НАМЧУВАНГДАН (тибетск. = “Десять могущественных форм” или “Сила в десяти формах”), священная монограмма, принятая в непальском буддизме (см. Илл. 36). (Сравн. МАНДАЛА.)

“«Намчувангдан» — один из самых сильных ламаистских талисманов, поэтому он почитается наряду со знаменитой шестислоговой мантрой «Ом-мани-падме-хум» («О сокровище на лотосе») и встречается бессчетное количество раз на книгах, крышках ларцов, сундуков и коробочек для амулетов, на флагах, украшающих ступы, на молитвенных мельницах, на воротах храмов (его изображение найдено на развалинах знаменитого буддийского университета IV—VII веков в Наланде, в теперешнем индийском штате Бихар), и, конечно, на дверях и стенах домов — для защиты крова, имущества и здоровья их обитателей.

Как все эзотерические восточные изображения, эта ламаистская монограмма имеет много смыслов, к которым надо пробиваться как бы вглубь, снимая один слой за другим. Так, посвященные понимают, что охранительная функция — это лишь самое поверхностное «массовое» значение «Намчувангдана». Другой глубинный смысл — соотношение Мира и человека, макрокосма и микрокосма.

Очертания «Намчувангдана» состоят из санскритских знаков-слогов «ХА, КША, МА, ЛА, ВА, РА, Я <ЙА>», причудливо сплетенных в единое целое; над ними расположены стилизованные изображения: пламя мудрости, диск солнца и серп луны. Каждый из знаков имеет два сокровенных смысла — космический и человеческий (то есть части человеческого тела соотносятся с определенными элементами буддийского макрокосма). Но и это не всё: цвета, в которые они окрашены, имеют символический смысл.

Вот как интерпретируются знаки, составляющие «Намчувангдан», в книге «Мудрость и Врата. Буддийские легенды», изданной в 1978 году на немецком языке в Лейпциге-Веймаре. Нумерация сверху вниз по приводимой здесь схеме:


 
Илл. 36. Монограмма Намчувангдан.
СимволСанскритский аналогФонема [лат./русск.]
1.
2.
3.
4.ha / ха
5.kha / кха
6.ma / ма
7.la / ла
8.va / ва
9.ra / ра
10.ya / йа
Табл. 5. СимволикаНамчувангдана.

1. Пламя мудрости. Цвет: зеленый. Смысл: макрокосм — невидимая астрономам планета Раху; макрокосм — центральная артерия.

2. Солнце. Цвет: белый (серебристый). Смысл: макрокосм — солнце; микрокосм — артерия лала.

3. Луна. Цвет: красный. Смысл: макрокосм — луна; микрокосм — артерия раса.

4. ХА. Цвет: голубой. Смысл: макрокосм — бесформенный (без границ) мир; микрокосм — участок макушка головы.

5. КША <КХА>. Цвет: зеленый. Смысл: макрокосм — ограниченный мир; микрокосм — участок от затылка до лба.

6. МА. Цвет: многоцветный, в котором пять цветов означают: красный — запад, голубой — юг, белый — восток, желтый — север, зеленый — центр. Смысл: макрокосм — мировая гора Меру; микрокосм — позвоночник.

7. ЛА. Цвет: желтый (золотой). Смысл: макрокосм — земля; микрокосм — бедро.

8. ВА. Цвет: белый. Смысл: макрокосм — вода; микрокосм — колено.

9. РА. Цвет: красный. Смысл: макрокосм — огонь; микрокосм — икра ноги.

10. Я. Цвет: черный. Смысл: макрокосм — ветер <воздух>; микрокосм — подошва ноги. <...>

«Намчувангдан» — не что иное, как запись древним алфавитом ланчжа (или ранджа — основанное на санскритской графике стилизованное письмо, которое использовалось для надписей в непальском буддизме) санскритской мантры «Шри»: несколько ее изображений наложены с некоторым смещением одно на другое. <...> Знак «Шри», символ богатства и преуспеяния, можно видеть в Индии повсюду — в лавках и магазинах, в офисах, на поздравительных открытках и приглашениях на свадьбу. Он изображается также на особых серебряных монетах-медалях, приносимых индуистами на домашние алтари во время праздненства. Невинная хитрость: жертвуемое богам-покровителям серебро остается в доме.” (ПавО) (Сравн. ЧАКРОВАЯ СИМВОЛИКА.)