорошими мыслями, хорошими словами и хорошими делами. Мы должны заставить его осознать Бога внутри него, чтобы развить синтез взаимосвязи мысли, слова и дела.

Благая Весть (Евангелие) любви и преданности

Когда этот первичный урок преподается в семье, школе, колледже, обществе, городах, государствах, нациях мира, тогда человек начинает понимать тот факт, что всё человечество принадлежит к одной семье. Как проповедовал Христос, все едины (одно), относитесь ко всем одинаково. Жизненный вопрос заключается в единстве: одна каста, один класс, одно вероисповедание человечества: и это может быть человечеством: и это может быть достигнуто только подчинением своей сущности или эго чистой, самоотверженной, универсальной любви и преданности. Любовь — основание, общий знаменатель, и преданность — это божественная искра, цементирующий, объединяющий, интегрирующий фактор между человеком и человеком, человеком и Богом.

Позвольте мне показать вам пример. (Баба раскладывает свой носовой платок на земле между нами). Вот кусок ткани. Как вы видите, он целиком сделан из нитей. Выньте нити по одной, и ткань станет слабой. Соберите их вместе — и она прочная и сильная. То же самое применимо к человечеству. Любовь связывает его в ткань как миллион, миллиард нитей, и преданность воссоединяет его с Богом. Я, поэтому, воплощаю любовь и использую её как мой инструмент, чтобы возродить человека и создать братство человечества с помощью преданности последнего. Я всегда говорю: Начните день с любви. Наполните день любовью. Закончите день любовью. Это — самый быстрый путь, вернейшая дорога к Богу.

Жизнь — это любовь, наслаждайтесь ей;
Жизнь — это вызов, встречайте его;
Жизнь — это песня, пойте её;
Жизнь — это мечта, осуществляйте её;
Жизнь — это игра, играйте её.

Ширди Баба воплощается

В: Действительно ли Ширди Баба заявил, что он родится через восемь лет после своей смерти в 1918?

Б: Да, он сделал это. Это было записано Кака Дикситом, а также многими другими преданными, которые были с Ширди Бабой.

В: Что делает вас так уверенным в том, что вы являетесь воплощением Ширди Бабы?

Б: Знание моего собственного подлинного опыта, конечно же. Поскольку не осталось в живых никого из тех, кто знал Ширди Бабу, то нет никакого другого доказательства, кроме моего собственного знания и опыта. Сам факт моего заявления 40 лет тому назад о том, что я Ширди Баба, когда мне было всего 10 лет, и когда никто здесь в южной части страны не знал и даже не слышал о Ширди Бабе, доказывает этот факт.

Только дхарма (справедливость) может спасти мир

В: Существующая ситуация, ведомая злыми силами к разрушению, как вы правильно проанализировали ее, кажется, предполагает неизбежность второй войны по типу Махабхарата (эпос о битве в Курукшетре). Подразумевает ли это, что спасение, ради которого вы работаете, может быть доведено до конца только после разрушительной войны?

Б: Зло должно и будет удалено до того, как такая катастрофа могла бы иметь место. Конечно же, будут незначительные войны и вооруженные столкновения: этому нельзя помочь при существующем положении дел. Вопрос войны Махабхараты заключался совершенно в другом. Господь Кришна предопределил (решил вести) ее и, фактически, привел Арджуну на поле битвы, чтобы избавить мир от злых людей и безбожных сил.

Сегодня, как я сказал вам, зло настолько распространилось, что само человечество было бы разрушено в ядерной катастрофе (холокосте) в случае мировой войны. Ради предотвращения такой катастрофы пришел этот Аватар, чтобы поднять человеческое сознание выше существующего синдрома гнева, ненависти, насилия и войны и спасти мир от беды. Это может быть достигнуто только возрождением братства человечества через Веды, шастры и все религии с их благой вестью (евангелием) дхармы для освобождения человеческой расы от цепей кармы (цикла рождения и смерти). Я всегда говорю: Пусть существуют разные веры, пусть они процветают, пусть слава о Боге воспевается на всех языках в многочисленных мелодиях. Они должны быть идеалом. Уважайте различия между верами и признавайте их действенность до тех пор, пока они не гасят пламя единства.

Бог — это человек минус желание

В: Из того что сказал Баба, кажется что нет такого большого различия или дихотомии между Богом и человеком. Прав ли я?

Б: Совершенно верно, Бог — это человек, и человек — это Бог. Все из нас имеют что-то от Бога, божественную искру внутри нас. Все люди божественны подобно мне самому, но с духом воплощенным в человеческой плоти и кости. Единственное различие заключается в том, что они не сознают этой Божественности. Они попали в эту кармическую тюрьму из-за ошибок многих жизней. Я принял эту смертную форму по моей собственной доброй воле. Они привязаны к телу, в то время как я свободен от этой неволи. Главное различие в том, что они толкаемы желаниями из стороны в сторону, а у меня нет никаких желаний кроме единственного высшего — избавить их от желаний.

Возьмем рис-падди (не обрушенный рис) для иллюстрации. Каждое зерно риса заключено в шелухе. Вы должны удалить шелуху, чтобы добыть зерно риса. После этого есть шелуха и рис, оба полученные из одного и того же семени. Рис — эквивалент Бога в человеке, в то время как шелуху можно сравнить с желанием, которое уменьшает Бога до человека. Поэтому, моя формула такова:

ЖИЗНЬ + ЖЕЛАНИЕ = ЧЕЛОВЕК
ЖИЗНЬ — ЖЕЛАНИЕ = БОГ

Путь к самореализации

В: Каким образом жизнь без желаний может сделать из людей Богов?

