Топ-100
Несколько слов:
Варанаси (Уттар-Прадеш)

Варанаси старше истории, старше традиции, старше
чем легенды и выглядит вдвое старше, чем всё это вместе.
Марк Твен

Варанаси — (буквально «между двух рек»), один из семи священных городов Индии. Возникший около VII века до н. э., он упоминается в древних священных писаниях, таких как "Вамана Пурана", "Махабхарата", буддистских текстах. Каши (Варанаси) — древняя столица одноимённого государства, которую приблизительно с X века стали именовать Бенаресом. Город имеет протяженность около 8 км, раскинувшись амфитеатром на левом берегу Ганга, который в этом месте образует небольшую бухту и имеет ширину, изменяющуюся по временам года от 550 до 850 м при глубине от 25 до 30 м. Для большинства индусов этот город всегда имел особое значение. Здесь переплелись прошлое и настоящее, вечность и бренность. Миллионы паломников со всех концов Индии круглый год посещают этот сакральный город. Варанаси считается наиболее благоприятным местом для "оставления тела". Считается, что душа человека, умершего в Варанаси получает освобождение (мокшу) и больше не перевоплощается, покинув колесо Сансары. Варанаси теперь, как и в старину, служит центром брахманской учёности и науки. Местные пандиты по-прежнему считаются первыми авторитетами во всех религиозных вопросах.

Считается, что город Варанаси — первый город на Земле, построенный ещё богами. Согласно индуистским эпосам, с этого места началось сотворение вселенной. Позже боги жили в Варанаси вместе с людьми, затем Они ушли в Гималаи. Это любимый город как Брахмы, так и Шивы. Как всё было на самом деле — точно неизвестно. Факт тот, что город этот очень древний, и это очень сильно чувствуется. Согласно археологическим данным, это старейший город из числа непрерывно населённых. Глядя на гхаты (набережные) Варанаси, ощущаешь саму вечность и Шиву, повелителя времени.

Жизнь и деятельность в Варанаси вращается вокруг священной реки. Город оживает перед рассветом, когда тысячи паломников спускаются к Ганге и ждут восхода солнца. Некоторые приходят группами, кто-то в одиночку, ожидая момента, когда погружение в священные воды очистит их и смоет их грехи. Постепенно поднимается солнце, туман над рекой рассеивается и появляются очертания великолепных зданий. Вскоре после восхода солнца Варанаси превращается в большой амфитеатр. Утренняя атмосфера наполняется голосами брахманов, читающих священные тексты. Появляются лодочники, продавцы цветов, торговцы сладостями и безделушками. Вокруг бродят священные быки и коровы.

Город служит сосредоточием поклонения Шиве, посвященных этому божеству храмов насчитывается в городе более 1000. Во всех этих храмах главным предметом почитания служат стоячие лингамы из камня. Посвященные Шиве быки свободно бегают по всем городским улицам, между тем как во многих храмах Дурги почти на каждом шагу встречаются прыгающие обезьяны, которых там воспитывают и холят. Из храмов, принадлежащих секте Джайна, замечательны по своей архитектуре в особенности храм Ман-Мандиль, или дом Мандиль-Синга, который в 1680 г. был обращен в обсерваторию и снабжен великолепными, сохранившимися до сих пор астрономическими инструментами, равно как Джайн-Мандиль, или храм Джайны, впрочем, приходящие уже в разрушение. В числе находящихся в Варанаси трёхсот мечетей одна их самых величественных — мечеть Ауренг-Зеба, построенная недалеко от берега Ганга, на месте разрушенного индусского храма, с тремя куполами и двумя минаретами.

