Топ-100
Несколько слов:
Зеркало Просветления (разделы 131-135)
  1. Познай познание
  2. Не сражайтесь с собой
  3. Даже дышите с любовью
  4. Признание освобождает
  5. Тонкие желания порождают тонкие страдания

Познай познание

Вы можете всё время использовать термин «самопознание», но оно является неправильным, ибо вы не можете знать самого себя. Вы сами всегда являетесь познающим, а не объектом познания. Вы не можете поставить самого себя перед собой; вы всегда будете отступать немного назад. Всё, что бы вы ни познавали, не может быть вами.

Я не могу видеть самого себя так же, как я вижу вас. Кто будет видеть? Ведь каждый акт познания, видения, представления означает, что имеются, как минимум, две сущности: познаваемое и познающий. В этом смысле, самопознание невозможно, ибо вы не можете превратить себя в объект. Но слово «самопознание» имеет другое значение.

Вы можете познать себя не так, как вы познаете всё остальное. Когда нет ничего, что можно было бы познать, когда все объекты исчезли, когда вы отвергли всё познаваемое, внезапно вы начинаете осознавать самого себя. И это осознание не является двойственным: здесь нет ни объекта, ни субъекта. Это просто субъективность.

Эта осознанность дает вам другое измерение существования. Вы не разделены на две части. И это лучше назвать самоосвещением. Познание бывает двух типов: познание объектов и познание субъективности. Познание познаваемого и познание познающего. Человек может познать весь мир, но если он не осознает познающего, он остается невежественным.

Не сражайтесь с собой

Человек как «двуликий Янус», он и животное, и божественное одновременно. Животное — это прошлое человека, а божественное — это будущее. Прошлое ушло, а будущее еще в будущем, это просто потенциальная возможность. И между этими двумя ликами существует человек — тень прошлого и мечта о будущем.

Он ни то, ни другое, он и то, и другое. Человек существует, как напряженность между тем и другим: тем, что было, и тем, что может быть. Это причина конфликтов, причина борьбы за самореализацию. Человек — это просто шаг от животного к божественному. Поэтому, что бы человек ни делал, он никогда не бывает удовлетворенным.

Если удовлетворено животное, то не удовлетворено божественное. И наоборот. Какая-то часть всегда недовольна. И все пытаются сделать невозможное — прийти к какому-то компромиссу, на основе которого могли бы существовать прошлое и будущее, низменное и возвышенное, ад и небеса, божественное и животное.

Но тысячелетия показывают, что все эти усилия абсурдны. Единственный выход — учиться свидетельствованию без какого-либо выбора. Не выбирать ни прошлое, ни будущее, а быть настоящим. Не будьте обусловлены прошлым и не создавайте никаких проекций в будущее. Не сражайтесь с самим собой.

Примите себя здесь и сейчас. Оставьте агрессию и ненависть по отношению к себе. В момент свидетельствования оба ваших лика исчезнут. В момент свидетельствования вы не являетесь человеческим существом. Вы просто есть, без ярлыка, без имени, вне всяких категорий. Вы — просто чистое существование.

Даже дышите с любовью

Будьте любящими. Будьте любящими, даже по отношению к вещам. Что бы вы ни делали, в этом должно присутствовать состояние любви. Когда я говорю «быть любящим», я имею в виду изменение качества ваших взаимоотношений; пусть они будут основаны на любви, нужно стать любящим не только по отношению к близким, но и ко всей жизни.

Если вы едите, ешьте с любовью. Пусть пища для вас будет проявлением божественности. Подумайте сами: она дает вам жизнь, энергию, силу. Будьте благодарны, относитесь к ней с любовью. Но обычно люди едят свою пищу насильственно, как будто убивают кого-то, или едят безразлично, без всяких чувств.

Прикасайтесь к своей пище с любовью, благодарностью: это ваша жизнь. Дышите с любовью. Смотрите на мир с любовью.

Признание освобождает

Не спрашивайте, что делать, чтобы избавиться от страданий. Проблема в том, чтобы знать, что вы есть творец всех своих страданий. Вы можете сказать: «Да, я знаю, что являюсь причиной этих страданий», но в глубине души вы уверены, что кто-то другой породил их. Может быть жена, муж, кто-то другой, и такой взгляд приносит утешение, ибо вы не можете ничего сделать.

Но если вы понимаете, что причиной являетесь вы, они прекращаются немедленно. И никогда не появляются вновь. Если они появятся, то это будет означать, что понимание не было глубоким. Всё, что происходит с вами, зависит от вашего выбора. И понимание своей ответственности за всё происходящее делает вас хозяином судьбы.

И если вы по-настоящему понимаете, что являетесь источником своих страданий, то в любой момент вы можете прекратить, если только они не доставляют вам удовольствие, если только вы не мазохист. Но это знание должно быть вашим переживанием, а не чужим знанием.

Тонкие желания порождают тонкие страдания

Замечали ли вы, что человек, живущий обычной жизнью, не очень обеспокоен. Но когда он начинает искать что-то в религии или заниматься какими-нибудь духовными практиками, он становится более беспокойным, чем ранее.

Причина в том, что у него еще более острое желание, еще большее нетерпение. Когда речь шла о мирских целях, то они были такими реальными и объективными, что он мог и подождать их. Они были всегда в пределах досягаемости.

Теперь, в духовной области всё кажется неуловимым, далеким, недосягаемым. Жизнь кажется короткой, а объект желания лежит в бесконечности, отсюда большое нетерпение и сильная обеспокоенность. А как вы можете медитировать при обеспокоенном уме?

Постарайтесь понять проблему. Раньше вы желали денег, власти, независимости, славы, женщин, теперь вы разочаровались в этом. Но желание не ушло, теперь вы желаете совершенства, гармонии, спасения, мистических прозрений.

И тонкие желания порождают тонкие страдания. Не создавайте желания в сфере духовного. Просто отбросьте их, тогда медитацию не нужно будет практиковать. Она начнет случаться с вами, потому что ум без желаний находится в медитации.

Если медитация случается, всё в порядке. Если она не случается, то тоже всё в порядке. В этом нет ничего плохого, потому что нет никаких желаний, нет ожиданий, нет будущего. Когда вы не отличаете медитацию от не-медитации, то медитация случается с вами.