Б: Жизнь без желания означает реализацию чистой, подлинной сущности (Я), которая есть Атма. Ограниченное желаниями, Я вырождается в эгоизм. Атма обращается в эго. Путь самореализации заключается в очищении этого Я от эгоизма эго. Тогда вы достигаете состояния сознания по ту сторону ума или интеллекта, раскрывая истинную сущность, которая есть Бог. Ум подобен ткани, которая покрывает и душит сознание, нити которого — желания. Если мы отказываемся от желаний, нити опадают и ткань исчезает, открывая нашу истинную природу. Это подразумевает Веданта (эпос древней мудрости и знания), когда предписывает, что нужно избавиться от эго, чтобы осознать себя.

В: Вы имеете в виду, что ум человека таким образом создает блок (препятствие) между человеком и Богом?

Б: Да. Нужно делать различие между умом, который есть эго, и настоящим Я, которое есть сознание (сознательность). Последнее помогает нам пересекать границы эго-ума и узнать о себе как о свидетеле истины. Обычно ученый ум смотрит во внешний мир на то, что может быть воспринято чувствами, существующими в мире ума, чтобы спросить: Что это? Ученый сознания, с другой стороны, всегда смотрит внутрь, на то, что находится по ту сторону (вне) чувств или охвата ума, чтобы спросить: Что есть то?

Поэтому каждый должен подняться от ума к сознанию для достижения самореализации. Чтобы добыть бесконечную, универсальную атму, воплощенная сущность должна вырваться из ничтожной, ограниченной тюрьмы индивидуальности. Желание принадлежит чувствам, мозгу, уму; как только вы станете свободными от этого, вы осознаете сущность, атму, сознание, просветление, и станете едины с космической силой.

Реализация Я — это Бого-реализация. Таким образом человек достигает Бога.

В: Какое значение имеет вибхути (святой пепел) и безделушки, которые вы материализуете и даете людям? Разве у Богочеловека есть какая-либо необходимость в демонстрации таких чудес, которые может исполнять любой фокусник?

Б: До тех пор, пока я в этом заинтересован, это является доказательством моей божественности. Это ни в коей мере не выставление напоказ божественности. Все представления фокусников, как вы знаете, совершаются ради дохода. Это трюки торговцев фокусами. Они представляют из себя своего рода узаконенный обман, перемещение объекта из одного места в другое благодаря ловкости рук, которое остается незамеченным. Они не имеют никакого отношения к сиддхам (оккультным силам) или чудесным силам.

То, что я делаю, это совершенно другой акт творения. Это не фокус, равно как это и не сиддхи. С одной стороны, я не стремлюсь вернуть назад ничего. С другой стороны, я не обманываю людей, перемещая объекты, — я создаю их. Опять же, я поступаю так не из-за какой-либо необходимости или желания выставить напоказ мои силы. Для меня это своего рода визитная карточка, чтобы убедить людей в моей любви к ним и убедить их в ответной преданности. Поскольку любовь бесформенна, я произвожу материализацию как доказательство моей любви. Это просто символ.

В: Все же я еще не понимаю, зачем вам материализовывать кольца, браслеты, часы и другого рода безделушки?

Талисман для защиты

Б: Большинство людей желают талисман как символ моей защиты. Поэтому я обеспечиваю их ними. Когда они в беде, они чувствуют охват кольца, браслета или часов и вспоминают обо мне, призывая меня спасти их, и таким образом я могу помочь им. Также, если я даю им что-то, что они не могут носить, они скорее всего положат это куда-нибудь и забудут об этом.

Главная вещь заключается в том, что эти безделушки или талисманы, как бы вы их ни называли, дают людям чувство безопасности и защиты, которое им нужно во время трудностей или кризисов и создают символическую связь, покрывающую длинные расстояния между ними и мной. Когда преданные нуждаются во мне, эти объекты мгновенно посылают сообщение, как будто бы по радио, и я немедленно прибываю для их спасения.

В: Я сожалею по поводу своей настойчивости, Свамиджи, но разве подарок часов марки Омега или HMT не является актом обмана компании или нарушения их патента?

Б: Я уверяю вас, что ничего такого нет. Это было бы обманом компании или нарушением патента, если бы это было перемещением часов из одного места в другое. Но я не перемещаю; я полностью создаю. Что бы я ни пожелал, это немедленно материализуется (осуществляется). Мне неизвестна ни одна компания, которая бы пожаловалась по поводу какого бы то ни было нарушения патентов.

Значение вибхути (святого пепла)

В: Как насчет вибхути, материализуемого вами? Хотелось бы знать о его сущности, потому что ваши критики пытаются дискредитировать вас, посылая вокруг фокусников, которые производят точные копии вибхути.

Б: То, что я материализую — проявление божественности с могущественным и символическим значением. Это символ космической, бессмертной и бесконечной природы всех форм Бога, атмы или духа — то есть то, что остается, когда всё мирское, преходящее и изменчивое полностью сгорает.

Я говорил вам о императивах (велениях) жизни, лишенной желаний. После того как Шива сжег Бога желания, Кама, превратив его в кучу пепла, он украсил себя этим пеплом, чтобы воссиять как победитель желания. Когда Кама был уничтожен, Према правила (царила) как Богиня любви. Таково значение пепла.

Во-первых, это символ цикла рождения и смерти, в котором все в конечном счете превращается в пепел. «Ибо прах ты и в прах возвратишься.» Пепел или прах — заключительное состояние вещей. Оно не может подвергнуться какому-либо дальнейшему изменению. В духовном контексте, для получающего оно представляет из себя предупреждение отказаться от желаний, сжечь все страсти, привязанности и искушения, и создать чистоту в своих мыслях, словах и делах.