Многие богатые и знатные индусы временно или в последние годы своей жизни поселяются в Бенаресе, где некоторые из них и умирают. Любимыми местами прогулок жителей служат каменные лестницы (гхаты), идущие от набережной к Гангу. Чтобы умереть около Ганга, лежащие при смерти больные приказывают нести себя на эти лестницы, на которых происходит сожжение трупов. Считается, что если человек умрет здесь, его душа больше не будет перевоплощаться,он выйдет из колеса Сансары. Варанаси сейчас, как и в старину, служит центром браминской учёности и науки, хотя в новейшее время все более и более вступает в состязание с Бенаресом Калькутта, особенно в деле изучения языков. Бенаресские пандиты по-прежнему считаются первыми авторитетами во всех религиозных вопросах. Из множества учебных заведений наиболее замечательны индусская коллегия и учрежденная в 1792 году Санскритская коллегия. В первой из них преподаются чтение, письмо и счисление, индусские законы, священная литература индусов на санскритском языке и астрономия. В другой преподается английский язык, английская история и литература, санскритский язык, языки индусский и персидский, равно как математика, политическая экономия и проч. Бенарес, кроме того, служит средоточием цветущей промышленности и имеет важное торговое значение. В торговле приобрели известность изготовляемые здесь украшения из драгоценных металлов, золотые и серебряные ткани, бархат, шелковые и бумажные материи. Сюда привозится для продажи все, что Индия и сопредельные с нею страны производят ценного в области искусства и труда, равно как все естественные продукты вместе со всевозможными произведениями английской промышленности. Бенарес весьма древний город, которому ещё в санскритских стихотворениях дается название Кази, то есть блестящий, и считается древнейшею школой браминов. В 1193 году он был завоеван гуридом Кутб-эд-дином и в 1529 году присоединен Бабером к империи Дели. При падении последней в начале XVII века князь газипурский стал повелителем города, в 1775 году Бенарес подчинился владычеству Англо-ост-индской компании, которая в 1781 году сменила его и присоединила город с его округом к своим владениям.

Храм Вишванатх был возведён в честь Шивы. Этот храм является самым священным в Варанаси. Изначальный храм был разрушен имератором Мугхалом, но впоследствии был восстановлен Рани Ахалья Баи в XVIII веке. Золотая обшивка купола была сделана в XIX веке. Храм посвящен одному из 12-Джьотирлингамов Шивы. Древнее предание гласит о споре между тремя Богами: Брахмой, Вишну и Шивой о том, кто из них Верховный Бог. Господь Шива превратился в столб света — Джьотирлингам. Ни Брахма, ни Вишну не смогли обнаружить начало и конец Лингама. Признав своё поражение, они поклонились ему, выразив своё почтение.

К сожалению вход для европейцев запрещён, но храм и даже алтарную часть можно осмотреть с площадки, которая приподнята над стеной храма.

Храм Аннапурна расположен рядом с храмом Вишванатх. Он посвящен Аннапурне — Богине плодородия и процветания, которая является воплощением Парвати — супруги Шивы. Считается, что люди, поклоняющиеся Ей в этом храме, никогда не будут страдать от голода. В храме установлены два Божества. Одно из золота, которому поклоняются в очень торжественных случаях, один раз в год. Другое Божество из латуни, ему поклоняются каждый день.

Храм Тулси Манас посвящен Господу Раме. Он построен на месте, где Госвами Тулсидас составил эпос "Рам Чарит Манас", который даёт нам подробное описание жизни Господа Рамы. Храм был построен в 1964 году.

Храм Дурги был основан в XVIII веке бенгальской махарани. Этот храм известен среди иностранных путешественников под названием храм Обезьян из-за обитающих в нем этих агрессивных и раздражительных животных, стоит на обнесенной стеной территории в 4 км на юг от Годаулии, недалеко от Ази-гхата. Он был построен в типичном североиндийском стиле, с нарядной шикхарой, состоящей из пяти символизирующих стихии сегментов и поддерживаемой чудесными резными колоннами. Весь ансамбль лучше всего виден из-за Дурга кунда - соседнего с храмом водоема. Наполненный первобытной атмосферой, он посвящен Дурге, грозной форме супруги Шивы Парвати, а также воплощению шакти, или женской энергии. Рогатина во внутреннем дворике используется во время празднеств для обезглавливания жертвенных коз. Иностранцам разрешен вход только во двор храма.

Гхаты, места для совершения ритуального омовения, являются одной из самых интересных достопримечательностей Варанаси. Здесь их более ста — мест, где к водам вечной Ганги можно спуститься по специальным ступеням. Самый лучший способ осмотреть гхаты - это двигаться по направлению с юга на север на лодке или пешком.

У расположенного у слияния Аси и Ганги Аси-гхата с глинистыми берегом паломники сначала купаются, перед тем как идти молиться к огромному лингаму под деревом пипал. Следующим посещают лингам Азисангамешвара - "Владыки Слияния Ази", который находится в маленьком мраморном храме прямо у гхата. Согласно традиции, паломники продолжают путь к Лоларка Кунд, "Дрожащему Солнцу", прямоугольному водоему, который стоит на 15 м ниже уровня земли и к которому ведет крутая лестница. В настоящее время почти заброшенный, кроме периода ярмарки Лоларка Мела (август - сентябрь), когда тысячи паломников приходят, чтобы умилостивить богов и помолиться о рождении сына, Лоларка Кунд является одной из самых древних точек Варанаси, одним из двух сохранившихся мест, связанных с культом солнца и с древними корнями, от которых произошел индуизм. Выровненный по двенадцати солнечным делениям (adityas), которые предшествуют всем великим божествам современного индуизма, он привлекал купальщиков еще во времена Будды.

