Топ-100
Несколько слов:
Бхубанешвар (Орисса)
Бхубанешвар — город в Индии, в районе дельты Маханади, административный центр штата Орисса. На 2001 год население составляет 647 тыс. жителей. В 262 г. до н.э. император Ашока одержал крупную победу возле города, но, поражённый кровавым зрелищем, принял буддизм. Был столицей одного из древних государств. В окрестностях много археологических памятников. Рынок риса. Бхубанешвар означает мир богов (бхубан означает мир, а ишвар — бог).

Из-за многочисленных храмов, датируемых VIII—XIII веками, Бхубанешвар известен как Город Храмов. Здесь четко прослеживается североиндийский стиль храмовой архитектуры, который развивался в Ориссе на протяжении веков при покровительстве разных династий. В старой части города из 7 тысяч храмов, окружавших священный пруд Бинду Сагар, согласно легендам получающего воду из всех священных рек Индии, сохранилось более 450 (это в десять раз больше, чем сохранилось церквей в Москве.): Парашурамешвара (VIII век), Муктешвара (около 950 года), Лингараджа (около 1000 года, высотой около 55 м), Ориссы. Самый крупный и значительный из них — храм Лингараджа в честь Бога Шивы (1014). Вообразите себе, что в Москве в пределах Садового кольца, вдруг оказалось пятьсот храмов, многие из которых по размерам не уступают храму Василия Блаженного.Другие известные храмы — Вайтал Мандир, посвященный Чамунде (Шримати Калидеви), в котором совершается тантрическое поклонение, Сиддхешвар и Кедаргаури. Ежегодно в апреле в храме проходит фестиваль колесниц, называемый Ашокаштами.

Индуистский храм - это не одно здание, а несколько, от двух до четырех соединенных между собой основных зданий и нескольких различных небольших пристроек. Но воспринимаются они как отдельные элементы единого ансамбля. Все индуистские храмы этого периода выстроены из блоков камня, имеющего розоватый или, чаще всего, желтоватый оттенок. Со временем, правда, они сильно потемнели и стали коричневыми. Чем старее храм, тем он темнее. Старые храмы, как правило, невысокие от -10 до 20 метров - а построенные позже - гораздо выше. Камень, из которого построены храмы достаточно мягкий, поскольку все они сверху донизу покрыты резьбой. Каждый квадратный сантиметр стены украшен растительным орнаментом, изображениями птиц, змей, животных, людей. на верхней части храмов скульптурные изображения могут достигать огромных размеров - до десяти метров, и поэтому они очень хорошо видны даже снизу. Можно часами ходить вокруг лишь одного храма, рассматривая всю эту красоту.

Правда, ходить надо осторожно, не забывая поглядывать время от времени себе под ноги. На земле много камней, остатков обвалившихся храмовых сооружений. Там ютятся змеи. Змей в Индии не убивают, с древних времен здесь распространен культ змей. Змеи являются хранителями морей, рек, водоемов, колодцев. Они обитают в подводных дворцах, где охраняют подводные богатства. Все индусы почитают тысячеголового змея Шешу, на котором покоится Вишну на дне мирового океана. Вишну чаще всего и изображается сидящим на кобре, которая служит ему ложем. Змеи же стерегут вход в любое помещение, они охраняют двери и поэтому их часто изображают на входах в храмы.

Большинство храмов закрыто для неиндуистов. Общественные здания и современные жилые кварталы нового города выстроены в 1948—1956 годах по проекту архитектора Ле Корбюзье.

Храм Лингараджа. Одним из красивейших храмов является знаменитый храм Владыки трех миров Шивы Трибхубанешвара (XI век), откуда и пошло название города. Величие храма отражено в 55-метровой шикхаре с удивительным художественным скульптурным убранством. Фигуры женщин и животных, фризы с изображением процессий полны грации и пышности. В большом внутреннем дворе храма более 100 святынь. Изображение льва, стоящего на задних лапах перед подступающим слоном является символом царской власти. К северу отсюда расположен священный водоём Биндусагар. Считается, что тут находится вода их всех священных рек Индии. Ежедневно сюда приносят главное божество из храма Лингарадж для ритуального омовения. Храм Лингараджа по праву можно назвать жемчужиной индуистской архитектуры. Он очень величественен и в то же время изящен. В комплекс храма входит около 150 различных сооружений. Особенно много на территории этого храма скульптурных изображений лингама, сделанных из того же камня, что и храмы или отлитых из металла.

Храм Парашурамешвар посвящен одной из инкарнаций Вишну и украшен изображениями танцоров, музыкантов и мифологических животных. На наружных стенах святилища изображены божества Ганеша и его брат Картикея, восседающий на павлине. Парашумешвар - один из старейших храмов Бхубанешвара, построенный в седьмом веке до нашей эры. Он потрясающе сохранился, даже скульптуры и барельефы на его стенах. Этот храм, с его простым прямоугольным залом для собраний, простой ступенчатой крышей и приземистой башней в форме пчелиного улья, олицетворяет господствующий в Ориссе стиль конца VII века. Кроме самого качества наружной скульптуры храма, Парашумарешвара замечателен также тем, что отображает произошедший в то время переход от буддизма к индуизму.

