СМЕХ (ст.-слав., др.-русск. смехъ — из общеслав. индоевр. смеятися; сравн. лтш. smiкt, smeju = “смеяться, шутить”, санскр. smayate = “улыбается”), “веселье свысока”; положительное* эмоциональное проявление ощущения превосходства над чем-/кем-либо**; // С.-овое начало, по преимуществу, — начало разрушительное: принижающее и обнажающе-разоблачающее; в этом смысле куда продуктивнее мягкий, нежный, бережный аспект С.: улыбка, аспект С. — С.-ом, строго говоря, уже не являющийся. (См. также ИРОНИЯ, ЮМОР, ЮРОДИВОСТЬ.)


*   Отрицательным проявлением того же чудесного ощущения будут гнев, ярость, крик, ругань, рукоприкладство... (Недостающее добавить.)
**   Сост. вполне отдает себе отчет в безусловной ограниченности данного определения (как и вообще любого, начиная с определения понятия ИСТИНА), однако, повторимся, в каждом случае ставилась задача найти наиболее общее (т. е. охватывающее наибольшее смысловое пространство) из доступных простых функциональных определений; кроме этого, в данном случае понятие (СМЕХ) рассматривается преимущественно как отношение, а не как процесс, в силу большей, как представляется тому же Сост., продуктивности такого подхода для эволюции каждого, в эволюции этой самой заинтересованного.

“СМEХЪ, м. хохотъ, невольное, гласное проявленье в человеке чувства веселости, потехи, взрывъ веселаго расположенья духа; но есть и смехъ осмеянiя, смехъ презренiя, злобы ипр.” (Даль)

“Смeхъ, сост. изъ дыхат. движенiй въ связи с определенной мимикой. Если при этомъ голосовыя связки приходятъ въ колебательное движенiе, получ. хохотъ. С. свойственъ лишь человеку и отчасти обезьянамъ.” (МЭС)

“Первую из дошедших до нас попыток разобраться в причинах смеха предпринял Платон в «Филебе». Он провел аналогию между тем удовлетворением, которое дает почесывание при сильном зуде, и восприятием смешного. В первом случае возникает «смешанное телесное чувство»: на неприятное ощущение зуда накладывается чувство облегчения. А восприятие смешного вызывает «смешанное душевное чувство», в котором сочетаются боль и удовольствие.

Внешние причины, вызывающие смех, лежат в поведении других людей, точнее — в их неверной самооценке. Один бахвалится совершенством своего тела, другой — богатством, третий — душевными достоинствами. <...>

Ошибочная самооценка, согласно Платону, — несчастье. Выходит, смеяться над чванством и самомнением друзей значит радоваться их несчастью. Но ведь несчастье друзей — зло; оно причиняет боль. Вывод: смех включает в себя одновременно боль и удовольствие. <...>

<...> Для Аристотеля комическое — разновидность безобразного, и в то же время недостаток, который не является опасным, разрушительным, пагубным. Комическая маска отвратительна, но не причиняет никому страданий.

Признавая, что в смехе присутствует оттенок злобности, Аристотель считал его этически нежелательным. <...> Но тех, кто сам никогда не шутит и кому неприятны шутки других, он считал дикарями. <...>

<...> Декарт настойчиво подчеркивал роль неожиданности и удивления в смешном. Вот почему он считал пристойным смеяться лишь чужой шутке. Ибо смеяться над своей остротой значит признать собственное остроумие неожиданным и удивительным.

Декарт предложил и физиологическое объяснение смеха <...>: «Смех состоит в том, что кровь, идущая из правой полости сердца через артериальную вену, внезапно и на разные лады вздувая легкие, принуждает воздух, содержащийся там, стремительно выходить через горло, где он образует неявный и громкий голос; как легкое, вздуваясь, так и воздух, выходя, толкают все мускулы диафрагмы, груди и горла, посредством чего двигаются лицевые мускулы; выражение лица с таким неясным и громким голосом называют смехом. <...>

Гоббс впервые высказал мысль, что смех может быть выражением радости от осознания своего умственного превосходства — мысль, впоследствии развитую Н. Г. Чернышевским. <...>

Как видим, загадка смешного, комического и остроумного с давних пор привлекала исследователей. <...> <Однако> Сокровенная тайна смеха пока так и остается тайной — не в мистическом смысле, конечно. Просто она лежит за горизонтом современной науки.” (ЛукА)

“Психологически смех снимает с человека обязанность вести себя по существующим в данном обществе нормам — хотя бы на время. Смех дает человеку ощущение своей «стороннести», незаинтересованности в случившемся и происходящем. Смех снимает психологические травмы, облегчает человеку его трудную жизнь, успокаивает и лечит. Смех в своей сфере восстанавливает нарушенные в другой сфере контакты между людьми, так как смеющиеся это своего рода «заговорщики», видящие и понимающие что-то такое, чего они не видели до этого или чего не видят другие.

Представители семиотического учения сказали бы: смех созидает мир антикультуры. Но мир антикультуры противостоит не всякой культуре, а только данной — осмеиваемой. Тем самым он готовит фундамент для новой культуры — более справедливой. В этом великое созидательное начало смехового мира.

Отсюда ясно, что смеховой мир отнюдь не един. Он различный у различных народов и в отдельные эпохи, а там, где господствует в культуре индивидуальное, личностное начало, он в какой-то мере различен и у каждого смеющегося.” (Предисл)

“Смех без причины — признак неискренности.” (Фолк)

“Существо смеха связано с раздвоением. Смех открывает в одном другое, не соответствующее*: в высоком — низкое, в духовном — материальное, в торжественном — будничное, в обнадеживающем — разочаровывающее. Смех делит мир надвое, создает бесконечное количество двойников, создает смеховую «тень» действительности, раскалывает эту действительность.


*   И, как правило, более низменное или грубое; это — главный: разрушающий — аспект смеха.

Эта «смеховая работа» имеет и свою инерцию. Смеющийся не склонен останавливаться в своем смехе. Характерна в этом отношении типично русская форма смеха — БАЛАГУРСТВО <...>. Плохо, если тот, кто взялся балагурить, остановился на первой своей шутке. Балагур как бы принимает на себя обязанность балагура, он берется не прерывать своего балагурства в течение всего вечера, всей свадьбы, всей встречи. Он должен держать свою роль как можно дольше и «непрерывнее». В конце концов за ним устанавливается репутация балагура, и от него постоянно ждут шуток; ему стремятся подбросить «горючий» материал для его шуток. <...> Балагур становится как бы актером в театре, где играют и сами зрители, подыгрывают во всяком случае.” (ЛихД)

“По сделанным наблюдениям замечено, что характер человека можно определить по входящим в его смех гласным буквам. Так, лица, в смех которых входит преимущественно буква «а», по большей части люди прямые и откровенные, любят шум и движение. Смех на «е» бывает по большей части у людей флегматичных и меланхоликов. На букву «и» смеются дети, а также люди наивные, услужливые, боязливые, нерешительные. Смех на «о» обнаруживает в человеке смелость и благородство.” (“Вокруг света”, 1896; цит. по “МК” от 27 сентября 1996)

“Из дурака и плач смехом прет.” (Фолк)

“Над кем смеетесь? Над собой смеетесь.” (Н. В. Гоголь)

“Без смеха неполно служение Дао.”            (ДДЦ, XLI)