ДЖАПА [санскр. japa = “шуршание, шепот”, но japaka = “молящийся; жрец (шепчущий молитвы)”], медитативная практика, состоящая в длительном (обычно — почти неслышимом для посторонних) повторении мантр.

“Джапа — это повторение во время практики медитации одного слова или небольшого предложения. Слог «па» определяет собой то, что отдаляет от нас или полностью разрушает все лишнее, все нечистое; слог «джа» определяет собой то, что приводит к концу цикл рождения и смерти. Следовательно, «джапа» — это непосредственный метод освобождения, «мокши». Устраняя многочисленные препятствия на пути к знанию, «джапа» прокладывает дорогу, ведущую к освобождению. Поэтому джапа — это нечто большее, чем просто некое учение], некая техника. <...>

ДЖАПА КАК ТЕХНИКА

Важным моментом в джапе является выбор. Если я выбираю ментальное пение сло'ва или предложения, то я уже обретаю технику и могу видеть происходящее в своем уме.

Во время джапы я точно знаю, что должно дальше произойти. Если возникает нечто другое, я знаю, что это не то, чего я ждал, и я возвращаюсь к выбранной мысли. Далее я учусь, как рассеивать нежелательные мысли и как возвращаться к той, которую я выбрал. В этом заключается одно из важнейших значений джапы как техники.

В качестве техники может быть любое слово — оно будет работать. Совсем не требуется, чтобы это слово было именем Господа или какой-нибудь «духовной мантрой». Мантрой может быть что угодно, например, следующее: «грин... грин... грин... грин... грин...» Если вы будете продолжать повторять этот звук, он начнет работать. Неожиданно может закрасться чужая мысль: «А что представляет собой эта бессмыслица?» Ответ может быть, например, таким: «Звучание волынки.» Тогда вы можете поинтересоваться: «А как же волынка связана с моей джапой?» Возвращаясь к первоначальному звуку, вы убираете мысль о волынке.

Таким образом джапа работает как техника, направленная на достижение некоей ментальной дисциплины. Однако, джапа — это нечто большее, чем простое пение какого-либо звука. Повторяя выбранную песню, вы предоставляете себе возможность увидеть процесс собственного мышления. Такое повторение становится техникой, которая удерживает ваш ум направленным в течение какого-то времени — и эта техника помогает также уму достичь определенных глубин. <...>

ОСОЗНАНИЕ МОЛЧАНИЯ

Джапа — это инструмент, который позволяет вам отречься от любой лишней или неподходящей мысли, заменяя ее выбранным песнопением. Она дает возможность разорвать цепную связь и осознать промежуток, молчание между мыслями. Вот почему я считаю джапу дисциплиной.

Придерживаясь этого учения, вы понимаете, что молчание — это нечто естественное. Вы также развиваете в себе способность уничтожать на корню любую мысль, которую вы не хотите иметь. Учитывая все сказанное, джапа — великая помощь в овладевании своим умом. <...>

ПЕСНОПЕНИЯ И МАНТРЫ

Есть слова, которые иногда воспеваются, но они сами по себе не являются никакими мантрами: шиво хам... шиво хам... или со хам... со хам... «Со хам» означает «Он — это я». «Он» относится к Богу. Нигде в писаниях не говорится, что со хам — это мантра. Со хам — это просто констатация факта. Это необходимо понять. Это значит «тат твам аси», «ты — это то». Если вы действительно Бог, или если Бог — это вы, то между вами нет, действительно, никакой разницы.

Так как разница вам ясна, то вам не следует размышлять над ней в дальнейшем. Вам нужно познать отсутствие разницы и то, что является предметом изучения Веданты. Следовательно, утверждения, которые являются констатацией факта — не мантры. <...>

ДЖАПА — ЭТО МЕНТАЛЬНАЯ МОЛИТВА

Джапа — это слово, предложение или несколько предложений, чье значение — Бог, в которых человек обращается или приветствует какое-либо божество, как Бога. Это осмысленный звук, он не определяет какой-либо материальный объект <...>. Он обозначает Господа, к которому взывает преданный.

Следовательно, джапа является не только техникой, но и ментальной молитвой. Только когда повторение становится ментальной молитвой, оно называется джапой. Джапа представляет собой средство для достижения освобождения, потому что она уничтожает все препятствия и нечистоты, тем самым подготавливая ум для знания, которое и есть освобождение.

В десятой главе Бхагават-Гиты Господь Кришна говорит: «Есть много видов ритуалов и много значений, через которые Я восхожу, но среди них Я — воспевание святых имен (джапа).» Таким образом, джапа — это то, что следует совершать, и, как сказал Сам Господь в облике Кришны, нет деятельности более эффективной, чем джапа.” (Свами Дайананд Сарасвати “Две беседы о джапа-медитации”, перев. Д.Рагозы, С.-Пб.)