Топ-100
Несколько слов:
Раджгир
Раджгир, или Раджагриха, "царский дворец" (12 км к югу от Наланды), был столицей империи Магадха в VI в. до н.э. Древняя Раджагриха была центром культа поклонения змеям-нагам, как подателям дождя, а именно царю нагов - Манинагу, который почитался также как защитник от змеиных укусов. "Затем, придя в тиртху Манинаги, обретёт плод дарения тысячи коров тот человек, который неустанно вкушать будет пищу этой тиртхи; и если даже ужалит его ядовитая змея, то яд не оборит его. Кто проведёт там всего одну ночь, избавится от всех грехов" (Махабхарата, Араньякапарва, гл. 82). Это священное место как для джайнов, так и для буддистов. Махавира проповедовал здесь в течение 14 сезонов дождей, тут родился двадцатый тиртханкара (создатель пути) джайнов Муни Суврата, здесь умерли все первые ученики Махавиры. Будда также провёл 5 сезонов дождей в Раджгире. Именно здесь Будда совершил Второй и Третий Повороты Колеса Дхармы, дав действительно поворотное учение о Праджняпарамите. После того, как Будда ушел в нирвану, его ученики встретились в пещере Саптапани (Саптапарни) в Раджгире, в которой по преданию медитировал сам Будда, пережидая сезон дождей. Здесь же и состоялся Первый Буддийский Собор, где впервые были записаны поучения Будды. На вершине холма Ратнагири, где Будда давал учения, сегодня воздвигнута японская  ступа Вишва Шанти (покой мира), куда можно подняться по канатной дороге. Подобные ступы построены в различных местах Индии, а также и в других странах. В нишах ступы, расположенных согласно четырём сторонам света, установлены золотые статуи Будды, каждая из которых символизирует важные моменты его жизни. Рядом со ступой построен японский буддистский храм, служба в котором не прекращается ни на минуту. Неподалёку начинается узкая тропа, ведущая к маленькой площадке, расположенной над обрывом. Отсюда же открывается вид на некоторые из множества джайнистских храмов, построенных на вершинах холмов.  Табличка, установленная здесь оповещает посетителей о том, что именно здесь, на Орлиной скале было дано учение о Праджняпарамите.

Современный Раджгир - небольшой городок, расположенный к северу от древней территории города, которая охватывает семь пустынных, окружающих долину холмов. Когда-то город окружала пятидесятикилометровая стена со сторожевыми башнями, сложенная из каменных блоков. Её остатки можно увидеть у северных и южных ворот.

Следуя мимо руин форта Аджаташатру, дорога подходит к небольшой площади. Справа раскинулся бамбуковый парк Венувана, где жили Будда и его ученики. Небольшой холм, где находятся сейчас мусульманские могилы, отмечает место, где стояли ступа и вихара (храм), построенные царём Аджаташатру. В парке есть небольшой зоосад, тайский храм и бассейн Каранда Танк, в котором совершал омовения Будда.

Большой японский храм Ниппондзан Мюходзи и гостиница "Centaur Hokke Club" обслуживают нужды японских паломников. Бирманские буддисты построили свой храм к востоку от форта.

К югу от парка Венувана, у подножия холма Вайбхара, стоят джайнские и индусские храмы, построенные вокруг 22 горячих источников, называемых "таподах", что означает "воды тапаса". Согласно легенде, эти целебные воды впервые были согреты тапасом подвижника Какшивана, легендарного риши из рода Паджра, автора некоторых гимнов Ригведы. Самый горячий из них "Брахмакунд" находится в двух километрах к югу от города, возле многолюдного храмового комплекса Лакшми-Нараян (в период расцвета буддизма на этом месте находился буддийский монастырь "Таподхарма"). Сюда устремляются тысячи паломников, желающих принять омовение в его священных водах. Здесь имеются общественные бассейны. Дальше за пещерой Пиппла и монастырём Джарасандха-ки-Байтхак, стоит Маньяр Матх - каменное здание, бывший храм змея-полубога Манинанги. Поворачивая налево, дорога проходит мимо Дживакамхаваны - рощи манговых деревьев, подаренной Будде Дживакой, врачём царя Бимбисара. Затем дорога подходит к Маддакуччи, откуда можно прогуляться пешком на холм Гридхракута, который считается самым священным местом в Раджгире, поскольку именно здесь Будда прочёл бОльшую часть своих проповедей.

Недалеко от Раджгира в городке Кундалпур существует ветвь джайнизма, называемая Дигамбар. По их мнению именно в их городе родился Господь Махавира (6 в. до н.э.)