ВИШУДХА-/ВИШУДДХА-ЧАКРА {санскр. [(vicuddha = “очищенный; безупречный”) + (cakra = “чакра”)] = “чакра очищения, безупречности”}, “шестнадцатилепестковый лотос”, “горловой центр”; одна из семи чакр физического тела (пятая при счете снизу вверх); условно В-ч. располагается: по горизонтали — на уровне яремной ямки, по вертикали — на гипотетической оси позвоночника; В-ч. Соответствуют: стихия — эфир, мантра — ХАМ [в других традициях — ХАНГ (лайя-йога), или — Е (Уор)] и янтра, представляющая собою санскритский слог (см. Илл. 10); // по Шк. информации графический аналог В-ч. (см. Илл. 11) представляет собою изображение шестнадцатилепесткового лотоса черного цвета, в который вписан синий круг со вписанным в нем голубым треугольником йони с символом лингама, в треугольник, в свою очередь, вписан еще один — белоснежный — круг, в котором присутствуют изображения: янтры и под нею — синего слона с приподнятым хоботом (ср. МАНИПУРА-ЧАКРА); на лепестках лотоса В-ч. изображаются янтры: , , , , , , , , , , , , , , , * сами же лепестки символизируют ряд определенных стихий-состояний, подлежащих отработке для получения соответствующих им сиддх. (См. также ЧАКРОВАЯ СИМВОЛИКА.)


*   Перечисление лепестковых янтр идет по ходу часовой стрелки, начиная с правого верхнего лепестка.

“Изображение этой чакры — серый круг, окруженный 16 лепестками цвета индиго. В круге помещен белый треугольник, а в треугольнике — другой серый круг.” (ПетНик)

Янтра ham
Илл. 10. Янтра .
 
Вишудха-чакра
Илл. 11. Вишудха-чакра.

“Пятая чакра — горловая.

Это второй (после сексуального) творческий центр.

Мы творим посредством голоса, служащего нам средством коммуникации.

Это первый центр, который мы контролируем сознательно.

Это центр речи и слуха.

Важно, чтобы мы ощущали ответственность за то, как говорим и слушаем.

Если мы скрываем, сдерживаем, подавляем или утаиваем свои чувства, если лжем или просто скрываем правду, то тем самым загрязняем горловую чакру, и все наши проблемы сосредоточиваются в этой области.

Физическими органами, связанными с горловой чакрой, являются легкие, горло, рот и уши.” (Уор)

“Вишуддха-чакра или Бхарати-стхана (обитель белой речи) с шестнадцатью лепестками дымно-пурпурного оттенка <...>.

Здесь центр белого круга акаши или таттва эфира, биджа которого ham. Акаша одет в белое и сидит на белом слоне. Его мандала имеет форму круга. <...> Здесь находится Садашива и его андрогин или Ардханаришвара Мурти, в которой половина тела белая*, а другая половина — золотая**. Здесь также белая Шакти Сакини. Ее форма — Свет. Здесь также область Луны, «Ворота великого Освобождения». В этом месте джнани* видит «Три формы времени». Так как все вещи в Атма, джнани, реализовав Атму, видит их.


*   Санскр. jnani = “знающий” либо “практикующий джнани-йогу”.

Выше Вишуддхи, у корня нёба, находится маленький центр, называемый Лалана, а в некоторых Тантрах — Кала-чакра <...>. Это — красный лотос с 12 лепестками, порождающий следующие качества: вера, довольство, сознание заблуждения, самоконтроль, гнев, привязанность, чистота, отрешенность, волнение, аппетит.” (Авал)


*  “<...> и представляет Шиву, добавляет МукЭ.
**  “<...> и представляет Шакти. Божество с пятью лицами, тремя глазами, держащее в руках трезубец, топор, меч, ваджру (разряд молнии), огонь, Змея Ананту, колокол, стрекало и петлю и делающее мудру, изгоняющую страх. Ее энергия — Шакини — сияюще белая, с пятью лицами, тремя глазами, четырьмя руками, держащая петлю, стрекало, лук и стрелу. <...> Животное — небесно-лунный слон без привязи — Айравата, с шестью хоботами, проводник ведического бога Индры. Жизненное дыхание — удана.” (МукЭ)..