Топ-100
Несколько слов:
Мать о некоторых критериях духовной жизни

О духовности и нравственности

Существует большая разница между духовностью и нравственностью – двумя принципами, которые постоянно путают. Цель духовной жизни, жизнь Йоги – это рост в направлении Божественного Сознания, и она требует очищения, интенсификации, просветления и совершенствования всего, что в вас есть. Духовная жизнь дает вам силу для проявления Бога; она развивает характер каждой личности до полного ее раскрытия и ведет к максимальному самовыражению, так как все это часть Божественного плана.

Нравственность же устанавливается ментальными конструкциями и, с некоторыми идеями о том, что хорошо, а что нет, провозглашает некий идеальный тип, которому все должны подчиниться. Этот моральный идеал различается иногда частично, иногда полностью в разные времена и в разных странах. Он провозглашает свой единственный тип, категорический абсолют; не признает ничего, помимо себя, даже внутренних вариантов. Все должно быть сделано по идеальному образцу, все должны быть похожи друг на друга и непогрешимы. Ведь нравственность по природе не гибка и не реальна, что в основе своей делает ее противоположной духовной жизни. Духовная жизнь открывает единую сущность во всем, но она открывает и бесконечное многообразие.

Нравственность же следует одному искусственному стандарту, противоречащему разнообразию жизни и свободе духа. Создавая нечто ментальное, фиксированное и ограниченное, она требует, чтобы в жизни все строго согласовывалось с этим. Трудиться над достижением одних и тех же качеств, над достижением одного и того же идеала должны все. Нравственность не является Божественной, она представляет собой чисто человеческое явление. Нравственность основана на четком разделении добра и зла, но это произвольная концепция. Нравственность использует то, что по своей природе относительно, и пытается представить его абсолютным, тогда как добро и зло отличаются друг от друга в разных странах, в разные эпохи, в разных климатических условиях. Приверженцы моральных устоев пошли так далеко, что поделили желания на хорошие и плохие, и призывают людей принять одни и отказаться от других.

Критерием духовной жизни является полное отречение от любых желаний, какими бы качественными оттенками они не отличались. По закону подлинной духовности человек должен отбросить в сторону все побуждения, уводящие его от Бога. Вам следует отвергнуть их не потому, что они сами по себе плохи (они могут оказаться хорошими при других обстоятельствах и для других людей), а потому, что они относятся к импульсам и силам, которые, будучи неозаренными и невежественными, преграждают вам путь к Богу. Все желания, какими бы они ни были, в этом едины, так как желание само по себе возникает из непросветленности витального существа и его невежества. С другой стороны, вы должны принимать все, что помогает приблизиться к Богу. И вы принимаете это только потому, что оно ведет вас к Богу. Примите все, что ведет к Богу, и отвергните то, что преграждает путь к нему. Но только не называйте одно добром, а другое злом, и ни в коем случае не пытайтесь навязать свою точку зрения другим. То, что вы считаете злом, для вашего ближнего может оказаться полезным и замечательным, так как он еще не пытается достичь Божественной Жизни.

Нам говорят, что Бог во всех вещах. Почему же ничего в этом мире не меняется? Да потому, что Бог не получает отклика. Вы должны достичь глубин сознания, чтобы увидеть это. Чего вы хотите добиться, служа человечеству? Дать пищу беднякам? Вы можете накормить миллионы. Это ничего не решит, проблема останется, все в мире останется по-прежнему.
Если вы хотите помочь человечеству, миру или вселенной, единственная вещь, которую вам следует сделать – отдать эту маленькую частицу Богу. Почему наш мир не Божественен? Очевидно, с миром не все в порядке. Поэтому единственное решение проблемы – отдать то, что вам принадлежит. Отдать Богу полностью, целиком, не только ради себя, но ради всего человечества, ради Вселенной. Нет лучшего решения. Как можно помочь человечеству, если вам неизвестно, что ему нужно? Вы можете и не догадываться, какой силе служите. Как можно изменить хоть что-то, не изменив самого себя?

