СПИРИТИЗМ (от лат. spiritus = “веяние, дуновение; душа, дух”), учение о способах и методах общения с духами (т. е. с невоплощенными сущностями Мироздания). (Сравн. МАГИЯ, ОККУЛЬТИЗМ.)

КАФЕДРА ЦЕЛИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОГО ИНСТИТУТА ЙОГА ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СПИРИТИЗМОМ МОГУТ НАНЕСТИ ВРЕД

НЕ ТОЛЬКО ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ.

“Спиритизмъ, вера въ загробную, духовную жизнь человека, и въ возможность сообщенья съ умершими.” (Даль, в ст. СПИРТЪ)

“Почитание предков и некромантия воплощали в себе попытки древнего человека испросить защиты и совета у тех, кто предварил его в мире ином. Пророки, прорицатели, жрецы — в Египте, в Индии, в Греции, в Галлии и во многих других местах имели доступ к онтологическим тайнам <...>. Они точно знали, что человек — это не только тело, но и дух. Потому и существует спиритизм и потому во всех религиях и оккультных учениях всегда присутствуют практические приемы и принципы спиритизма.

Не составляло исключения и христианство. Оно также возникло и укрепилось в этой духовной мистической традиции. Всё первоначальное христианство буквально пронизано спиритизмом. Еще и сегодня, несмотря на искажения и затемнения, посвященный увидит в текстах Священного Писания (и в «Деяниях» и «Посланиях Апостолов» в особенности) указания на правила и законы практического спиритизма. Уже сама молитва, должным образом творимая, есть действие спиритическое, сопряженное с тайнами духа. Но христианство, достигнув к V-VI векам монополии на духовную власть, переродилось и пожелало отрезать себя от собственных корней. <...> С тех пор вся мистика апостолов и святых была провозглашена «белой», а вся последующая мистика обычных смертных была теоретиками богословия объявлена «черной», то есть исходящей от дьявола и слуг тьмы. <...>

И тогда мертвые, чьи голоса никто не желал больше слушать и с которыми живые рассчитывались букетом цветов и рассеянно проговоренными молитвами, мертвые, позабытые в суете жизни, стали мстить за себя. <...> Так появился «полтергейст», а некогда почитаемые предки стали докучливыми привидениями. <...>

А спиритические феномены всё множились и разнообразились: к стукам добавились автоматическое письмо, телепатия, телекинез, левитация, «прямые» голоса, эктоплазмические материализации. Складывались длинные послания из потустороннего мира, трактующие самые сложные и тонкие вопросы философии, теологии, морали, науки и т. п. Из посланий со временем составилось нравственное учение, из которого сторонники спиритизма стремились создать религию.

У всякой религии должен быть свой основатель, чья первая задача — начертать скрижали законов. С этой миссией и выступил во Франции Аллан Кардек (псевдоним Ипполита Ревая, 1804—1869), дело которого в новых исторических условиях продолжил Леон Дени (1847—1927). <...> Именно этим людям мы обязаны тем, что бесчисленные разрозненные факты и идеи составились в стройное, гармоничное, всеобъемлющее мировоззрение.

<...> Кардек оформил спиритизм как «учение, основывающееся на существовании, проявлениях и наставлениях, данных духами»*. Всё это нашло достойное выражение в главной его работе — «Книге Духов», которая сложилась в ходе сеансов автоматического письма (1857). За этой работой последовали «Книга Медиумов» (1861), «Евангелие в толковании спиритизма» (1864). Перу Леона Дени принадлежат труды «После смерти», «Христианство и спиритизм», «Человек и судьба», «Правда о Жанне д’Арк» и ряд других.” (ГелеП)


*   Так в ист. инф. (Вероятно, по меньшей мере после слова существовании должно стоять духов.)

“Глендаур.

Я духов вызывать могу из бездны.

Хотспер.

И я могу, и каждый это может.

Вопрос лишь, явятся ль они на зов?”

(В. Шекспир “Генрих IV”; пер. Е. Бируковой)