ДУША (происх. см. ДУХ), в различных Учениях — определенная комбинация различных нефизических тел/оболочек сущности; // в Школе Гуру Ар Сантэма под Д. понимают совокупность трех следующих тел/оболочек: буддхи, самадхи-сабиджи и самадхи-нирвикара; // иногда условно различают Д. бессмертную (три названных выше оболочки) и Д. смертную (тела эфирное, астральное и ментальное); кроме того, терминологически различают т. н. “большую” Д. (Душа), в которую включается еще и Дух (т. е. высшее из тел: самадхи-нирвикара), и “малую” Д. (душа) — т. е. собственно Д. как совокупность трех указанных в начале оболочек; // Д. неуничтожима, пока ее обладатель добровольно не согласится/пожелает слиться с каким-либо божеством ; при жизни это предлагают человеку религии, а после физической смерти многие из божеств так или иначе склоняют Д. к выходу из цепи рождений/перерождений для такого слияния [подробнее — чит., например, текст “Бардо Тедол” (Тибетская Книга Мертвых)]*. (См. также СОЗНАНИЕ; сравн. ДУХ.)


*  Необходимо, вероятно, упомянуть также еще один, более печальный, вариант исчезновения души: распыление ее ввиду неисправимости.

“<...> ум, владыка и царь сущего, и искусство созидания всего у богов присутствуют всегда в равной мере, совершенно и в достатке, как единое, в чистоте пребывающее в себе действие, а душа причастна уму неделимому и многообразному*, не уделяющему внимания заступничеству за целое, и сама заботится о бездушном, заключаясь то в одном, то в другом облике.


*  Т. е. божественному.

По тем же самым причинам лучшим сопутствует сам порядок и сама красота, или если есть желание представить это именно так, то вместе с ними существует их причина, а душе свойственно принимать участие в разумном порядке и божественной красоте. В первых постоянно присутствует мера всего, или соответственно его причина, а вторая ограничивается божественным пределом и частным образом участвует в нем. Первых можно было бы разумно счесть достаточными для всего сущего благодаря причинствующей силе и власти, а вторая обладает некими ограниченными пределами, в рамках которых она может повелевать.” (Ямвл)

“Душа человеческая. Сотворивъ перваго человека Адама изъ земли, Богъ вдунулъ въ него дыханiе жизни*, т. е. душу, существо духовное и безсмертное (Быт. I, 26, 27). По смерти человека душа возвращается къ Богу, который далъ ее (Еккл. XII, 7).” (БЭ)


*  Сравн. ПРАНА.

“Душа человека, этот «субъект личной его жизни» (проф. Зарин), отличается от Д. животного своим богоподобием: «Создадим человека по образу (отображению) Нашему» (Быт. I, 26), сказал Бог, и Он вдунул в человека «дыхание жизни» (Быт. II, 7).” (Конц)

“Душа есть тело из тонких частиц, рассеянное по всему нашему составу, оно схоже с ветром, к коему примешана теплота, и в чем-то более сходственно с ветром, а в чем-то — с теплотой.” (Эпикур)

“Классическая душа — очень крепкий желудок. Она может переварить всё: царящую вокруг несправедливость, несчастья, беды...” (Мамард)

“Когда Господь глядит на человека, он вдыхает в него хоть что-нибудь. А тут он выдохнул...” (Ероф)

“Если душа родилась крылатой:

Что ей хоромы, и что ей хаты!

Что Чингиз-хан ей, и что орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца неразрывно слитых:

Голод голодных и сытость сытых!” [3 августа 1918 (М.Цветаева)]

“— А душа-то человека — она и есть основная профессия. А продукт ее — дружба и товарищество! Чем тебе не занятье!” (А. Платонов “Чевенгур”)

“Ибо душа, находясь въ теле семъ, хотя и ведетъ борьбу отъ страстей, но имеетъ и некоторое утешение отъ того, что человекъ естъ, пьетъ, спитъ, беседуетъ, ходитъ с любезными друзьями своими.” (ДорАв)

“Даже древние египтяне не сомневались в существовании души. Своим набальзамированным умершим они вешали на шею кожаные мешочки, где бы душа могла подождать и осмотреться при выборе нового тела. В черепе проделывалось отверстие, чтобы темные мысли покинули голову, а выход заделывали серебряной пластинкой, дабы предотвратить их возвращение.

Тибетские ламы пошли еще дальше. Уже в древности они написали трактат с подробным указанием, где, в каком именно месте находится душа человека в каждый день месяца:

1-й — в больших пальцах ног;
2-й — в лодыжках;
3-й — в ножных мышцах;
4-й — в области колена;
5-й — в коленном сгибе
;6-й — в области бедра;
7-й — в бедре;
8-й — в почках;
9-й — в ребрах;
10-й — в области лопаток;
11-й — в предплечьях;
12-й — в ладонях;
13-й — в области шейных позвонков;
14-й — в ушах;
15-й — во всей плоти;
16-й — во внутреннем ухе;
17-й — в области грудины;
18-й — опять в ладонях;
19-й — в предплечье;
20-й — в лопатках;
21-й — в ребрах;
22-й — в почках;
23-й — в области грудных позвонков;
24-й — в бедре;
25-й — в коленном сгибе;
26-й — в коленях;
27-й — в ягодицах;
28-й — в мизинцах рук;
29-й — в указательном пальце правой руки;
30-й — в пятках;
31-й — в носу.

Подтвердили тибетский трактат сотрудники ВНИИ «Бинар». У них отсняты километры пленки, на которой отчетливо видна человеческая душа (она у нас — как маленькое облачко), и масса души — около 9 граммов.” (ПопИ)

“Исследованиями, проведенными независимо друг от друга в разных странах мира, уже твердо установлено, что когда человек умирает, он теряет в весе. Тщательно проведенные измерения показали — до 12 граммов. Энергию, носителем которой является человек, я бы разделил на две части: первая — энергия, которая обеспечивает жизнедеятельность человека, и вторая часть — та энергия, которая оставляет тело после смерти. Следовательно, с той самой массой в 12 граммов по формуле Эйнштейна E = mc связана энергия, а следовательно — и информация. <...>

Мы <в ярославском Институте микроэлектроники РАН> пришли к выводу, что после смерти информация не исчезает, так как энергия не исчезает, а просто переходит в другую форму. С каждым умершим человеком выбрасывается сгусток энергии. Образуется поле, которое неизбежно воздействует на живущих. Это часть той самой ноосферы, понятие о которой впервые сформулировал Вернадский. Ноосфера в определенной степени диктует наше с вами поведение — действует на уровне законов и закономерностей.” (РудВ)