Для преподания этого урока во всей его полноте я материализую пепел для тех, кто приходит ко мне с любовью и преданностью. Как и другие материализации, она также действует как талисман, излечивая больных и обеспечивая защиту для тех, кто в этом нуждается. Это символ божественности, совершенно отличающийся от трюков фокусников, упомянутых вами.

Чудеса исцеления

В: Вы, как полагают, совершаете удивительные исцеления вплоть до оживления умерших. Имеются случаи, где вы, по сообщениям, спасали людей, когда они тонули, или от других несчастных случаев в отдаленных местах. Медицинские эксперты засвидетельствовали хирургические операции, выполненные вами, совершенные на большом расстоянии от того места, где вы фактически находились в это время. Как вам это удается?

Б: С помощью моей собственной санкальпы — то есть божественной воли и власти. Поскольку Я Аватар, эта власть (сила) подлинна, неотъемлема, всеобъемлюща и естественна для моей воли и решения. Мне не нужна никакая мантра (мистическая формула), никакая садхана (духовная практика), никакая тантра (священные писания) и никакая янтра (паломничество), чтобы исполнять так называемые чудеса, которые являются естественными для моего состояния. Мои силы — это просто выражение или утверждение действительности совершенства, которое объединяет меня со всем и везде, во всех временах и местах. Чудеса принадлежат безграничной силе Бога.

Теперь, обращаясь к главным моментам вашего вопроса, — эти явления исцеления имеют двойной аспект. Я могу излечивать, спасать, даже оживлять людей, если они находятся в духовно восприимчивом состоянии. Это похоже на положительные и отрицательные электрические токи. Мою способность излечивать можно сравнить с положительным током. Ваша преданность ко мне похожа на отрицательный ток. Как только они соединяются вместе, преданность обеспечивает то, что называется чудом исцеления.

В действительности именно человеческий ум ответственен за болезнь или здоровье человека. Именно он является их причиной или мотиватором. Когда наступает исцеление или излечение, тогда должна быть создана необходимая вера внутри ума для этой цели. Всё, что я делаю, — это наделяю его уверенностью, волей и силой излечить себя. Это моя обильная любовь, отвечающая взаимностью в соответствии с интенсивностью веры преданного в меня, производит желаемый результат.

Не сиддхи или трюки фокусника

В: Так это не сиддхи силы или трюки фокусника, как полагают ваши критики?

Б: Они не являются ни трюками фокусника, ни сиддхи (оккультными) силами, которые могут прийти к каждому при соответствующей дисциплине и йогических упражнениях; мои силы защищать, исцелять, спасать людей и материализовывать объекты происходят от Бога и могут использоваться только Аватаром. Они никоим образом не выработаны, выучены или развиты, но проистекают от космической силы.

В: Некоторые говорят, что вы командуете невидимым духами, которые могут перемещать объекты из одного места в другое по вашим приказам.

Б: Для меня нет никакой необходимости командовать невидимыми духами, поскольку моя собственная божественная воля материализует объекты. Я есмь всё, я вездесущ, всеведущ, всемогущ и присутствую везде; и чего бы я ни пожелал, оно сразу же происходит. Подобно качествам истины, любви и мира, это вещи, которые производят атмические (божественные) или космические силы позади вселенной.

В: Ваши последователи, как находящиеся рядом с вами, так и за границей, заявляют о несомненных доказательствах присутствия Бабы в глубине их души. Некоторые написали про вас как про пребывающего в них самих Бога. Каково объяснение этого явления?

Обитающий внутри Бог

Б: Это милость, порожденная моей любовью к ним, отвечающая взаимностью на их преданность. В конце концов, как я неоднократно заявлял, все мы&nbnbsp;принадлежим к одному и тому же божественному принципу. Набожность, которая присутствует в каждом в форме маленькой искры, присутствует во мне как полное (целое) пламя, и моя миссия — развить каждую маленькую искру Бога в каждом до полноты божественного пламени.

Первый императив (требование) этого развития в том, что получатель милости также обеспечивает со своей стороны преданность, необходимую для завершения. Те, кто несут присутствие Бабы в своих сердцах подобно пребывающему в них Богу, принадлежат к такого рода преданным. Они приходят ко мне, смотрят на меня и слушают меня, ощущают мою любовь к ним и получают ее через преданность. Таким образом они становятся частью меня и моей божественности.

Для сомневающихся и запутавшихся я покажу такую иллюстрацию. Те, кто хотят найти жемчуг в море, должны нырнуть глубоко, чтобы извлечь его. Им не помогут барахтанья среди мелких волн около берега и высказывания о том, что в море нет никакого жемчуга, и все истории о нем ложны. Аналогично, если человек хочет обеспечить любовь и милость этого Аватара, он тоже должен нырнуть глубоко и погрузиться в Саи Бабу. Тогда и только тогда он станет единым со мной и понесет меня в сокровенной глубине своей души (сердца).

В: Критики Свамиджи спрашивают, почему Саи Баба не помогает людям, находящимся в бедствиях, принося дождь во время засухи или создавая пищу там, где есть голод, посредством его санкальпа шакти (божественная сила, универсальная энергия). Разве Аватар не может помочь человечеству в управлении естественными силами и предотвращать бедствия подобно землетрясениям, наводнениям, засухе, голоду и эпидемиям?

Б: Это именно то, что я делаю, воплощаясь как Бог, пребывающий внутри человека, для преодоления таких бедствий. Есть два пути, с помощью которых Аватар может помочь людям: с одной стороны — мгновенное решение, с другой — долгосрочное.

