Гуруваюр (Керала) |
Гуруваюр — город в округе Триссур индийского штата Керала. Расположен в 29 км от окружного центра Триссура. В Гуруваюре находится известный храм Кришны, который является одним из важных мест паломничества в индуизме и одним из богатейших храмов Индии. Ежегодно этот храм посещают несколько миллионов паломников.
Впервые Гуруваюр упоминается в тамильской поэме XIV века «Кокасандешам». В 1586 году великий поэт-святой Нараяна Бхаттатири вылечился от хронического ревматизма (по другой версии — от паралича), сочиняя свою поэму «Нараяниям» и декламируя её божеству Кришны в Гуруваюре в течение 100 дней. Благодаря «Нараяниям» и чудесному исцелению её автора, Гуруваюр получил широкую известность. К началу XVII века, примерно через 50 лет после написания «Нараяниям», начало появляться множество упоминаний о Гуруваюре в различных источниках.
В храме Кришны в Гуруваюре поклоняются божеству Кришны в его четырёхрукой форме Нараяны — в том виде, в котором он явился перед своими родителями Васудевой и Деваки сразу после своего рождения. Это наиболее важный храм Кришны в штате Керала и один из важнейших и богатейших храмов во всей Индии. Для неиндусов вход в храм воспрещён, но в порядке исключения внутрь храма часто допускают западных и русских кришнаитов. Мурти Кришны в этом храме носит имя Гуруваюраппан. В буквальном переводе с малаялам слово «гуруваюраппан» означает «Господь Гуруваюра». Храм Гуруваюра также называется «Бхулока Вайкунтха» (место, где духовный мир встречается с землёй), так как божество Гуруваюраппана имеет ту же форму, что и Вишну в своей вечной духовной обители Вайкунтхе.
Считается, что мурти Кришны, установленное в этом храме, избавляет от грехов, дарует освобождение и выполняет желания поклоняющегося. Это мурти Кришны изготовлено из редкого камня патала анджанам. Божество имеет четырёхрукую форму и держит в своих руках раковину, диск, булаву и цветок лотоса. Его шею украшает гирлянда туласи и жемчужное ожерелье.
Мурти Кришны в храме Гуруваюра на языке малаялам называется «Гуруваюраппан». Согласно индуистской легенде, описанной в Пуранах, это божество Кришны пришло из духовного мира Вайкунтхи в самом начале творения Вселенной. В Падма-калпу Гуруваюраппане поклонялся сам творец Вселенной Брахма. Когда в начале нынешней Вараха-калпы Сутапа и Пришни стали просить Брахму о сыне, Брахма подарил им мурти Гуруваюраппана и сказал, что, поклоняясь ему, они быстро добьются исполнения всех своих желаний. В течение многих лет Сутапа и Пришни поклонялись Гуруваюраппану, пока наконец сам Вишну не пришёл к ним и не пообещал им исполнить их желание — три раза стать их сыном. Три раза подряд он приходил, чтобы исполнить своё обещание, как Пришнигарбха, Вамана и Кришна, и все три раза мурти, которому поклонялись Сутапа и Пришни, появлялось вместе с ним.
Когда Кришна низошёл на землю более 5000 лет назад, в самом конце Двапара-юги, его родители Васудева и Деваки поклонялись Гуруваюраппану в одном из храмов Двараки. Когда подошло время и Кришна должен был уйти из этого мира, он поручил заботу о Гуруваюраппане Уддхаве. После ухода Кришны Дварака погрузилась на дно океана, и божество скрылось в волнах. Уддхава обратился за помощью к наставнику полубогов Брахаспати и Ваю, богу ветра, которые спасли божество Гуруваюраппана из бурных волн. Затем, Ваю и Брихаспати, по совету Парашурамы перенесли его на юг, в Кералу. По прибытии туда, они остановились в уединённом месте у заросшего лотосами озера недалеко от океана и сели, погрузившись в медитацию.
Согласно преданиям, в водах этого озера в своё время совершали аскезу легендарные Прачеты, сыновья царя Прачинабархи. Там же Шива научил их «Шива-гите», гимну в честь Вишну. Озеро это в честь Шивы получило название Рудра-тиртха, и через какое-то время сам Шива восстал из его глубин. На берегах этого озера и был построен храм для Гуруваюраппана. В X веке Шива в образе Шанкары снова пришёл в Гуруваюр, чтобы почтить Кришну и восстановить поклонение в пришедшем к тому времени в упадок храме.
Однажды, ведический астролог предсказал радже из династии Пандья, что тому в определённый день суждено умереть от укуса ядовитой змеи. Раджа отправился в Гуруваюр и стал молится Гуруваюраппану. Проведя несколько лет в глубокой молитве у стоп божества Кришны, в один день раджа осознал, что предсказанный астрологом день смерти уже миновал. Он вернулся к себе во дворец и спросил астролога, почему сделанное им предсказание не исполнилось. В ответ астролог показал на левой стопне у раджи след от змеиного укуса. Змея действительно укусила раджу в то время, когда он был полностью погружен в медитацию на Гуруваюраппана. По милости Кришны, раджа даже не почувствовал укуса. В знак благодарности, раджа построил новый храм для Гуруваюраппана и выделил средства на финансирование ежедневных храмовых ритуалов, необходимых для поклонения божеству.
