Несколько слов:

Поиск по сайту

Кайлас (Китай)
Кайлас (Кайласа, Кайлаш) — гора на юге Тибетского нагорья в Тибетском автономном районе Китайской Народной Республики. Это не самая высокая гора в своём районе, однако её выделяет среди других пирамидальная форма со снежной шапкой и гранями, сориентированными практически точно по сторонам света. Гора известна под многими именами: у европейцев под именем — Кайлас, у китайцев — Гандисышань или Ганжэньбоци, в традиции бон — Юндрунг Гуцег, в древних текстах на тибетском языке её называют Канг Римпоче.

В древних индийских эпосах говорится о великой горе — центре Вселенной, у подножия которой берут своё начало четыре священные реки, дающие жизнь землям, по которым они текут. Это гора Меру — обитель богов, усыпанная золотом и самоцветами. Легендарная Меру часто идентифицируется с величественным Кайласом. Одно из древних названий Кайласа — гора Хемакута, в переводе с санскрита означает "Златоверхая". Четыре великие реки индийского субконтинента: Сатледж, Инд, Карнали (Гхагхра) и Брахмапутра берут своё начало у его подножия. Именно отсюда снизошли в наш мир, чтобы потеснить ассуров (демонов) и восстановить баланс сил, оставив сокровенные знания о дхарме, возглавляемые богом огня Агни небожители, известные нам как Арии (арийцы). Продвигаясь на северо-запад вдоль русла реки Синдху (Инд), они со временем достигли долины реки Сват, откуда и началось их триумфальное шествие, описанное в Ведах, а именно в наидревнейшей из них — Ригведе.

По своей форме гора напоминает огромную пирамиду. Четыре грани Кайласа, называемые лицами, обращены к четырём сторонам света. Южная сторона именуется "Сапфировым лицом", западная сторона — "Рубиновым лицом", северная — "Золотым" и восточная — "Серебряным". На южной стороне проходит вертикальная трещина, которая перемежается горизонтальной, напоминая свастику — символ духовной силы. Этот величественный пик высотой 6714 м расположен в северо-восточной части Гималаев и отделён от основного Гималайского хребта лишь песчаной долиной. Проще говоря, Кайлас — это одна из Гималайских гор, расположенная на территории подконтрольного Китаю Тибета. Современные географы именуют данную местность "горной системой Трансгималаи" (по китайски Гандисышань), расположенной на Тибетском нагорье.

Вот уже много столетий Кайлас является объектом поклонения последователей четырёх главных религий. Для индуистов — это обитель Шивы. Для буддистов Кайлас, или Канг Ринпоче —Драгоценность снегов, как иногда его ещё называют тибетцы — местопребывание Демчок, или Самвары, гневного проявления Будды Шакьямуни. Джайны почитают священную гору как место освобождения (мокши) их первого тиртханкара (святого) Ришабхи (Адинатха). Мокша, или мукти, — одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, высшая цель человеческих стремлений, состояние "освобождения" от бедствий, страданий и ограничений эмпирического существования с его бесконечными перевоплощениями, рождением и смертью и т.д. А почитатели древнего тибетского верования бон называют Кайлас — Юнгдрунг Гуцег (Девятиступенчатая гора свастики), на которую спустился с небес Шенраб, основатель этой религии.

Визуальное сходство лингама и горы Кайлаш не простое совпадение. Существующий сейчас культ поклонения лингаму не что иное, как переиначенный культ поклонения Кайлашу. Лингам, или шивалингам, — фалос Шивы, символ мужского начала, мужской потенции, расположенный на/или в йони — женском детородном органе, символизирующем Великую богиню-мать, женское начало, шакти, материальную природу. Вместе они, лингам и йони, являются абсолютными копиями Кайласа и прилегающих к нему окрестностей: ущелий, омывающих его со всех сторон рек, молочного цвета ручьёв, стекающих с его белоснежной шапки, украшенной свастикой.