У вас нет для этого сил. Вы хотите помочь ближнему, но не обладаете сознанием более высоким, чем у него. Это так по-детски! Лишь ребенок может сказать: «Я открою благотворительные заведения, я пойду строить детские приюты, кормить бедных, я буду проповедовать это знание, я буду распространять эту религию». Только потому, что вы считаете себя лучше других, вам кажется, что вы знаете, чем следует заниматься, что нужно делать людям, кем им быть. Вот что вы называете служением человечеству. Вы хотите продолжать все это? Это не принесет значительных перемен. Человечеству не поможет то, что вы откроете больницу или школу...

Вы можете открыть миллионы больниц, но это не избавит людей от болезней. Напротив, люди станут болеть все чаще и чаще. Мы тонем в идеях подобного рода. Это успокаивает нашу совесть: «Я должен пойти в мир и помочь остальным». И вы говорите себе: «Как я бескорыстен! Я иду, чтобы помочь человечеству». Но это не так. На самом деле, это – просто эгоизм.

В действительности, прежде всего вы интересуетесь только собой. Вам хочется уменьшить страдания, но пока вам не удастся превратить страдание в истинное счастье, мир не изменится. Он всегда будет таким. Мы движемся по кругу – одна цивилизация сменяет другую, одна катастрофа следует за другой, но ничто не меняется здесь, в этом мире, потому что все время чего-то не хватает, а именно сознания. Вот и все.

О страхе

Страх – это отсутствие чистоты, страх представляет собой одну из серьезных разновидностей нечистоты, одну из тех ее разновидностей, которые идут непосредственно от антибожественных сил с целью помешать Божественной Работе на земле. Поэтому первейшая обязанность посвятивших себя Йоге состоит в том, чтобы выбросить страх из сознания. Необходимо приложить всю силу, искренность, терпение и выносливость, на которые человек способен, чтобы вырвать из себя даже тень страха. Чтобы идти этой Тропой, вам нужно быть исключительно бесстрашным; никогда не следует оправдывать то ничтожное, мелкое, болезненно-слабое и постыдное для человека чувство, которым является страх.

Необходимы стойкое, непоколебимое мужество, совершенная искренность и полная самоотдача без расчета и без торговли – человек отдает себя, не думая о выгоде, доверяет, не требуя защиты, верит, не требуя доказательств. Все это совершенно необходимо, чтобы идти по Тропе, и только это защитит вас от опасностей.
Почему человек боится? Потому что человек – эгоист. У страха есть три причины. Первая: крайняя заинтересованность в собственной безопасности. Вторая: бессознательная уступка чувству неуверенности, которое передается сознанием как страх. И, наконец, самое главное то, что человек не привык постоянно доверять Богу. Если вы вдумаетесь во все сказанное мною достаточно глубоко, то обнаружите, что это и есть истинные причины страха. Конечно, людям, которые даже не знают, что То существует, вы можете объяснить причины их страха совсем другими словами, например: «Вы не верите в свою судьбу», «Вы ничего не знаете о Милости», – вы можете сказать им что-то еще и объяснить проблему так, как вы сочтете нужным, но корень ее всегда будет в одном и том же – в недостатке веры. Если вы не потеряете чувство, что все всегда идет к лучшему, то страх вам не грозит.

Одно из великих лекарств, которое побеждает страх – встретиться лицом к лицу с тем, чего вы боитесь. Вы оказываетесь лицом к лицу с опасностью, которой вы напуганы, и вот вы уже не боитесь больше, страх исчезает. С точки зрения Йоги, с точки зрения дисциплины рекомендуется именно это средство. Когда вам удастся направить на пришедший страх сознание, силу, свет, знание, вы сможете полностью излечиться от него.