Большая часть здания современного храма датируется XVI—XVII веками, хотя некоторые постройки были возведены в более поздний период на средства, пожертвованные богатыми индусами. Так, дипастамба («колонна огней») была возведена в 1836 году преданным Гуруваюраппана из Тируванантапурам. У храма есть два гопурама — восточный и западный. На восточном гопурам есть надпись, в которой город называется «Гурупаванапура». Западный гопурам был построен в 1747 году.
В храме проводятся 24 ежегодных празднества, самыми важными являются Утсавам и пышный фестиваль, продолжающийся 18 дней в месяце вришчикам (ноябрь-декабрь) — Вришчикам-экадаши. В ходе этого праздника, процессии наряженных слонов проходят перед храмом, а внешние стены храма украшаются крошечными огоньками бесчисленных масляных ламп. В некоторые дни у входя в храм проходят концерты на которых выступают знаменитые южноиндийские исполнители классической музыки.
Во время многодневного фестиваля Улсавама в месяце кумбхам (февраль-март), в первый день снаружи устраиваются гонки слонов, а в течение последующих шести дней проходят шествия слонов. На девятый день происходит Паливетта, или «охота»: божество, восседающее на слоне, объезжает вокруг храма в сопровождении мужчин, наряженных животными, которые символизируют человеческие слабости, такие как жадность и злобу, побеждаемые Кришной. На следующую ночь мурти Кришны выносят из храма для ритуального погружения в храмовый водоём; индуисты приветствуют процессию масляными лампами и бросанием риса. Считается очень благоприятным искупаться в водоёме одновременно с божеством.
Храм является основным центром индуистских свадеб в Керале. Иногда, за один день в храме проводят более 100 свадебных обрядов. Заключить брак перед Гуруваюраппаном считается очень благоприятным.
Храм открывается в 3:00 с даршана «нирмалаям» (церемонии встречи божества), за котором следует абхишека. Ранний даршан в 3:00 считается особенно благоприятным. В полдень проводится Учха-пуджа. С 13:00 до 16:30 храм закрывается. Поклонение божеству длится до 22:00, к этому времени божество отходит ко сну.
В нескольких минутах ходьбы от восточного входа в Храм Гуруваюр находится Храм Партхасаратхи, построеный в 1981 году. Здесь поклоняются древнему божеству Партхасаратхи — Кришны в образе колесничего Арджуны, найденному в старом разрушенном храме в 1972 году.
В пятистах метрах от главного храма находится Маммиюр Мандир, или храм Шивы, рядом с которым расположился храм богини Нараяни.
Пуннатхур-котта — слоновая ферма, святилище слонов, принадлежащее храму Кришны в Гуруваюре. Расположено на территории древнего дворца раджей Пуннатхуров в деревне Коттапади в четырёх километрах от Гуруваюра, округ Триссур, Керала, Южная Индия. После того, как дворец переоборудовали под слоновую ферму, место также стало называться Анаккотта, что в переводе с малаялам означает «Слоновья крепость». На ферме содержат более шестидесяти слонов. Все они посвящены Кришне, принадлежат храму Кришны в Гуруваюре и регулярно используются в храмовых фестивалях и церемониях. Сюда привозят и тренируют диких животных, которых дарят божеству Гуруваюраппан богатые индусы. Один из слонов по имени Гуруваюр Кешаван, когда-то живший на ферме, стал легендарным и превратился в одного из героев местного фольклора. Как предложение Ганешу, в Аннаккотте ежедневно проводится пуджа для слонов Гаджа-пуджа и церемония кормления Анаютту.
За слонами здесь ухаживают погонщики. Посетители должны соблюдать осторожность, поскольку животные, особенно самцы в брачный период, могут быть опасны. Ферма открыта для посетителей ежедневно с 9:00 до 17:00. С 9:00 до 9:30 можно наблюдать купание слонов.
С автовокзала Shaktan Thampuran Bus Stand в Триссуре каждые несколько минут отправляются автобусы в Гуруваюр. Также существует автобусное сообщение с такими городами Кералы, как Эрнакулам, Северный Паравур, Коттаям, Патханамтитта, Памба/Сабаримала, Палаккад, Кожикоде, Кодунгаллур и Тривандрум. Пассажирские поезда отправляются с железнодорожной станции Гуруваюра в Триссур и Кочин. Существуют ночные поезда в Тривандрум и Ченнай. Ближайший аэропорт, международный аэропорт Кочин, расположен в 80 км от Гуруваюра. От Каликута до Гуруваюра на автобусе можно добраться приблизительно за 2 часа.
|