Культ поклонения лингаму — не очень древнее явление, приблизительно III—XIII века н.э., и своему распространению по Индии, главным образом южной, он обязан шактизму и тантризму — культам, возникшим и наиболее распространённым в низших кастах южно-индийского общества, неимеющего арийских корней. Население южной Индии — дравиды, представители древних аборигенов Индии, которые упоминаются еще в Ригведе и противопоставляются ариям, являются потомками переселенцев из Африки и генетически связаны с коренными народами Океании. Дравиды находились под влиянием матриархата. Тогда как арийское общество являлось строго патриархальным.

Напротив, культ поклонения Кайлашу, как связующему звену между физическим миром и незримым миром богов, как вратам в мир небожителей, мир Шивы и мистическую Шамбалу, довольно древний. Камню пирамидальной или конической формы, напоминающему своими очертаниями Кайлаш, как правило принесённому с Кайлаша или его окресностей, поклонялись ещё в глубокой древности, о чём свидетельствуют нефалической формы древний лингам (Кедар-лингам), которому и по сей день поклоняются в такой знаменитой и почитаемой гималайской святыне как Кедарнатх.

Знаменитые глиняные и медные горшки с нанесёнными на них изображениями свастики, называемые калаш (калаша), которые используются при проведении наиболее значимых церемоний, особенно в северной Индии, — дошедшие до нас отголоски древнего ведического культа поклонения величайшей святыне, горе Кайлаш.

Во все века Кайлас манил к себе необъяснимой силой пилигримов и отважных путешественников, желавших склониться перед великой из гор. Но до недавнего времени лишь немногие видели его своими глазами: с 1959 года по 1980 год паломничество в Тибет к легендарной обители Шивы было запрещено китайскими властями. Сегодня каждый год тысячи вдохновлённых паломников совершают Ятру вокруг Кайласа, следуя традиции, восходящей к тысячелетней давности.

По пути коры (ятры) расположен монастырь Чуку (4820 м). Он возвышается над долиной, незаметно сливаясь со скалистым пейзажем. В годы Культурной Революции все монастыри вокруг Кайласа были разрушены. Чуку стал первым из восстановленных. Монастырь был основан в XIII веке Готцангпой Гомпо Пел, учителем школы Кагьюпа. Под стеклянным куполом над алтарём можно увидеть особо почитаемое мраморное божество, называемое Чуку Опаме и инкрустированную серебром раковину.

Далее по пути коры следует монастырь Дирапук, смотрящий на восхитительное Золотое лицо Кайласа. Согласно буддистским легендам, святой Гоцангпа медитировал в этих местах. Главным божеством в монастыре является Ченрезин (Авалокитешвара).

Озеро Шива Цал (5330 м) расположено на скалистом пространстве, усеянном каменными пирамидами, украшенными старой одеждой. Паломники должны пройти символическую смерть (точку невозврата) в этом месте, оставив старую жизнь позади вместе с какой-нибудь одеждой, представляющей её. Недалеко от озера находится красный отпечаток стопы Миларепы, знаменитого йога и учителя тибетского буддизма.

Перевал Дролма-Ла (5630 м) — наивысшая точка ятры (коры), ассоциируемая у индуистов с богиней Парвати, а у буддистов с богиней Тарой. Здесь происходит духовное перерождение паломника.

Гаури Кунд (5608 м) — озеро изумрудного цвета, где исповедующие индуизм паломники принимают омовение, иногда даже ломая лёд, сковавший воды озера. Легенда гласит, что озеро было сотворено Шивой по просьбе его супруги Парвати.

Монастырь Зутулпук (4790 м), где согласно легенде медитировал Миларепа.

Поселок Дарчен расположен на высоте 4670 метров и является стартовой точкой для совершения коры вокруг Кайласа, длина маршрута равна 53 км. В последнее время поселок интенсивно развивается для туристов, въезд в него осуществляется только по разрешению (пермит). Здесь есть небольшой монастырь, гест хаусы (домики для поломников и туристов), ресторанчики с китайской и тибетской кухней, международный телефон. В Дарчене имеется душ с горячей водой, примерно 7-8 кабинок.