Любое мгновенное решение шло бы как против фундаментального качества самой природы, так и против кармического закона причин и следствий. Большинство людей живет в материальном мире своих желаний и эго, который управляется в соответствии с этим законом. Они пожинают плоды своих действий. Это вызывает их эволюцию или вырождение. Если Аватар вмешается для немедленного решения их проблем, это остановило бы все действия и развитие, даже эволюцию. Это решение исключено, потому что оно полностью отрицает природные законы.

Другой и более эффективной альтернативой представляется долгосрочное решение, посредством которого Аватар ведет людей самих к более высокому уровню сознания, чтобы позволить им понять истину духовных законов так, чтобы они могли повернуться по направлению к справедливости и настойчиво работать для улучшения состояния. Это вернет их назад к природе и кармическому закону обусловленности. Это позволило бы им стать над циклом причин и следствий, по отношению к которому они являются сегодня жертвами, и таким образом командовать и управлять природными силами, чтобы быть способными предотвратить бедствия, о которых вы упоминаете.

Восхождение человека к Богу

В: Вы подразумеваете, что сейчас вы поднимаете сознание человечества до богоподобного состояния, чтобы позволить ему командовать своей собственной судьбой?

Б: Именно. Они смогли бы разделить мою санкальпа шакти (божественная сила, универсальная энергия). Я должен работать через них, пробуждать находящегося в них Бога и развивать их к высшей реальности, чтобы позволить им овладеть жизнью и силами. Если я бы излечил всё мгновенно, оставив людей на их существующем уровне сознания, они бы вскоре перевернули всё вверх дном и снова бы вцепились в горло друг другу, и в результате та же самая хаотическая ситуация существовала бы в мире.

Страдание и мучение — неизбежные акты космической драмы. Бог не принимает решения относительно этих бедствий — человек вызывает их как возмездие по отношению к своим собственным злым делам. Это корректирующее наказание, которое побуждает человечество отказаться от неправильного пути и вернуться на правильный путь, чтобы оно могло испытывать богоподобное состояние сат-чит-ананды — то есть существование (переживание) мудрости и блаженства. Всё это является частью великого синтеза, в котором негативное служит прославлению позитивного. Таким образом смерть прославляет бессмертие, невежество прославляет мудрость, страдание прославляет счастье, ночь прославляет рассвет.

Так что, наконец, если Аватар немедленно устранит бедствия, упомянутые вами, что я могу делать, и делаю, когда в этом есть большая необходимость, вся драма творения с ее кармическими (универсальными, неизбежными обязанностями) законами разрушится (коллапсирует). Помните, эти бедствия происходят не из-за того, что Бог сделал что-то с человеком, а фактически из-за того, что человек сделал с человеком. Поэтому человек должен быть разобран и собран заново, с разрушенным собственным эго и измененным трансцендентным сознанием, так, чтобы он мог подняться над кармой, чтобы командовать ей.

В: Удалось ли вам достичь этого синтеза, Свамиджи, особенно с богатыми и могущественными классами?

Сплав богатого с бедным

Б: Я не достиг всех их как класс, но с учетом моих индивидуальных контактов с ними результаты вдохновляют. Богатые и могущественные, конечно, представляют из себя трудную проблему в вопросе преобразования. Они нуждаются в специальном подходе. Бедные люди, с другой стороны, очень хорошо участвуют в совместной работе. Они понимают, оценивают и помогают моим планам и идеям.

В: Каково решение этого возрастающего конфликта между богатством и властью с одной стороны и бедностью и ослабленностью с другой?

Б: Преобразование обоих в единое совместное братство на условиях равенства без соперничества и конфликтов. Это может произойти только благодаря истине и любви. Главная проблема заключается в слиянии двух классов в один единственный класс. Проблема, однако, заключается в том, чтобы свести их вместе на общей основе или платформе. Богатые люди живут изолированно в определенном состоянии и условиях.

Точно также и бедные изолированы в другом состоянии и условиях. Как мы сведем их вместе?

Я делаю это многочисленными тонкими способами, ломая барьеры между богатством и бедностью и создавая чувство равенства и единства между бедными и богатыми. В этом ашраме (духовной общине) вы обнаружите их живущими и работающими вместе, даже выполняющими грязную работу на условиях полного равенства. Здесь нет каких бы то ни было различий в чем бы то ни было, никакого специального обслуживания для богатых. Они живут, едят, работают, поклоняются и спят подобно беднякам. Все живут как сообщество трудящихся, разделяющих общую строгость (аскетизм) ашрама.

Покой ума — за пределами богатства

Несмотря на нашу строгую дисциплину, промышленники и бизнесмены хотят прибыть сюда. Почему? Потому что они получают покой ума, не зависящий от физического комфорта, который нельзя купить или обеспечить ни за какое богатство или власть на земле.

Таким образом мы открываем им прекрасный новый мир духовных сокровищ, и они должны жертвовать материальными нуждами и комфортом. Моя миссия состоит в том, чтобы показать им путь к покою ума, которого желает каждый — и богатый, и бедный. В этом процессе духовной эволюции ищущий узнаёт, что это блаженное состояние не может быть куплено за деньги в магазине или подарено кому бы то ни было кем бы то ни было, кроме него самого. Оно может прийти только из универсального источника божественности, пребывающего внутри Бога, который охватывает как бедных, так и богатых. Эта концепция создает общее товарищество, братство отдачи и обретения между богатым и бедным. Те, кто имеют слишком много, обязаны отказаться не необходимых нужд, в то время как те, кто имеют слишком мало, смогут реализовать свои потребности.