Значительная часть соседнего Тулси-гхата - первоначально называемого Лоларка-гхат, но переименованного в честь поэта Тулси Даса, который жил неподалеку в 16 в. - рассыпалась. Если продолжить путь на север, мимо Шивала-гхата, у Хануман-гхата расположен новый храм, построенный большой южно-индийской общиной, посещающей этот гхат. Считающийся многими местом рождения вишнуитского святого 15 в., Валлабхи, благодаря которому во многом оформилось почитание Кришны, этот гхат также связан с поразительным образом Руру, одной из форм пса Бхайравы - свирепой ранней формы Шивы.

Названный по имени легендарного короля, который отказался от целого королевства в припадке самоотречения, Харишчандра-гхат является одним из двух гхатов Варанаси, где проходят кремации, легко узнать по дыму погребальных костров.

Расположенный далее на север Кедара-гхат паломники, совершающие Панчатиртхи Ятру, игнорируют. Над его лестницей стоит храм из красно-белого пятнистого песчаника, в котором находится лингам Кедарешвара - выход черной скалы с белой прожилкой. Мифологически связанная с Кедарнатом в Гималаях, Кедара и ее гхат превращаются в гудящий улей во время священного месяца шравана (июль-август) в период дождей.

Расположенный в северном направлении вдоль реки Чауки-гхат отличает огромное дерево, под которым расположились маленькие каменные алтари, посвященные нагам, божествам в образе водяных змей, а у Дхоби-гхата (Прачечного), который ни с чем невозможно спутать, мужчины-прачки до сих пор ритмично полощут одежду. За более мелкими гхатами, такими как Манасаровара-гхат, названным по имени священного озера в Тибете, и Нарада-гхат в честь божественного музыканта и святого, лежит Чаумсатхи-гхат, от которого внушительная каменная лестница ведет вверх к маленькому храму Чаумсатхи (шестидесяти четырех) Йогинь. Изображения Кали и Дурги в его внутреннем святилище свидетельствуют о времени, когда великие богини стали пониматься как единое воплощение целого ряда предшествующих им женских божественных существ. Над гхатами здесь возвышается сказочный песчаниковый хавели (особняк), принадлежавший Пешва Амрита Рао, построенный в 1807 году и в настоящее время используемый для религиозных церемоний, а иногда в качестве концертной аудитории.

Дашашвамедха-гхат, второй и самый оживленный из пяти тиртха на маршруте Панчатиртхи Ятры, лежит за простым зданием с плоской крышей, в котором находится святилище Шиталы. Чрезвычайно популярное даже в дождливый сезон, когда верующим приходится брести к нему по воде или нанимать лодку, Шитала выражает одновременно как благоприятный, так и недоброжелательный аспекты божества - облегчение и помощь, а также болезни. Дашашвамедха является самым популярным и доступным гхатом для омовений, с целым рядом жрецов, сидящих на деревянных платформах под бамбуковыми зонтиками, массажистов, усердно предлагающих свои услуги, и лодочников, толпящихся в ожидании клиентов. Название гхата, десять жертвоприношений коня, происходит от сложной серии жертв, совершенных тут благодаря терпению царя Диводаса. Шива и Парвати были уверены, что решимость правителя ослабеет и ему придется покинуть Каши, таким образом позволив им вернуться в свой город. Однако жертвы были столь совершенными, что Брахма установил здесь лингам Брахмешвара. С того времени Дашашвамедха стал одним из самых прославленных тиртха на земле, где паломники, просто искупавшись, могут стяжать приобретенные посредством огромной жертвы блага.

Ман Мандир-гхат известен прежде всего благодаря своей величественной обсерватории XVIII века, украшенной резными оконными рамами и построенной для махараджи Джайпура. Паломники почитают важный соседний лингам Сомешвары, бога луны, расположенный перед Трипурабхайрави-гхатом и Мир-гхатом, а также новым храмом Вишванатха, построенным консервативными брахманами, которые утверждали, что главный лингам Вишванатха стал нечистым, когда в 1956 г. в святилище вошли хариджаны (неприкасаемые). У Мир-гхата также есть алтарь Вишалакши, "Большеглазой богини", расположенный на важном месте (pitha), отмечающем точку падения одной из частей расчлененного тела Шакти, когда его уносил пораженный горем Шива. Здесь также находится Дхарма Купа (Dharma Kupa), "Колодец Дхармы", окруженный второстепенными святилищами, возле которого стоит также лингам Дхармеша, где, как говорят, Яма, бог смерти, получил власть над всеми мертвыми мира - кроме тех, которые умирают здесь, в Варанаси.

