Топ-100
Несколько слов:
Манасаровар (Тибет, Китай)
Озеро Манасаровар (по-тибетски означает "Победоносное озеро"). В индийском эпосе Рамаяна (V век до н. э.), озеро Манасаровар уже упоминается как озеро Манаса. Озеро Манасаровар располагается на высоте 4557 м над уровнем моря, в 20 км от священной горы Кайлас и является одним из самых высоких озёр мира. Площадь озера составляет около 520 км², глубина — до 82 м. Расстояние до Лхасы – 950 км.

Долина, в которой находится озеро, ограничена с юга Большими Гималаями, а с севера — хребтом Кайлас. Немного западнее озера Манасаровар расположено озеро Ракшас Тал (Лханга Цо или Лангак). Их соединяет естественная протока Ганга-Чу длиной 10 км, по которой в многоводные периоды идёт сток воды в озеро Ракшас Тал. Редкая, незабываемая красота озера и величественный пустынный пейзаж вызывают благоговейный трепет у паломников, пришедших совершить ятру (кору) и принять омовение в его священных водах. Недалеко от озера находятся истоки священных рек Сатледж (Шатадру), Инд (Синдху), Карнали (Гхагхра), питающая Гангу, и Брахмапутра (Ярлунг Цангпо). Зимой и вплоть до самого лета пресные воды озера Манасаровар скованы льдом.

Индийские паломники совершают ятру (обход священного места по часовой стрелке) и принимают в нём омовение вот уже более 2000 лет. По существующим правилам, прежде чем совершить Кайлас - ятру, пилигриму необходимо принять омовение в Манасароваре. Согласно индийской теологии, Манасаровар является центром Вселенной наряду со священной горой Кайлас. Озеро было сотворено из ума прародителя Брахмы. На санскрите "манас" означает ум, "саровара" — озеро. Говорится, что на рассвете в период времени, известный как Брахма Мухурта, дэвы (боги) спускаются с небес, чтобы принять омовение в его священных водах. По этой причине Манасаровар так же называют озером Богов.

Волнующаяся поверхность озера Манасаровар считается символом активной, проявленной энергии Шивы, его Шакти. Эта творческая (женская) энергия ассоциируется с Богиней-Матерью, супругой Шивы.

Манасаровар — обитель чистоты и любой, кто прикоснётся к его водам, достигнет райских миров. Любой, кто омоется и выпьет воду из озера достигнет небес Шивы и очистится от своих грехов за сотни перерождений. По тибетским повериям, озеро Манасаровар — это врата духов, связывающие наш физический мир с миром потусторонним. Буддисты ассоциируют озеро с легендарным озером Анаватапта, где, по легенде, королева Майа зачала Будду.

В тантрическом буддизме два озера (Манасаровар и Ракшас Тал) ассоциируются с соединёнными солнцем и луной — символом могущества. С оккультной точки зрения, озеро богов Манасаровар противопоставляется демоническому Ракшас Талу. Воды Манасаровара — живая вода, всегда прозрачны, чисты и свежи, обладают непередаваемым бирюзово-лазурным небесным цветом. Его берега населены дикими гусями и другими птицами, тогда как "озеро ракшасов", или Ракшас Тал, — мёртвая вода солоновато на вкус, мутно, лишено водорослей, рыб и источает запах застоявшейся воды. Манасаровар имеет круглую форму сравнимую с Солнцем, источником света. Ракшас Тал, напротив, вытянуто, чем напоминает Луну, символ ночи и тьмы.

Согласно одной из легенд, это озёра Мёртвой и Живой воды. Существует и определённый ритуал для тех туристов, которые идут далее на Кайлас. Согласно ему, необходимо сначала окунуться в мёртвую воду Ракшас Тал. При этом, образно погибает вся Ваша, потрёпанная временем жизни плоть и тело превращается в голый скелет. Затем нужно искупаться в Манасароваре, который даст Вам новую, молодую и абсолютно здоровую плоть. Точно такие же трансформации произойдут при этом обряде и с Вашими духовно-энергетическими телами.

Согласно древней легенде, озеро Ракшас Тал было сотворено асуром Раваной, царём Ланки. На одном из его островов Равана, желая обрести невероятную мощь, поклонялся Всевышнему, совершая тяжелейшие аскезы. Ежедневно он приносил в жертву одну из своих десяти голов. На десятый день к нему явился сам Господь Шива, удовлетворённый подвижничеством и настойчивостью асуры, и одарил его сверхъестественным могуществом.

Между 1949 и 1980 годами этот регион был зарыт для паломников из других стран и ни один чужеземец не мог ступить на эти земли, однако после 1980-х он снова становится частью паломнических маршрутов.

Одно из древних преданий повествует. Однажды Шива и Парвати медитировали на берегу озера Манасаровар. Находясь в состоянии блаженства, Шива пообещал исполнить любую просьбу Парвати. Парвати попросила передать ей знание йоги. Шива согласился, но с условием, что никто другой не сможет подслушать сакральное знание дарующее трансформацию и освобождение. Местность была пустынна и только давно обветрившийся скелет рыбы лежал на берегу озера. Во время передачи знания Парвати стало скучно и она заснула. Заметив это Шива пришёл в смятение, так как кто-то его внимательно слушал от начала и до конца и даже задавал вопросы. Сила знания йоги оживила маленькую рыбку и она с огромным вниманием выслушала учение. Шива превратил рыбку (матсья) в великого йогина Матсьендранатха (король-рыба). Матсьендранатх и его последователи известны как Натха йогины, они обладают магией над природой, сиддхи (сверх силами) и живут сотни лет.

На берегу Манасаровара, на вершине скалистого холма расположен монастырь Чиу, обращённый к сапфирно-синим водам озера. В монастыре находятся божества Сакьямуни (Сакья Тхукпа) и Падмасамбхавы (Гуру Ринпоче). В ясный день с крыши монастыря открывается ошеломляющий вид священного озера Манасаровар и величественной горы Кайлас.

Далее по дороге ятры встречаются развалины монастыря Черкип. От Черкипа дорога ведёт к монастырю Лангбона, от которого идёт небольшая тропинка в долину Гьюма. Восточнее монастыря Лангбона расположено поселение Хор Кю — административный центр этой территории. Дорога, идущая от Хор Кю к следующему монастырю Сералунг, ютится между водами озера и отвесной скалой. Во время Культурной Революции некоторые из религиозных предметов монастыря были выброшены в озеро Манасаровар. В 1980-х монастырь был восстановлен. От монастыря Сералунг дорога ведёт к руинам монастыря Ернго. В часе ходьбы от Ернго находится монастырь Труго, от которого дорога ведёт к красивому монастырю Госсул. Он известен как место медитации Гоцангпы, основателя ордена Кагьюпа.