В конце концов, в духовных терминах, все человечество принадлежит к одному и тому же классу, касте или религии. Божественные принципы в каждом и всех из них происходят из одного и того же Бога. Это фундаментальное единство должно открыться им через прямой контакт с духовными реалиями и убедительной расширяющейся силой любви, пока они не станут частью универсальной религии труда, поклонения и мудрости.

Материальное богатство — это духовная бедность

В: Все это было бы простой и желанной благой вестью для бедных, поскольку они ничего не теряют и получают всё по вашей философии, но как насчет богатых, которые должны потерять всё, если они последуют за этим?

Б: Это самая трудная проблема. Они просто должны терять, подчиняться, устранять свои ложные ценности, если они хотят моей милости. Пока люди продолжают быть рабами материалистических определений богатства и бедности, до тех пор не может быть никакого решения. Поэтому я стараюсь преобразовать их умы и сердца в сторону духовных ценностей и истин.

В конце концов, кто самый богатый человек? Тот, у кого самые большие нужды и, поэтому, самые большие беспокойства и волнения? Или тот, кто удовлетворяется самыми необходимыми потребностями в жизни и, поэтому, является более или менее лишенным желаний и сравнительно счастливым? Судя по такому критерию счастья, бедный является духовно богатым, а богатый духовно бедным. Не материальное, а духовное удовлетворение в конечном счете делает жизнь стоящей того, чтобы жить.

Как я сказал прежде, жизнь без желаний приносит человеку божественность; и те, кто ищут моей милости, должны утратить желания и жадность. Богатство представляет собой фатальное искушение. Оно — источник и причина человеческой неволи. Желание поднимает стандарты жизни до тех уровней, которые никогда не могут быть удовлетворены. Это ведет к умножению желаний и последующим неприятностям и расстройствам.

Нет милости без жертвенности

Решение находится в нашем акценте на качество по отношению к стандартам жизни — высокие мысли и непритязательная жизнь (high thinking and lowly living). Ум — это лошадь, тело — это телега: чтобы достичь умственного покоя, вы должны поместить лошадь высоких мыслей перед телегой физического комфорта.

В: Это философия на словах, но как вы осуществляете ее на практике?

Б: Богатые, также как и бедные, приходят к Саи Бабе в поисках любви, мира и освобождения от своих проблем и затруднений. Мое предписание им — абсолютная самоотверженность и отсутствие желаний. Для бедных это является естественным состоянием или положением. Так что моя любовь течет к ним, чтобы заключить в объятия их преданность. Таким образом они получают мою милость.

Узы обезьяньего ума

Богатые, с другой стороны, не могут добиться этой милости без отказа от своих материалистических взглядов и эгоистических привязанностей. Так что для них является обязательным жертвование материальной жадностью для получения духовной милости. Я говорю им:

Эго живет, получая и забывая, (Ego lives by getting and forgetting,)
Любовь живет, давая и прощая. (Love lives by giving and forgiving.)

Таким образом я изменяю их умственную позицию. Я преобразовываю их обезьяньи умы в любящие, дающие и прощающие умы.

В: Обезьяний ум, Баба — что вы подразумеваете под этим?

Б: Это своего рода менталитет, который используется крестьянами, чтобы заманивать в ловушку и уничтожать обезьян. Когда крестьянин хочет поймать обезьяну, он использует большой горшок с узким горлышком как западню. Внутри горшка он помещает еду, которую любит обезьяна. Обезьяна находит горшок и просовывает лапу внутрь, чтобы схватить столько пищи, сколько можно удержать. Как только это сделано, она неспособна вынуть лапу через узкое горлышко горшка. Она воображает, что кто-то внутри горшка держит лапу, начинает бороться и пытается убежать вместе с горшком и, обреченная на неудачу, оказывается в ловушке. Никто не держит обезьяну; она заманила в ловушку сама себя из-за своей собственной жадности. Как только она выпустит взятое из своей руки, она будет освобождена от неволи.

Подобным образом я рассказываю богатым людям о том, что человек соблазнён богатством, удовольствиями и мирскими желаниями. Когда он теряется и запутывается в таких привязанностях и страдает от последствий жадности, он думает, что что-то тянет его вниз, пленяет его, разрушает его. Как только он отказывается от материальных богатств и желаний, он становится свободен. Я делаю его осознающим свою неволю по отношению к обезьяньему уму и освобождению себя.

Духовный социализм Бабы

В: Баба, кажется, предписывает своего рода духовный социализм, основанный на преобразовании богатства в опеку (попечительство) ради удаления бедности.

Б: Да, опека, основанная на любви, сотрудничестве и братстве. Что еще можно сделать? Изменение должно исходить из сердца; оно не может быть навязано извне. Все материалистические доктрины не сумели вызвать никакого реального преобразования. Нигде нет никакого равенства. Только духовное преобразование до ментальности с отсутствием желаний может быть положено в основу требуемой революции человеческого сознания, от которой одной могут произойти желательные перемены.

Мы должны повернуть общество от ложных ценностей к настоящим. Мы должны убедить людей в том, что идеал высокого стандарта жизни неправилен. Он должен быть заменен высоким уровнем образа жизни и мышления на основе смирения, морали, сострадания и непривязанности, в противоположность существующей жадности к соревновательной роскоши и очевидному потреблению. Люди должны убедиться в том, что единственный способ пробудить скрытую в них божественность — это господство над желаниями и обуздание жадности к удовольствиям и роскоши вместо того, чтобы быть рабом этих ложных материалистических ценностей.

