СВАСТИКА [санскр.: (su- = придает высшую степень качества последующему слову; “хороший, прекрасный”) + (as/asti = “быть, иметь место; происходить, случаться; служить, быть поводом к чему-либо; становиться, делаться”) = “способствующее благу, с благом связанное”], один из древнейших солярных (т. е. связанных с солнцем) сакральных знаков, представляющий собою крест с концами загнутыми, если смотреть из центра, в одном том же направлении под прямым углом (загнутые концы С. могут также являться равными по величине дугами одной и той же окружности); различают С. правостороннюю (т. е. ориентированную по ходу часовой стрелки) и левостороннюю (против часовой стрелки), при этом первая почитается созидающей, а вторая — разрушающей. (См. также двойную С. ЗЕРВАН.)

“СВАСТИКА <...>. Встречается повсеместно в орнаментике народов Европы и Азии как знак солнца, жизни, света. В др.-индийской философии С. — символ вечного круговращения Вселенной. В буддизме — символ закона Будды, которому подвластно всё сущее. С. часто изображается на груди будд и бодхисаттв, вписывается в отпечаток стопы Будды, выступает в сочетании со мн. др. будд. символами, изображается на воротах храмов, на тканях, в которые заворачивают священные тексты, на погребальных покровах, на предметах бытового назначения.” (Н. Л. Жуковская, Будд)

Иероглиф “вань”
Илл. 47. Китайский свастический иероглиф
вань.

“СВАСТИКА <...> — знак благопожелания и благоденствия. <...> Правосторонняя С. расценивается как благопожелательная, левая — злонамеренная. Изображение свастики встречается на протоиндийских объектах и др. предметах с глубокой древности как знак солнца и света, а значит — жизни и благоденствия. Начиная с ведийских времен существует как эмблема Вишну — солярного божества. <...> В специфическом значении употребляется в астрономии для обозначения дней солнцестояния и равноденствия. В инд. календаре есть обряд «свастика врата»*: во время сезона дождей женщины каждый вечер рисуют С. и совершают обряд ее почитания. В конце сезона они подносят брахману или иному жрецу блюдо с изображением С.” (М. Альбедиль, ИнДжаСи)


*   Санскр. vrata = “обряд, ритуал, поклонение”.

“<Санскр.>  svastika  1)  свастика  (древний  индуистский  знак  благополучия,
благоденствия) 2) скрещивание рук на груди.” (СРС)

“<Иероглиф> вань (см. Илл. 47) сущ. будд. свастика, буддийский крест, печать сердца Будды (Svastika, Srivasta; знак счастья, а также условный знак храма на топографических картах).” (БКРС)

“Свастика в древние времена символизировала удачу; само слово происходит от санскритского слова «благоденствие». Этот крест, повернутый как по часовой стрелке, так и против, можно найти на скатертях племени Навахо, на греческой керамике, критских монетах, римских мозаиках, на предметах, извлеченных при раскопках Трои, на стенах индусских храмов и во многих других культурах самых разных времен. Часто это символ солнечного прохода по небесам, превращающего ночь в день — отсюда более широкое значение как символа плодородия и возрождения жизни; концы креста интерпретируются как символы ветра, дождя, огня и молнии. В Японии это символ долгой жизни и процветания. В Китае это древняя форма знака «фан» (четыре части света), позднее — символ бессмертия и обозначение числа 10 000 — так китайцы представляли бесконечность.

Также это — священный символ буддизма и джайнизма.

Ранние христиане изображали свастику на могилах в качестве замаскированной формы более ортодоксального креста, а в средние века его рисовали на витражах, чтобы заполнить пустое место внизу (fill the foot), отсюда его английское название — fylfot. Другие названия этого символа — крючковатый крест, молот Тора, гаммадион или crux gammata — называемый так из-за формы в виде четырех греческих букв «гамма». В геральдике свастика известна под названием «крест крампоне», от crampon, «железный крюк».

Конечно, были исключения в позитивном имидже свастики — самым известным стал германский Hakenkreuz или «крючковатый крест», который нацистская партия приняла в качестве символа в 1919 году. И на востоке свастика может вызывать негативные ассоциации.

В Индии, к примеру, форма с поворотом концов против часовой стрелки, называемая иногда «саувастика», может означать ночь и черную магию, а также бога Кали, «черного бога», который несет смерть и разрушение.” (Джон Фоли «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗНАКОВ И СИМВОЛОВ», М.: 1996.)

“Свастику, крест с перпендикулярно загнутыми концами, также нередко трактовали как символ четырех основных сил, сторон света, стихий. Не случайно свастику находят в древнекитайских манускриптах в обозначении таких понятий, как «область», «страна».