Храм Вайталдеул необычен мрачностью резного интерьера. Ранее здесь проводились тантрические ритуалы, в том числе с человеческими жертвоприношениями. Главное божество – устрашающая, восьмирукая Чамунда (форма Дурги) с гирляндой черепов, восседающая на мертвеце с шакалом и совой по сторонам. Храм был построен примерно в 800 годы в стиле, отличном от всех современных ему зданий Бхубанешвара, с множеством заимствований от более ранних буддийских сооружений. Вайталдеул отличают несколько образцов чрезвычайно искусной резьбы по камню. Среди панелей с изображениями индуистских божеств, покрывающих внешние стены, можно кое-где встретить примеры ранней индийской эротической скульптуры.

Храм Муктешвар является одной из жемчужин храмовой архитектуры Ориссы, примечателен искусной скульптурой и элегантными пропорциями. Его красивые ворота декорированы томно склонившимися женскими фигурами, в них видна каждая деталь причёски и украшений. Уникальным представляется потолок с декорированной резьбой в виде лотоса с восемью лепестками. Свет в проникает через решетчатые окна в виде кристаллов. Муктешвара была построена через двести лет после храма Парашумарешвар и представляет новый, более сложный стиль, который возник в Бхубанешваре. Самой поразительной чертой является скульптура из песчаника. Напротив главного входа стоит декоративная торана (ворота), которую венчают две женские фигуры в положении полулежа - шедевр Муктешвары. Оскалившиеся львы и карлики, обрамляющие окна со стороны портика, очень красивы.

Храм Раджарани. Название храма относится к особому песчанику rajarania (желто-розовому), используемому при строительстве храма. Если смотреть с дальнего конца хорошо орошаемого сада, в котором стоит храм, самой необычной чертой здания представляются очертания его деула с последовательными выступающими ярусами, образующими изящную восемнадцатиметровую башню. Подойдя ближе, вы сможете различить множество скульптурных фигур, которыми славится Раджарани. Лучшие из них расположены вокруг башни, примерно в 3 м от земли. Стражи восьми направлений являются божествами, которые защищают главный алтарь. Окруженные своими средствами передвижения и атрибутами, они составляют разительный контраст ленивым и соблазнительным позам восхитительных женских фигурок, расположенных между ними.

От Раджрани нужно пройти некоторое расстояние вверх по Tankapani Road до поворота к Брахмешвара Мандир, который находится в 500 м справа. В отличие от большинства его соседей, в храме Брахмешвара XI век, все еще находится живое божество, на что указывает вымпел шафранового цвета, развевающийся над святилищем. Пройдя через ворота в высокой стене, которой огорожен храм, вы окажетесь перед маленьким, задрапированным тканью изображением Лакшми. Кроме того, вы увидите здесь фигуры дикпала по углам, а также свирепую Чамунду на западном фасаде (изображенную стоящей на трупе с трезубцем и отделенной от туловища головой в руках). Изогнувшиеся девы любуются собой в зеркалах, непринужденно отвечают на ухаживания своих супругов. Надпись, в настоящее время утерянная, свидетельствовала, что некая царица Ковалавати однажды пожертвовала этому храму “много красивых женщин”. К сожалению, жрецы храма не склонны позволять не индустам входить внутрь весьма колоритного святилища на даршан, или, чтобы взглянуть на шивалингам. Там стоит величественная статуя Нанди, быка Шивы.

Зоопарк Нанданканан. Зоопарк и ботанический сад известны белыми тиграми, пантерами и гавиалами. В лесном зоопарке животные находятся в естественной для них обстановке.

В пятнадцати минутах езды на авторикше от центра города, в окрестностях Бхубанешвара, находятся пещеры Удайгири и Кхандагири. Двойные холмы Удайгири (Гора Восхода) и Кхандагири (Сломанная гора) испещрены жилищами монахов джайнов I век до н.э. Из 18 пещер Удайгири особенно впечатляет Ранигупха, или пещера Царицы с пышными экспрессивными скульптурными фризами, изображающими танцующих и музицирующих женщин, монархов, слонов и обезьян. Известна также Малая слоновья пещера, с шестью великолепными слонами при входе. В Ганешгумхе есть сценка, где женщина скачет на слоне, пока воины в юбках пытаются её схватить. В Тигровой пещере, фронтон напоминает голову тигра с открытой пастью. В Кхайнагири находятся 15 джайнских пещер с резьбой. Здесь особенно интересна Пешера Ананты с фигурами двух змеев и богиней Лакшми в бассейне с лотосом, омываемой двумя слонами. Большинство пещер низкие, в них нельзя выпрямиться. Это отражает практику самоподавления и аскетизма, которой должны были следовать монахи. Пещеры до сих пор привлекают садху, которые собираются сюда ежегодно для медитаций.

Ратнагири, Удайгири и Лалитгири – это буддистские места, где на холмах имеется ряд скальных скульптур будд и бодхисатв. В Ратнагири в VII-XI веках находился крупный буддийский университет и монастырь, заслуживает внимания красивая четырех метровая статуя медитирующего Будды, вход украшен превосходной резьбой.

Пипли - селение ремесленников, расположенное в 20 км на юг, создающие красочные аппликации на тканях. Здесь изготавливают затейливые зонтики, покрывала, одежду и сумки с декоративными этническими орнаментами, а также покровы для храмовых божеств.

Каттак. Интересна восточная часть города с множеством ювелирных лавочек мастеров серебряного дела на базаре Балу и Найсарак. Поблизости на Джайл Роуд представлен огромный ассортимент изделий ручной работы из тканей, резные предметы из рога и живопись. В этом же районе зеленеют купола мечети Кадам Расула, обладающей резным следом пророка Мухаммеда на круглом камне.