Путь Саи к Дхарме (Справедливости)

В: В таком случае я полагаю, что различные образовательные и социальные организации и службы, созданные Бабой — приблизительно 3000 В общей сложности — предназначены для того, чтобы создать кадры, необходимые для вызова желательных социально-экономических изменений через любовь и убеждение?

Б: Они предназначены для того, чтобы поместить новое поколение на путь Саи — истины, справедливости, мира, любви и ненасилия. Их девиз — «работа — это богослужение» и «долг — это Бог» — стремится принести новый социальный порядок, связанный с Сатья — то есть истиной, и дхармой — правильными действиями.

В: Индия была описана как богатая страна бедных людей. У нас есть богатство всего мира, запертого в недрах нашей хорошей земли. И все же народ остается экономически бедным и отсталым. Есть ли у вас какое-либо решение для восстановления нашей экономики?

Социально-экономический синтез

Б: Ваш анализ правилен. Решение проблемы, которую вы изложили, лежит в упорном труде и увеличении производства на совместной (кооперативной) основе. Чтобы достигнуть этого, необходимо избавить людей от болезни индивидуальности, жадности и эгоизма. Каждый индивидуум должен быть научен мыслить и работать в более широкой концепции общества и его нужд. Как только это будет выполнено, будет меньше разговоров и больше работы.

Опять же, именно духовный путь может спасти эту страну и мир от ошибок материалистического строя (порядка). То, в чем мы нуждаемся — это синтез духовных и материальных аспектов жизни. Это обеспечит появление человека с общественным сознанием и императивом (велениями) совместного духа для создания национального благополучия и процветания через самоотверженный, совместный труд.

В: Очень хороший совет, Свамиджи, но проблема в том, что всё богатство, созданное трудом, кажется, находит свой путь в карманы богатого и могущественного меньшинства. Есть ли у вас духовное предписание по поводу этого неравенства?

Желание должно быть уравновешенным

Б: Нет никакого сомнения в том, что распределение не производится должным образом. Существующие доктрины равенства, социализма и т. д. не преуспели в достижении равенства в распределении богатства и собственности. Трудность состоит в том, что вы уравниваете богатство, землю и собственность через законы, но могут ли законы обеспечить равенство в желаниях людей? Для этого требуется исцеляющее прикосновение духовности.

Вначале необходимо излечить желание и его вредные последствия. Необходимо убедить богатых в том, что желание и его исполнение через материалистические потребности — это аспект обезьяньего ума, которое может только повредить им и держать их в неволе. Только это решит проблему неравенства и неправильного распределения.

Богатые откажутся от своих сумасбродных (расточительных) запросов, бедные получат то, в чем они нуждаются, и немного больше; и этот процесс вызовет более равноправное распределение.

В: Чтобы завершить эту секцию, Свамиджи, не могли бы вы перечислить главные причины социальной и экономической отсталости Индии?

Б: С чисто материальной точки зрения, это вопрос спроса и предложения. Из-за всепоглощающих материальных ценностей нашего общества запросы становятся всё большими и большими, в то время как предложение остается тем же самым или даже уменьшается. Решение, безусловно, состоит в том, чтобы увеличить предложение или уменьшить запросы. Затем, конечно же, есть проблема увеличения населения. Эта трехгранная проблема экономического дисбаланса нуждается в одухотворении в целях поиска эффективного решения.

Меньше багажа — лучше путешествие

Наша настойчивость в отношении жизни без желаний, в которой человеческие потребности уменьшены до минимальных нужд, является спасением и единственно возможным путем восстановления социального и экономического баланса. Обуздайте ваши желания, уменьшите ваши потребности, живите в духовной строгости, и доступный материал будет достаточен для всего человечества. Более того, напряженные отношения конкурентной социально-экономической системы растворятся, и покой ума будет восстановлен.

Жизнь от рождения и до смерти подобна путешествию в транспортном средстве. Тело — это транспортное средство, в котором вы двигаетесь к смерти. Меньше багажа вам нести лучше. Зачем обременять себя мирским богатством и материальным комфортом, когда вам, возможно, придется менять ваш курс или даже встречаться с какими-нибудь неполадками или авариями и, в любом случае, в конце поездки вы должны оставить позади все ваше имущество, приняв вашу атму? Не лучше ли уделить внимание бессмертному духу вместо того, чтобы тратить время, которое уходит, на получение богатства и обеспечение комфорта?

Такова логика духовности, с помощью которой я стремлюсь изменить отношение людей.

Почему не тыквы или огурцы

В: Баба уже разъяснил большинство проблем, поднятых доктором Нарасимхиах и другими критиками. Некоторые, однако, остаются без ответа. Нарасимхиах спрашивает, почему вы не материализуете тыквы или огурцы, или часы с непохожей ни на что другое маркой, чтобы доказать, что это — ваше творение, а не перемещение произведенного кем-то другим?

Б: Тыквы и огурцы могут быть материализованы так же легко, как кольца или другие объекты. Но это скоропортящиеся объекты, а весь упор в материализации, как я уже объяснял, сделан на их постоянстве. Именно поэтому кольца или часы станут более пригодными в качестве талисманов или средств для контакта и связи между Аватаром и его преданными.

Точка зрения, которую они пытаются доказать — это то, что большие объекты подобно тыквам не могут быть перемещены, в то время как маленькие подобно кольцам могут. Но, как я неоднократно говорил, я не перемещаю вещи посредством ловкости рук. Я создаю их, чтобы они были талисманами.