О Божественной воле

Божественную Волю нетрудно узнать, ведь она безошибочна! Вы можете узнать ее, даже не продвинувшись далеко по Тропе. Вам нужно только прислушаться к ее голосу, тихому, еле слышному голосу в сердце. Если вы привыкнете слышать его, то, сделав что-нибудь, противоречащее Божественной Воле, вы почувствуете некоторую неловкость, тревогу, непорядок. Если вы все же станете упорствовать на неверном пути и настаивать на своем ошибочном действии, то вам придется испытать множество беспокойств. Если и дальше, объясняя эти беспокойства какими-нибудь материальными причинами, вы будете следовать неверно избранным курсом, то постепенно потеряете способность восприятия и, в конечном счете, сможете совершать самые неразумные вещи, не испытывая при этом ни малейшей обеспокоенности.

Но если в тот момент, когда придет хотя бы малейшая тревога, вы остановитесь и спросите себя: «В чем ее причина?», тогда вы получите реальный ответ, и проблема полностью прояснится. Не спешите с материальными объяснениями, когда вы ощутите незначительную депрессию или легкую тревогу. И если вы остановитесь, чтобы вдуматься, будьте в этот момент абсолютно прямы и искренни. Вначале ваш ум будет конструировать весьма благовидные и прекрасные объяснения. Не принимайте их, посмотрите, что скрыто за ними, и спросите: «В чем суть того, что находится по ту сторону данного импульса? Почему я делаю это?» В конце концов, вы обнаружите некую скрытую, маленькую вибрацию – легкий, неверный поворот, какое-то отклонение вашей позиции, которое является причиной беспокойства.

Существуют четыре условия для распознавания Божественной Воли: первое существенное условие – абсолютная искренность; второе – преодоление желания и пристрастия; третье – успокоение ума и умение слушать; четвертое – немедленное повиновение после получения указания.

Если вы настойчивы, вы будете воспринимать Божественную Волю все более и более ясно. Но даже до того, как узнаете, что это такое, вы уже можете предложить Богу вашу собственную волю и, сделав это, вы увидите, что все обстоятельства выстраиваются именно так, чтобы вы реально смогли сделать то, чему надлежит быть сделанным. Но вам не следует уподобляться людям, которые привыкли говорить: «Я всегда вижу Божественную Волю в других». Это может завести вас куда угодно, нет ничего более опасного, чем принимать волю других за Божественную; когда вы уверены, что видите Божественную Волю в других, вы будете ошибочно думать, что это воля Бога, а это не так. Кроме того, можно сказать, что среди людей, среди многих и многих человеческих существ, нет ни одного, кто действовал бы в согласии с Божественной Волей.

О прогрессе на Пути

Когда прикладываете усилия и не видите никакого прогресса – не расстраивайтесь! Отчаяние никуда не ведет. Во-первых, вы должны сказать себе, что совершенно не можете судить, двигаетесь вы вперед или нет, так как то, что очень часто кажется нам состоянием застоя, на самом деле длительная, иногда очень длительная, но ни в коем случае не бесконечная подготовка к прорыву вперед. Мы иногда отмечаем ход времени неделями и месяцами, а потом вдруг то, что готовится, становится явным, и мы видим, что произошли значительные перемены и притом в нескольких направлениях сразу.

Как и все в Йоге, усилие, направленное на достижение прогресса, должно делаться из любви к самому усилию. Радости усилия, стремления к прогрессу должно быть вполне достаточно, независимо от результата усилий. Все, что делается в Йоге, следует делать ради самой радости работы, а не ради результата, который человек надеется получить... Конечно, так обычно и бывает в жизни – результат не принадлежит вам. Если мы хотим сохранить правильное отношение, надо просто работать, чувствовать, думать, стремиться (это именно то, что мы должны делать), а вовсе не надеяться на ожидаемый результат. До тех пор, пока мы думаем о результатах, мы по-прежнему торгуемся, а это обстоятельство делает наше усилие неискренним. А ведь вы совершаете усилие, чувствуя настоятельную необходимость, повелительную потребность совершать усилия и развиваться. Это усилие и является даром Божественному Сознанию, находящемуся в вас, – Божественному Сознанию Вселенной. Это способ выражения нашей благодарности, и потому, какими бы ни оказались результаты прогресса, они не так уж важны. Вы будете развиваться, потому что для этого пришло время, а не потому, что вы так хотите.