В то же время если квадрат как знак материи характеризует ее как нечто мертвое, застывшее, противопоставленное жизни, то свастика скорее напоминает нам колесо, окружность, движение, превращение элементов, смену времен года.

Психоаналитик Вильгельм Райх объяснил в своей книге, вышедшей в 1933 году, притягательное действие свастики на массы: «Она действует на подсознательные эмоции наблюдателя. Свастика — не что иное, как изображение обвившихся друг вокруг друга людей, схематическое, но в то же время вполне узнаваемое. Одна линия означает половой акт в горизонтальном, другая — в вертикальном положении. Можно предположить, что этот символ будоражит скрытые от нас самих струны в организме, притом тем больше, чем меньше удовлетворен человек, чем более он похотлив. Если же приписать этому знаку дополнительно идею верности и чести, то он сумеет удовлетворить и моральные сомнения и будет тем более охотно принят».” (В. Бауэр, И. Дюмотц, С. Головин «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СИМВОЛОВ», М.: 1998)

“Начать рассмотрение <...> знаков следует с наиболее полного комплекта их на височном кольце из кургана в Зюзине (совр. Москва) второй половины XII — начала XIII в. <См. Илл. 47a.> На центральной лопасти знак плодородия представлен в виде «ромба с крючками» (терминология А. К. Амброза). Ромб поделен на четыре части, а от углов во вне отходят изгибающиеся отростки. Мы уже видели четкий знак «засеянной нивы» на ромбощитковых кольцах новгородских словен. На двух соседних лопастях даны такие же ромбические знаки плодородия, но меньшего размера, от каждого угла ромба отходит в сторону длинный крест. Следующая пара содержит знак креста с пересеченными перекладинами концами. Это типичная четырехчастная схема распространения блага в 4 стороны. На последних самых верхних лопастях изображена свастика, знак огня (возможна связь с подсечным земледелием).

Височное кольцо.
Илл. 47а. Вятичское височное кольцо с заклинательными знаками плодородия. XII в.

Итак, пять нижних лопастей посвящены теме плодородия земли и идее распространения блага «на все четыре стороны» (крест с четырьмя крестиками на концах). Свастика на крайних лопастях не может означать здесь солнца, так как солнечные кольца с лучами находятся рядом, над свастикой. Эти колечки у основания дужки, появившиеся при коренной переработке старых украшений, можно рассматривать как солнечные знаки у двух концов дужки-небосвода.

В символической орнаментике русской избы мы видели устойчи-
вое изображение трех дневных позиций солнца: утренней, полдневной и вечерней, но в фольклоре наряду с этим широко распространен еще один стандарт — упоминание только двух четко видимых позиций солнца: утренняя заря и восход и вечерняя заря и закат солнца; полдневная позиция требовала особых расчетов. Эти две зари иногда даже олицетворялись в виде двух девушек.

По всей вероятности, на украшении, которое находилось  в  об-
щей системе женского убора «между небом и землей» — между кокошником с его небесной символикой и корпусом владелицы, вполне сознательно помещали только два этапа дневного солнечного пути: восход и закат солнца. Полдневная позиция солнца была обозначена на кокошнике. Полной аналогией этому являлась форма прялки, где полдневное солнце занимало верхнюю лопаскy, а утренняя и вечерняя позиции солнца изображались внизу на небольших колечках, которые назывались «серьгами».

<...>

У нас остался нерасшифрованным знак свастики, который в данном случае может рассматриваться не как знак солнца, а только как знак огня. Какое отношение может иметь знак огня к соседним с ним знакам земного плодородия? Самое прямое: вятичи вели земледелие и на старопахотных землях и на расчищенных под пашню лесных участках, выжигаемых огнем. Подсечное земледелие, освоение новых пространств должно было усилиться именно в середине XII в., когда Юрий Долгорукий призывал поселенцев в свою Ростово-Суздальскую землю (и в свою домениальную Москву) со всех сторон. К этому князю «идут люди не токмо от Чернигова и Смоленска, но колико тысяч из-за Днепра и от Волги», так как здесь «еще полей и лесов много» (1148 г.).

Колонизация отмечена и археологическими материалами. Усиление расчисток леса под пашню убедительно связывает помещение на «картине мира» знаков огня рядом со знаками плодородия земли. Свастика встречена не только в Зюзине, но и в других подмосковных курганах.” (Рыбаков Б. А. «Язычество Древней Руси», М.: 1987.)

“Проблема с этой чертовой свастикой в том, что она — чересчур многозначный символ...” (Антоний Бургесс, «Сила земли»)