Сразу на севере расположен Лалита-гхат, известный своим святилищем Ганга Кешава, посвященным Вишну, а также непальским храмом, типичным деревянным храмом в стиле Катманду, в котором находится изображение Пашупатешвары - воплощения Шивы в Пашупатинатхе, в долине Катманду, и небольшая коллекция образцов эротической резьбы.

К северу от Лалита-гхата лежит главная площадка для кремации Варанаси - Маникарника-гхат. Такие места обычно считаются неблагоприятными и находятся на окраинах городов, но весь этот город Шивы рассматривается как Махашмашана - Великая территория кремации тела всей Вселенной. Этот гхат постоянно наводняют погребальные процессии, а также домы, неприкасаемые стражи, занятые облегчением последних минут тех, кто настолько счастлив, чтобы умереть здесь. Возможность увидеть столь публично кремируемые тела всегда привлекала и завораживала приезжих, но фотографирование является строжайшим табу; даже если у вас просто увидят камеру, это может быть истолковано как намерение снимать и вызвать враждебность.

Расположенный в центре пяти тиртха, Маникарника-гхат символизирует одновременно творение и разрушение, воплощенные в противопоставлении священного колодца Маникарника Кунд, который выкопал Вишну во времена творения, и горячей, насыщенной пеплом песчаной площадки для кремации, где кончается само время. Согласно индуистской мифологии, создание Маникарника Кунд предваряло появление Ганги, и его источник лежит далеко в Гималаях. Вишну, согласно повелению Шивы, вырезал кунд с помощью своего диска и наполнил его потом, выделившимся от его усилий при сотворении мира. Когда Шива затрепетал от восторга, в водоем упала его серьга, которая в качестве Маникарники - "Драгоценной Серьги" - стала первой в мире титрхой. Каждый год, после того как воды реки спадают и на дне водоема затвердевают аллювиальные осадки, кунд выкапывают снова. Его окрестности чистят и расписывают яркими народными картинами с изображением главной богини - Маникарни Деви.

На севере рядом с Маникарникой расположен живописный Скиндия-гхат с его опрокинутым храмом Шивы, частично поглощенным рекой, который упал в результате воздействия самого веса комплекса гхата примерно 150 лет назад. Над гхатом, среди густой путаницы улиц района, называемого Сиддха Кшетра (Поле Исполнения), находятся несколько самых значительных святилищ Варанаси. Вирешвара, бог всех героев, особенно почитается при молитве о ниспослании сына; бог огня – Агни, предположительно родился здесь.

За Лакшманбала-гхатом, с прекрасными открывающимися с него видами реки, лежит один из самых драматичных и противоречивых гхатов - Панчаганга-гхат, над которым возвышается самое большое в Варанаси здание на берегу реки - Великая Мечеть Аламгир, известная под местным названием Бени Мадхав-ка-Дарера, минареты которой сейчас значительно укоротились. Она стоит на развалинах Бинду Мадхавы, храма Вишну, который располагался от Панчаганги до Рама-гхата до того как был разрушен Аурангзебом и заменен мечетью. Панчаганга также является свидетельством более благоприятных периодов в индуистско-мусульманских взаимоотношениях, будучи местом инициации средневекового святого суфийско-сантской традиции  Кабира, сына скромной мусульманской ткачихи, которого почитают в равной мере индусы и мусульмане. Вдоль берега реки лежит любопытная группа трехсторонних камер, которые во время сезона дождей затопляются водой; в некоторых из них находятся лингамы, в других - изображения Вишну, а некоторые пусты и используются для занятий медитацией или йогой.

Над Трилочана-гхатом дальше на севере находится священный древний лингам трехглазого Шивы. За ним река протекает мимо некоторых старейших участков Варанаси, в настоящее время преимущественно мусульманских; сами гхаты постепенно становятся все менее впечатляющими и обычно относятся к разновидности глиняных.

