ЧЁТКИ (собств.-русск., от чту из *чьтъка; ст.-слав. чьтя, чисти = “считать, подсчитывать”), нить или шнурок с нанизанными бусами для подсчета количества повторений (или — “кругов” повторений) мантры/молитвы, а также — для контроля времени в состоянии мантра/молитво-медитации.

“В Индии йоги обычно используют четки для счета мантр. Используя четки, вы получаете правильное представление о времени. Четки помогают лучше сосредоточиться на мантре и ее сути. Нить бус называется мала. Мала обычно состоит из 108 малых бусинок и одной большой. Эта большая бусинка называется меру* и рассматривается как Божество мантры. <Начинать> отсчитывать бусинки надо по часовой стрелке от меру. Когда вы завершите круг, т. е. прочитаете мантру сто восемь раз (на каждую бусинку — по одной мантре) и придете снова к меру, то не надо пересекать ее, а следует считать в обратном направлении — против часовой стрелки. Четки надо всегда держать в правой руке и перебирать их средним и большим пальцами, не используя указательный и мизинец. Счет полных кругов производится на левой руке или с помощью камешков или бусинок.


*   Сравн. Меру.

Четки должны быть постоянно с вами, они вам будут напоминать о духовной практике. Четки — мощное орудие для управления умом. Это кнут, направляющий ум к сверхзнанию. Четки — большая духовная ценность, чем золотое ожерелье, ибо они помогают в достижении духовных вершин. Недаром в тантрах говорится, что четки — это Девата, само Божество.

Четки следует содержать в чистоте, не беритесь за них, не омыв предварительно руки. Четки, на которых долго повторяют мантру, обладают магической силой, способной заживлять раны и исцелять болезни.

Наиболее благоприятный материал для бусинок — дерево туласи, рудракша, семена лотоса. Четки можно сделать из янтаря, стекла, драгоценных камней и любых пород дерева.” (Шалагр)

“ЧЕТКИ БУДДИЙСКИЕ — ожерелье с нанизанными на него зернами, используемое для счета молитв. В текстах и иконографии встречаются с 3 в. н. э. Классич. и наиб. часто встречающиеся Ч. б. имеют 108 зерен (сакральность этого числа уходит своими истоками в др.-инд. магич. практику). Довольно часто встречаются Ч. б. с 54 и 27 зернами (1/2 и 1/4 от 108, т. е. укороченный для удобства их вариант). Прочие Ч. б. могут иметь 18 зерен (в честь 18 архатов — учеников Будды, признаваемых традицией махаяны), 21 зерно (в честь 21 формы богини будд. пантеона Тары), 32 зерна (для отсчета 32 достоинств или признаков Будды). Ч. б. со 108 зернами, как правило, имеют разделители, располагающиеся на нити после 18-го, 21-го, 27-го и 54-го зерен — обычно это зерно (бусина) более крупного, чем остальные, размера или иного цвета. Нить, навершие, кисточка и разделители в Ч. б. имеют особые названия и содержат скрытый эзотерич. смысл. Ч. б. могут быть сделаны из разного материала (металла, камней, дерева, кости, плодовых косточек, стекла и т. п.). Материал и цвет зависели от того, каким богам собирались молиться с помощью данных Ч. б.: белые посвящались Авалокитешваре, красные — Хаягриве или Падмасамбхаве, желтые предпочитали последователи школы гелугпа и т. д.” (Н. Л. Жуковская, Будд)