ЯНТРА (санскр. yantra = “сбруя, узда; приспособление; ограда; предел; амулет; магический рисунок”) “ненаглядная картинка” :); запечатленный образ божества или любое символическое изображение, используемые для сосредоточения; в йогических практиках в качестве Я. зачастую используются знаки алфавита деванагари. (См. также ЧАКРОВАЯ СИМВОЛИКА, сравн. МАНДАЛА.)

“ЯНТРЫ

Шри-янтра
   Илл. Шри-янтра.

Одним из проявлений отражения человеком реальности являются зрительные образы формы, цвета и движения. Уже первобытный человек пытался материализовать свои представления о мире в форме наскальных рисунков и культовых фигурок, которые превращал в объекты созерцания. За счет этого он получал возможность многократно переживать эмоциональные состояния, связанные с важной для него деятельностью (например, охотой), но при этом без потерь энергии, как при физической деятельности. Стремясь приблизить свое искусство к особенностям и своеобразию психического отражения внешнего мира, человек допускал деформацию реального восприятия и гармонизировал построенные им контуры и «цветовые мелодии» с помощью внутреннего ритма своего «я». Именно поэтому художники прошлого допускали использование форм, не имеющих аналогов в природе, но являющихся символами реальных или абстрактных объектов. В этом отношении верха совершенства достигает египетская символика. До нас дошло и их умение изобразить не только реально существующие объекты, но и формы, связанные с определенными психическими состояниями.

Рассмотрим, к примеру, широко известный символ молнии, используемый для обозначения места, где находятся электрические линии с опасным для жизни человека напряжением. Но никто не стал бы утверждать, что использованный символ изображает форму реальной молнии. Зигзагообразная линия, как правило, создает впечатление резкого изменения, большой концентрации и разряда силы. Зигзаги как будто говорят о моментальном освобождении накопленной энергии.

Согласно Тинтлею, линии в зависимости от своего конкретного контура оказывают различное психическое воздействие. Он отмечает, что s-образная кривая является линией грации. <...> мягкие изгибы содержат представление о грации и мягкости, а ломаные линии о накопленной силе и резких изменения.

<...> Гладкие линии можно назвать мягкими, а ломаные — твердыми. Каждый излом воздействует на нас как своеобразный излучающий центр.

В трехмерном пространстве менее всего создают иллюзию излучения сферические формы, а наиболее «излучающими» являются снопы с радиально расходящимися прямыми линиями. <...>

<...> С точки же зрения современных представлений нейрофизиологии и психологии воздействие различных фигур объясняется специфическими сигналами, которые они вызывают в глазодвигательных мышцах и зрительном анализаторе. Глаз чисто рефлекторно прослеживает контуры изображения. На местах излома линий глазодвигательные мышцы резко сокращаются, что связано с генерированием соответствующих резко меняющихся нервных сигналов. В противоположность этому, при наблюдении s-образных кривых глазодвигательные мышцы испытывают постепенно нарастающие сокращения. <...>

Характер психического воздействия какой-либо формы определяется степенью ее зрительной уравновешенности. <...> В природе обычно наиболее устойчивы предметы, сбалансированные в геометрическом отношении. Именно поэтому человек, встречая несбалансированные формы, испытывает чувство дискомфорта. Согласно Арнхейму, «при взгляде на неуравновешенную модель у воспринимающего субъекта посредством своего рода самопроизвольной аналогии появляется чувство неуравновешенности своего собственного тела»*.


*   “Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974, с. 45.” — Прим. автора.

<...> Осязаемое воздействие на эмоции человека оказывают цвета. Физиологи утверждают, что чистые цвета воздействуют на фоновое мышечное напряжение и на скорость кровообращения. Это воздействие максимально в красной части светового спектра и минимально в синей его части. Особенно сильным воздействие цветов может быть у людей с повышенной чувствительностью. При некоторых психических заболеваниях больные становятся нетерпимыми к красному цвету. Кандинский, например, отмечал, что желтый цвет концентрирует внимание, а синий и красный его рассеивают. По этой причине одни и те же по геометрическим размерам желтые диски выглядят большими по величине и расположенными как бы ближе, чем синие.

Каждый цвет вызывает определенные температурные ощущения. Самым «теплым» считается ярко-красный цвет. Ярко-желтый и оранжевый — также цвета «теплые», а вот — светло-синий, салатовый и голубой — «холодные».

<...> Взаимодействие различных цветов создает эффекты, не являющиеся просто суммой влияний отдельных цветов. Так, например, золотисто-желтый цвет и цвет морской волны взаимно усиливают и эмоционально уравновешивают друг друга. Аналогичное усиление, но на этот раз без эмоционального уравновешивания, происходит при одновременном наблюдении золотисто-желтого и огненно-красного цветов.

Оперирование формой и цветом с целью психического воздействия лежит в основе практики лайя-йоги. Последнее достигается при помощи концентрации на реальных или воображаемых графических изображениях, называемых янтрами, которые геометрически сбалансированы и обычно имеют центр симметрии. Янтры представляют собой приятные в эстетическом отношении изображения и вызывают спонтанную зрительную концентрацию. В качестве иллюстрации представим тантрический символ так называемой шри-янтры.

В древнем учении тантра равносторонний треугольник, повернутый углом вниз, символизирует женское, творящее начало в Универсуме, а равносторонний треугольник, обращенный углом вверх, — мужское начало. Два встречно направленных треугольника, образующие гексаграмму, символизируют принцип равновесия противоположностей в природе. Некомпенсированный треугольник в центре символа шри-янтра иллюстрирует тантрическое представление о том, что женское, творящее начало в Универсуме компенсировано не полностью. Квадрат обычно связывается с представлением завершенности, а круг — с космической бесконечностью и абсолютной гармонией.” (ПетНик)