Между внезапными, стремительными восхождениями существуют также периоды горизонтального продвижения. Момент внезапного подъема дает вам великую внутреннюю радость или нечто, подобное откровению. Но после того как вы сделаете шаг вверх, необходимо будет снова вернуться вниз. Вам следует закрепить себя на новом уровне и подготовиться к тому, чтобы подняться на другую, более высокую ступень. То, что дает вам внезапно великую радость, всегда относится к восхождению. Но эти восхождения подготавливаются медленной работой горизонтального прогресса, суть которого в том, что человек постепенно становится все более сознательным, все более укрепляется в своем совершенстве, находит его внутри своего существа, психологически осознает и проявляет во внешнем действии.

Мы сейчас на земле. И период, который отведен человеку на земное существование – это то время, когда он может двигаться вперед. Вне земной жизни человек не прогрессирует. Земное, материальное существование является, по сути, прогрессом. Здесь человек развивается. Вне земной жизни он отдыхает или пребывает в бессознательном состоянии – это периоды усвоения или отдыха. Но что касается периода прогресса, то он относится только к земному существованию, только к жизни в физическом теле. Таким образом, человек наделен телом только для того, чтобы прогрессировать и ни для чего иного. Когда он оставляет тело, период прогресса заканчивается.

А истинный прогресс – это садхана, то есть наиболее сознательный и быстрый прогресс. Обычным способом человек осуществляет его в соответствии с ритмами Природы, а это значит, что прогресс потребует столетий и тысячелетий, чтобы продвинуться вперед хоть немного. Однако истинный прогресс тот, который осуществляется посредством садханы. В Йоге человек может за очень короткое время сделать то, что иным способом ему придется делать бесконечно долго. И всегда только в теле, и только на земле это может быть сделано. Поэтому, когда человек находится в теле, он должен использовать это великое преимущество и не тратить время впустую, не говорить: «Потом, потом». Гораздо лучше сделать все сразу. Все те годы, которые вы провели, не развиваясь, потрачены зря, и вы будете сожалеть об этом впоследствии.

О выборе

Вы должны выбрать сами – нет сил, которые выбирают за вас. Не существует того, что вы называете шансом, судьбой, удачей – все это неправда. Ваша воля свободна, свободен ее выбор, свободны ее решения. Именно вы и только вы решаете – искать вам Свет или не искать, служить Истине или нет. Вы сами выбираете свое стремление, это ваш выбор. И даже когда вам говорят: «Полностью отдай себя на милость Бога, и все случится без твоего участия», – даже здесь предлагается выбрать, и для того, чтобы сделать ваше самоотречение полным, вам каждый день и каждую минуту придется делать свой выбор снова и снова – само собой ничего не происходит. Именно вы должны желать этого. Когда все сделано, когда все получилось, когда вы обрели знание и отождествились с Богом, все прекрасно, а до той поры вам придется самому стремиться, выбирать и решать. Не оставайтесь в ленивом сне, рассуждая так: «Работа будет сделана за меня, мне ничего не нужно делать самому, я должен только позволить себе спокойно плыть по течению». Это неправильно, вы заблуждаетесь, работа не делается сама по себе. Вам не исполнить работу, если у вас слабая воля, потому что если любая, даже самая малая часть вашего существа, не желая этой работы, будет говорить «нет, нет, нет!», вам придется подчиниться ей. И что тогда?