Теперь, приступая к вашему вопросу относительно кольца или часов, непохожих ни на что другое, для доказательства того, что это является моим собственным творением, хотелось бы вам, чтобы я материализовал что-нибудь для вас?

Чудо кольца со знаком Ом

В: Да, Свамиджи, конечно же, я хотел бы.

Баба совершил волнообразное движение своей рукой в воздухе и материализовал серебряное кольцо, имеющее надпись ОМ в центре и знаки Саи Рам на краях, взял мою правую руку и мягко надел его на средний палец. Оно было как раз впору и это было именно то, что я хотел от Бабы.

В: Спасибо, Баба, вы прекрасно ответили на вопрос. Теперь к оставшемуся без ответа пункту Нарасимхиаха относительно обманщика Саи Кришны или Пандаварупа, чьё мошенничество и обман были разоблачены его комитетом. Он утверждает, что мальчик имел ваш патронаж.

Никакого контакта с мальчиком-обманщиком

Б: Я могу ручаться вам, что нет абсолютно никакой связи между ним и мной. Его люди несколько раз пытались устроить встречу между нами, но мы отказались от их предложений. Конечно, тысячи людей, как вы видели этим утром, приходят сюда для даршана. Есть также и другие, которые выдают себя за моих учеников или делают деньги, используя мое имя. Поскольку это случается не только здесь, но и в других штатах и даже за границей, мы не можем ничего сделать по этому поводу. Они разоблачают себя рано или поздно, как это случилось с этим мальчиком. У меня нет абсолютно никаких связей или отношений с такими людьми.

В: Комитет Нарасимхиаха хотел исследовать ваши чудеса с научной точки зрения в лабораторных условиях, как они делают это. Вы отклонили предложение. Не могли бы вы прокомментировать это противоречие?

Б: Как может наука, которая связана физическими и материалистическими взглядами, исследовать трансцендентные явления вне ее возможностей, досягаемости или понимания? Ошибкой (заблуждением) было бы соглашаться на это. Одно относится к материальному, а другое к духовному планам. Наука должна ограничить свои запросы только вещами, принадлежащими к человеческим чувствам, в то время как духовность превосходит чувства. Если вы хотите понять природу духовной силы, вы можете сделать это только через путь духовности, а не науки. То, что наука оказалась способна разгадать — это всего лишь часть космических явлений; однако, она имеет тенденцию преувеличивать свой вклад.

В: Это верно, Свамиджи, но наука всё время развивается, и вчерашняя метафизика становится сегодняшней физикой.

Светлячок в солнечном свете

Б: Совершенно верно, но она все еще слепа по отношению к обширному и невидимому миру сознания. Сам тот факт, что наука всё время изменяется, доказывает её неспособность исследовать окончательную и абсолютную истину. Некоторое время назад ученые утверждали, что атом не может быть разрушен, но недавно им удалось разрушить его. Они все еще неосведомлены о реальностях пранической силы позади атома, которая является самым малым из его компонентов.

Наука — это просто светлячок в свете и блеске солнца. Действительно, она может исследовать, открывать и собирать много информации о природе и ее материальных функциях и использовать эту информацию для развития мирских вещей. Духовность, с другой стороны, правит в той области космоса, где для науки нет никакого места. Именно поэтому некоторые открытия науки полезны, в то время как другие могут быть губительными.

Как я сказал прежде, доктор Нарасимхиах и его группа подобны людям, говорящим на телугу, которые идут в кино на сеанс тамильского фильма. Они увидят только танец, борьбу и насилие, героев и злодеев, звезду с красивым лицом и другого рода поверхностные вещи, но они упустят более тонкие аспекты, такие как музыка и поэзия, сюжет (фабула), диалоги, шутки и т. п.

Неправильный дух и подход

Тем не менее, как я уже неоднократно говорил, здесь приветствуются те, кто хотят понять меня. Дух исследования — вот что важно. Иностранные парапсихологи приходили сюда и проверяли меня в таком положительном и конструктивном духе. Вы видели их отчеты. Они не пишут писем и не делают публичных заявлений.

Подход Нарасимхиаха был неправильным; именно поэтому я отклонил его. Если бы это было не так, он был бы приглашен. Я не призываю находящихся здесь людей к тому, чтобы они поклонялись Богу. Я хочу, чтобы они приходили, смотрели, слушали, изучали, наблюдали, чувствовали и осознали Бабу.

Только тогда они поймут меня и признают (оценят) Аватара.

В: Доктор Нарасимхиах утверждает, что, согласно науке, «Ничто не может быть создано из ничего.» Вы явно отрицаете этот закон науки с помощью трансцендентальной формулы управления космической энергией и через использование паранормальных сил. Вы можете объяснить эту тайну?

«То, чего я желаю, произойдёт»

Б: Формула о том, что ничто не может быть создано из ничего, соответствует ограниченной области и мерности духовности. В последней области всё может быть создано верховной волей. Всё, что существует, можно заставить исчезнуть, и всё, что не существует, можно заставить появиться.

Наша история и традиция, как священные писания, так и литература, полны таких событий, которые могут называться чудесами. Материальные законы и формулы просто не применимы к божественности. Для меня это не является вопросом какой-либо тайны или чем-то загадочным. То, чего я желаю, произойдёт; то, что я приказываю, осуществляется (материализуется).

В: Вице-канцлер выступает с насмешками по поводу вашего утверждения о том, что «Бог есть в нас всех.» Он спрашивает: «Не является ли это чистым бегством от действительности? Как Бог может быть настолько неуверен в Себе?» Ваши возражения, пожалуйста.

