МУКТА (санскр. mukta = “освобожденный, свободный, избавленный [напр. — от пререрождений]”), М.-гуру — класс/разряд гуру, наряду с сиддха-гуру.

МУКТИ (санскр. mukti = “освобождение, избавление; окончательное освобождение”) = МОКША.

МОКША (санскр. moksa = “избавление, освобождение; спасение души”), 1) в индуизме/джайнизме/буддизме — освобождение от сансары (сравн. КАЙВАЛЬЯ, НИРВАНА); 2) имя божества, которому поклонялись в Киеве до обращения Руси в христианство (ист. инф. — ПЦС) (см. также МОКОШЬ).

“МОКША (избавление, освобождение) — предельная, окончательная цель стремлений индивидуума, мыслимая как избавление от всякой изменчивости, от перерождений, страданий и превратного бытия в сансаре. Представление о М. впервые засвидетельствовано к текстах «Упанишад»; уже там эта идея выражается несколькими словами, а впоследствии появляется около 20 синонимов с буквальными значениями: затухание скорбей, сверхблаго, бессмертие, исход, свобода, самодовление, предельное блаженство, нестановление вновь и пр. Осмысление М. в философско-религиозных терминах и взгляды на средства ее обретения крайне разнообразны, настолько, что можно предполагать наличие разных конечных целей и методов их достижения. В отношении средств существовали такие альтернативы:

либо а) достаточно подавить всякую мирскую деятельность (карма) и избавиться от результатов прошлой деятельности,

либо б) необходимо еще обретение особого знания;

а) достаточно своих собственных усилий,

или б) необходимо наставление, обучение,

или же в) деятельное участие бога.

Сама конечная цель могла пониматься:

а) как вечное, неизменное бессознательное пребывание, «подобно деревяшке», в избавленности ото всех скорбей (в учениях ньяя и вайшешика);

б) как вечное бессодержательное сознавание и бытие в качестве «свидетеля», пребывание самодовлеющим и в себе самом (в санкхье и йоге);

в) как вечное бытие, сознание и блаженство при снятии всякой двойственности (в адвайта-веданте);

г) как свобода и блаженство в боге, с сохранением отличий освобожденной души и бога (в др. школах веданты).

Возможность прижизненной М. в <физическом> теле одними школами признавалась, другими — отвергалась. М. не есть регулятивная идея, ибо и в нашем веке засвидетельствованы случаи ее достижения, не подвергаемые сомнению в традиционной культуре.” (А. Парибок; ИнДжаСи)

“МОКША (санскр. — освобождение), в инд. религ.-филос. мысли освобождение как высшая цель. Понятие М. широко употребляется в индуизме и буддизме. Учение о М. формируется уже в упанишадах: преодоление индивидом зависимости от мира, вовлечённости в круг рождений и смертей достигается при условии познания тождества «Я», атмана, с чистой реальностью бытия — брахманом. «Как реки текут и исчезают в море, теряя имя и образ, так знающий, освободившись от имени и формы, восходит к божественному пуруше» («Мундака-упанишада» III 2, 8). С освобождением связано состояние высшего блаженства (ананда), радости, расширения души, ощущение полной слитности с творцом и творением, причём сами творец, творение и тварь становятся неразличимыми. Достигшие М. освобождаются от желаний, полностью постигают атман и «проникают во всё»; «Я» неотделимо от бога и субъект — от объекта.

Согласно учению веданты, М. может быть достигнута и при жизни, когда душа связана с телом, но уже не зависит от него в том отношении, что она никогда не отождествляет себя с ним и не привязывается к тварному миру, хотя мир ещё продолжает являться душе. Это учение об освобождении при жизни (дживанмукти) веданта разделяла наряду с санкхьей, буддизмом и джайнизмом. Как только, познав своё единство с вечным и единым брахманом, человек достигает М., он выходит из-под действия закона кармы, цепи рождений и смертей и выступает как бесконечное существо, преодолевшее авидью и связанные с нею иллюзии. М. связана не с уничтожением «Я», а с обретением своего истинного «Я», с реализацией его бесконечности. По Шанкаре, М. настолько превосходит все категории опыта, что не поддаётся описанию в терминах нашего познания и характеризуется обычно через отрицат. определения (состояние сарватмабхавы, букв, «всё-я-бытие» — отсутствие к.-л. форм и качеств). Душа выходит из колеса сансары, достигает озарения, утрачивает желания и стремления (на уровне почитания сагуна-брахмана, или ишвары, человек может ещё стремиться к высшему миру брахмана — брахмалоке, но, достигнув М., он становится выше и этого стремления). Согласно Раманудже, М. связана с освобождением «Я» от ограничений: после исчерпания кармы и избавления от физич. тела наступает единение с богом (Рамануджа не принимает учения об освобождении при жизни). Теистич. концепция «Бхагавадгиты» связывает М. с непосредств. знанием (джняна), ведущим к соединению с высшим «Я», и даёт классификацию М.: мукти — избавление; брахмистхити — бытие в брахмане; найшкармья — недействие; нистрайгунья — отсутствие трёх качеств; кайвалья — освобождение через уединение; брахмабхава — бытие брахмана.

По учению школы ньяя М. освобождает от страданий, порабощённости страстями, но не разрушает «Я»; освобождение — не столько прекращение страданий, сколько переживание положит. наслаждения. Согласно Прабхакаре (школа миманса), М. состоит в полном исчезновении дхармы и адхармы, прекращении как страдания, так и удовольствия. Мимансе свойственно убеждение в недостаточности познания для освобождения. В целом М. является одним из ключевых понятий большинства систем инд. мысли.” (ФЭС)