Согласно древней Халдейской традиции, очень часто юным послушникам давали следующее наставление: «Не пытайтесь застирывать пятна на своей одежде, одежды следует очищать полностью». Не пытайтесь исправлять свои ошибки одну за другой, не следует по очереди преодолевать свои слабости, так вы далеко не уйдете. Все сознание в целом должно быть изменено; все сознание должно полностью трансформироваться, оно обязано вырваться из того состояния, в котором пребывает сейчас, подняться к высшему состоянию, где вы сможете победить все свои слабости, где вы будете полностью видеть работу, которую вам предстоит выполнить.

Знаете ли, Шри Ауробиндо говорил: «Ничто не сделано до тех пор, пока не сделано все». Сделать один шаг вперед недостаточно, необходимо полное изменение. Сколько раз я слышала от людей, совершающих какое-то усилие: «Я пытаюсь, но что пользы от моих попыток? Всякий раз, как только я подумаю, что чего-то достиг, тут же оказывается, что надо начинать все сначала». Так бывает, когда человек пытается двигаться вперед, оставаясь на месте, пытается развиваться, не изменив сознания. От такого подхода следует отказаться. Все сознание целиком должно вырваться из той накатанной колеи, в которой оно пребывает, оно должно подняться и все увидеть сверху. Только так победы не будут постоянно превращаться в поражения.

Даже если бы вы один во всем мире хотели бы полностью, во всей чистоте отдать себя Богу, даже будучи в совершенном одиночестве, окруженный непониманием, даже если бы все люди глумились, смеялись и издевались над вами, даже если бы они ненавидели вас, это не причина, чтобы отказаться от работы. Человек либо делает вид, что ничего не понимает, либо действительно глуп. Подумать только – другие не делают! Какая вам разница, делают они что-то или нет? Вы должны сказать себе следующее: «есь мир может идти неверным путем – это не волнует меня. Меня заботит только одно – идти правильно. Меня не должно занимать, чем занимаются другие. Это их дело, а не мое».

Как ужасна зависимость от того, что делают остальные – да ведь это наихудшее рабство!

О Боге

=Почему Бог хочет проявить Себя на земле, в этом хаосе? Потому что именно для этого он и создал Землю. Земля – это Он сам в состоянии деформации, и Он хочет снова установить Истину. Земля не отделена от Него и не чужда Ему. Это деформация Его Самого, которая должна однажды снова стать тем, чем она является в своей сущности, стать Богом. Он является твоей сущностью – Он тебе не чужой. Ты можешь не знать Его, но это не значит, что Он чужой – Он является истинной твоей сутью. Без Бога ты не смог бы существовать даже миллионную долю секунды.

Люди очень привыкли к христианской идее Бога-Творца. Творение – с одной стороны, Бог – с другой. Вы думаете, что отвергли ее, но эта идея проникла в ваши чувства – вы почти инстинктивно приписываете Богу все те качества, которые считаете самыми лучшими и прекрасными, все то, чего вы хотите достичь и что хотите понять. Естественно, каждый человек имеет собственное представление о Боге, согласно своей природе, но это всегда что-то самое прекрасное. Вот почему вас шокирует мысль о том, что Бог может быть тем, что вам не нравится, что вы не одобряете и вовсе не считаете наилучшим.

Я выражаю эту идею несколько по-детски и делаю это умышленно, чтобы вы могли понять ее правильно. Дело обстоит именно так, я уверена в этом. Со мною было то же самое в течение долгого времени, на меня влияли подсознательные впечатления детства, мое окружение, воспитание и так далее. Вам надо вбить в это тело сознание Единства, абсолютного, исключительного Единства Бога – исключительного в том смысле, что ничего не существует вне этого Единства, даже то, что мы считаем наиболее отталкивающим и неприемлемым...

Но это Он. Нет ничего, кроме Него. Эту истину мы должны повторять себе с утра до вечера, так как все время забываем о ней. Существует только Он. Ничего нет, кроме Него – Он один существует, без него нет никакого существования, везде только Он!

По материалам книги «Солнечная тропа»