Бог существует в каждом

Б: Его вопросы противоречат самой основе индийской философии, также как и большинству всех остальных религий. Все наши священные писания утверждают, что Бог присутствует в каждом. Согласно Вивекананде, «Бог присутствует во всем.» Единственная вещь, которая проявляет себя и является общей для всего мира, и фактически управляет всей вселенной и направляет её — это божественность. Ничто иное, кроме божественности, в действительности не существует.

Это не бегство от действительности, а фундаментальная и вечная истина. Я говорю так не потому, что я неуверен в моей собственной божественности. Именно моя уверенность в этой абсолютной и полной подлинности заставляет меня утверждать этот факт. Ученые настолько неуверенны в себе, что они занимаются уводящими от проблем теориями.

Например, они говорят, что луна безжизненна. Одновременно, они утверждают, что вся материя состоит из двигающихся атомов. Не является ли в таком случае луна конгломератом тех же самых двигающихся атомов? Тогда как она может быть безжизненна? Нет такой материи, которая не состояла бы из атомов, электронов, нейтронов и протонов, которые также постоянно двигаются. Эта энергия также есть Бог.

Также нет такого человека, в котором не было бы божественности. Говорить о том, что в человеке нет Бога, равнозначно высказыванию, что нет атомов в луне или любом куске материи. Вездесущность Бога была описана в наших древних текстах как: «ano baniyam mahatoo maniyam» (Бог — маленькая частица в самых маленьких частицах и великое множество в величайших множествах). В этом контексте, как можно говорить о том, что в человеке нет Бога?

Не существует предпочтения для богатых и могущественных

В: Еще один существенный вопрос, поднятый вашими критиками — это то, что вы выказываете предпочтение богатым и могущественным людям в противоположность бедным и слабым в вопросе божественных подарков, чудесных лекарств и индивидуальных даршанов. Действительно ли это так? Если да, то почему?

Б: Это не так. Я никогда не вижу и не делаю никаких различий между богатыми и бедными. Я смотрю на них только с точки зрения их преданности, их желаний, жертвенности, которую они проявляют, и их проблем. Вы были здесь этим утром и видели сотни людей, нескольких богатых и бедное большинство. Разве вы обнаружили, что у меня было какое-либо особое отношение к кому-нибудь из них? Все те, кого я привёл со мной в эту комнату, были бедными и слабыми, больными или имеющими проблемы.

С моей точки зрения те, кто считаются в мире богатыми или могущественными людьми, в действительности приносят ко мне свои обеспокоенные сердца и больные умы. Я излечиваю их, предлагая им отказаться от материального богатства и власти ради духовного покоя и милости.

В: Из того, что Баба сказал до настоящего времени, мне кажется, что ваша миссия заключается в том, чтобы позволить человечеству раскрыть заново и воплотить утраченное благочестие. Прав ли я?

Б: Вы правы. Когда человек повернется внутрь, чтобы осознать свою истинную сущность, тогда Бог начнет проявлять себя в нём. Самореализация — это Бого-реализация. Простыми словами, это — реализация (осознание) того, что вы являетесь не только телом и умом с физическими органами, но внутри вас есть сущность — атма, которая есть Бог — отличающаяся от этих скоропортящихся вещей. Эта сущность всемогуща, вездесуща и всеведуща. Понимание этой истины направит вас по правильному пути к Бого-реализации.

Ужас ядерной войны

В: То есть ваша цель может быть подытожена как братство человечества, которое будет достигнуто через доктрину любви?

Б: Да, что же еще может спасти мир от термоядерных пожаров? Все указывает на ужас приближающегося пожарища; и моя миссия состоит в том, чтобы упредить пожары, восстанавливая дхарму и духовный закон единого Бога, единой религии, единого языка, охватывающих единое человечество.

Я проповедую только одну религию любви для всех, которая одна может объединить человеческую расу в братство людей под отцовством Бога. Я знаю только один язык сердца вне ума или интеллекта, который связывает человека с человеком и человечество с Богом, таким образом создавая взаимное понимание, сотрудничество и всеобщую жизнь в мире и гармонии. На этом основании я хочу построить единое человечество без каких-либо религиозных, кастовых или других барьеров в универсальной империи любви, которая позволила бы моим преданным чувствовать весь мир как их семью.

В: Хорошо сказано, Баба, но не вызовет ли такая дхарма с ее индусской ориентацией конфликта с уже существующими религиями?

Б: Нет, не будет никаких конфликтов, потому что моя цель — установление санатана дхармы, которая верит в единого Бога как вдохновителя основателей всех религий. Так что никто не должен отказываться от своей религии или божества, а поклоняться через них единому Богу, пребывающему во всём. Я пришел не нарушать или уничтожать, а утвердить и поддержать каждого в его собственной вере.

Дхармический путь к миру (покою)

В: Но как это предотвратит ядерную катастрофу?

Б: Удаляя все причины, источники, барьеры и провокации типа класса, касты, вероисповедания, цвета кожи расы, и заменяя существующую ненависть и насилие любовью и не-насилием. Я намереваюсь обеспечить человечество евангелием мирного сотрудничества, чтобы заменить существующую эскалацию к смерти через взаимное разрушение.

Р. К. Каранджиа: Спасибо, Свамиджи. Я крайне признателен вам, потому что я действительно не ожидал, что вы ответите на весь длинный список моих вопросов.

Место: Прашанти Нилаям
Дата: сентябрь 1976

Источник: Самюэль Сандвайс «Дух и Ум» (The Spirit and the Mind), 235−58. Интервью Свами для индийского журнала Блиц, интервью с Р. К. Каранджиа (R.K.Karanjia), перевод на русский язык: В. Вернигора