ХРАМ (из др.-русск. хоромъ = “дом, строение”, восх. к санскр. harmya = “крепость, замок, дом”), культовое здание, сооружение. (Сравн. СОБОР, ЦЕРКОВЬ.)

“Мы называем христианскую церковь храмом. Откуда это слово? Языческое святилище было сооружением круглой формы. Круг — «хоро» или «коло». Этот же корень в словах «хоровод», «хор», «колесо», в имени языческого бога солнца Хорса. И святилище называли «хоромы». Это слово сохранилось для больших светских построек, а неполногласная форма «храм» — для церковных.” (РыбБ)

“Храм, символизирующий землю, с куполом — символом неба осмысляется как модель мироздания, которое согласно религиозным воззрениям — творение божие. По тем же воззрениям храм символизирует человека, также являющегося творением бога. Бытие человека предстает как исполнение неведомого ему плана творца. Храм призван проповедовать мысль о небесной награде человеку, следующему наставлениям церкви. Храм православный делится на три основных зоны: притвор, собственно храм и алтарь, отделенный стеной иконостаса. Алтарь — важнейшая зона, символизирующая царствие небесное. Мирянам вход в алтарь запрещен. В центре алтаря находится престол, на котором лежит евангелие, стоят сосуды и принадлежности для принесения «бескровной жертвы» и др. культовые предметы. <...> Храм в религиозной трактовке — «земное небо», «дом молитвы».” (Прав)

“По внешнему виду храм представляет собою ковчег или корабль, в котором верующие спасаются от суеты житейской и вечной погибели, или же — крест, орудие и символ спасения. Излюбленными издревле формами храма, заключающими в себе глубокий символический смысл, были:

а) продолговатая, наподобие корабля, — означающая, что святая церковь, как корабль, проводит верующих через житейское море к пристанищу вечной жизни;

б) крестообразная, — означающая, что церковь Христова через крест получила жизнь и силу;

в) круглая, означающая вечность церкви;

г) восьмиугольная, в виде звезды, указывающая, что церковь, как звезда, сияет благодатным светом <...>.

Иногда на храм воздвигается три главы во образе святой Троицы, а иногда — пять глав, из которых средняя изображает И. Христа, а остальные — четырех евангелистов.” (ПЦС)