У гхата Ади Кешава (Изначального прекрасноволосого Вишну) на окраине города река Варана впадает в Гангу. К этому гхату невозможно подойти в сезон дождей, так как он полностью погружается в воду. Он отмечает то место, где предположительно приземлился Вишну в качестве посланца Шивы. Когда-то на этом месте возник сам город, который впоследствии распространился в южном направлении. Вокруг Ади Кешавы находится несколько святилищ бога Ганеши.

Университет индуизма — одна из достопримечательностей Варанаси, был открыт в 1917 году. Он предлагает курсы по индийской философии, искусству и культуре, а также музыке и санскриту. При университете открыт музей, в котором хранится более 150000 древних манускриптов на санскрите, коллекция скульптуры и миниатюры I-XV веков. Время работы музея: ежедневно, кроме воскресения, с 11:00 до 16:00.

Приблизительно в 3 км на северо-запад от Годаулии, за пределами Старого Города, находится современный храм Бхарат Мата (Мать Индия), открытый Махатмой Ганди, который необычен тем, что в нем имеется огромная выполненная в мраморе рельефная карта всего индийского субконтинента и Тибетского плато с хорошо различимыми горами, реками и святыми тиртха. Перед тем как рассмотреть ее со второго этажа, паломники совершают ее ритуальный обход. До храма можно доехать на рикше из Годаулии.

Резиденция махараджи Варанаси форт Рамнагар, возвышается над Гангой недалеко от Ази-гхата. Лучше всего рассматривать укрепления, особенно впечатляющие в конце дня, с противоположной стороны реки. Внутри оформление форта свидетельствует о богатстве махараджи и его до сих пор продолжающемся влиянии. В пропылившемся и плохо содержащемся музее (работает ежедневно с 9:00 до 12:00 и с 14:00 до 17:00) представлены экспонаты декадентского прошлого: конные экипажи, старые автомобили, паланкины, позолоченные и серебряные разукрашенные сидения для езды на слоне, хукки - трубки для курения, костюмы и старые шелка - все это составляет часть коллекции, а также оружейный зал, собрание мелких изделий из слоновой кости, астрономические часы и охотничьи трофеи. Через внутренний дворик расположена секция, посвященная процессии Рам Лила и празднествам, которые проходят во время Дасеры (октябрь). Варанаси славится местной процессией Рам Лила, во время которой по всему городу исполняют отрывки из Рамаяны, а махараджа спонсирует три недели насыщенных празднеств.

Тремя старейшими и лучшими гостиницами Старого Города являются Yogi Lodge (рядом с храмом Вишванатха), Vishnu Rest House (над рекой) и Shanti Guest House (возле Гхата Маникарника). К сожалению, с ними конкурируют другие отели, которые копируют их названия и платят рикшам за то, чтобы они вводили в заблуждение клиентов. Возникло четыре новых пансиона "Vishnu" - Old Vishnu Lodge, Vishnu Guest House, Real Vishnu Guest House и New Vishnu Guest House. Еще несколько пансионов "Shanti" и "Yogi" ведут ту же самую игру с названием. Юридические баталии разворачиваются в настоящее время между этими отелями с похожими названиями, но результат неизвестен, так как никто не обладает авторским правом на такие универсальные индийские слова как "Yogi", "Vishnu" и "Shanti". Ниже мы перечисляем только первоначальные, оригинальные гостиницы.

Автобус аэропорта отправляется и прибывает в моменты прилетов и вылетов авиарейсов в аэропорту Бабатпур, расположенном в 22 км на северо-запад от города, а также проходит мимо офиса Indian Airlines и мимо туристического офиса правительства Индии, которые находятся в зоне военного городка. За поездку по тому же маршруту водители такси берут 200-250 рупий.

Варанаси лежит на главной протянувшейся с востока на запад оси между Дели и Калькуттой, и следующие сюда поезда прибывают на две железнодорожные станции: Военный городок Варанаси в самом городе и Мугхал-сарай, который находится в 17 км от города. Станция Военный городок Варанаси расположена более удобно, но в зависимости от того, откуда идет поезд, можно оказаться и на линии Мугхал-сарай. В Мугхал-сарае имеются комнаты отдыха, отсюда также регулярно ходят местные автобусы и такси по 17-километровому маршруту до Варанаси. Большинство автобусов прибывают к площадке, расположенной в паре сотен метров к востоку от железнодорожной станции вдоль главной (Великой магистральной) дороги, а также к автобусной станции Военный городок, где хаос, беспорядок и шум практически такой же, как на Великой магистральной дороге, но только все это огорожено забором.