Топ-100
Несколько слов:
Дисциплина и вегетарианство

Са́дхана — санскритский термин, который можно перевести как духовная практика, или же дословно, как «средство для достижения чего-то».
В этом разделе сделана попытка собрать практические советы для индивидуальной садханы. Они основаны на рекомендациях Сатья Саи Бабы и Института Образования ESSE, а такжена опыте работы Московского центра Сатья Саи.

Говоря о потребляемой человеком пище, Сатья Саи Баба четко разделяет ее на три типа: раджастическую, тамасическую и саттвическую. Причем именно саттвическую пищу, он определяет как единственно правильную и необходимую человеку. Баба говорит: «Потребляемая нами пища должна быть вкусной, питательной и привлекательно выглядеть. Она не должна быть очень горячей или острой, слишком кислой, сладкой или соленой. Следует избегать блюд, которые возбуждают жажду. Пищу, сваренную в воде, и жареные блюда, нельзя есть на следующий день, они становится вредными. Раджастическая пища разжигает эмоции, тамасическая – порождает лень и сонливость, в то время как саттвическая пища насыщает, не возбуждая страстей и эмоций. Она укрепит не только ваше тело, но и ум».

Обед в Прашанти Нилаям

Останавливаясь на правилах питания, Свамиджи говорит: «Основной принцип заключается в том, чтобы установить меру, самоограничение. Пища является только лекарством для излечения голода, и если это правило игнорируется, человек становится рабом своих вкусов. Люди станут здоровее, и будут дольше жить, употребляя лишь необходимый минимум, не набивая свои желудки максимальным количеством пищи. Не садитесь есть, пока у вас не появится чувство острого голода. Голодание в течение одного дня в неделю полезно как для тела, так и для страны».

Он также акцентирует наше внимание на необходимость соблюдения чистоты во всем, а не только самой пищи: «Чистоту следует соблюдать на трех уровнях: чистыми должны быть продукты, посуда, в которой готовится пища, и те, кто ее готовит. В пище не должно содержаться тонких следов излучений зла, которые могли исходить от тех, кто запасал продукты, готовил и обслуживал».

Если мы не знаем, насколько это «правило чистоты» исполнено, нужно поступить в соответствии с рекомендацией Бабы и прочитать перед едой мантру: «Предложите свою пищу перед трапезой Богу, тогда она станет чистой и сильной. Ибо любое действие, совершенное во славу Бога, обретает чистоту и силу».

Сатья Саи говорит о дисциплине питания, как одной из существенных основ, влияющих не только на здоровье человека, но и на уровень его духовности: «Человек, употребляя алкоголь, перестает контролировать эмоции и страсти, импульсы и инстинкты, речь и движения, опускаясь до уровня животного. Употребление в пищу мяса развивает склонность к насилию, вызывает болезни, характерные для животных. Когда человек потребляет раджастическую пищу, его ум утрачивает гибкость, а если имеется еще и пристрастие к тамасической пище, то состояние ума вовсе безнадежно. Чтобы постоянно пребывать в природе Бога необходимо внимательно относиться как к питанию тела, так и ума».

Саи Баба значительно расширяет границы, называя пищей не только то, что мы едим, но и все что обретает человек через органы чувств. Это –воздух, которым мы дышим; образы, которые видим; звуки, которые слышим; книги, которые читаем; предметы, которых мы касаемся и так далее. Он говорит: «Все чистое и благостное, что мы пропускаем через двери пяти органов чувств, можно представить как саттвичную диету. Слушание негативных звуков, видение негативных образов, прикосновение к негативным вещам не может быть включено в саттвичную диету. Все должно быть безупречным и чистым – звуки, образы, впечатления, идеи, уроки, контакты, влияния. Все должно способствовать праведности, скромности, уравновешенности, беспристрастию и простоте. Но помимо саттвичного питания, необходима еще особая диета – медитация, молитва и воспевание Святого Имени.

Умеренность в пище, умеренность в речах, в желаниях и стремлениях, удовлетворенность тем немногим, что можно заслужить честным трудом, готовность помогать другим и нести радость всем – вот самые сильные тонизирующие и укрепляющие средства, которые известны в науке о здоровье – Аюрведе».

Если представить обобщенный образ жизни духовного искателя, то это будет:

– хорошие звуки, виды, запахи, книги, фильмы, музыка, общение, поступки;

– чистая квартира, дом, окружающая среда, воздух, пища, вода, мысли и слова;

– достаточные сон, отдых, питание, физические нагрузки (гимнастические упражнения, бег, лыжи, коньки, велосипед, плавание), солнечный свет;

– разумная трата рабочего и свободного времени, денег, сил и энергии;

– любимые семья, работа, увлечения, страна, мир, вселенная;

– регулярная садхана (духовные практики), служение и баня.

Маленькая история.

Как-то раз Саи Баба неожиданно спросил у студентов, курят ли они? Все как один ответили отрицательно. «И ты не куришь?» – повернул Он голову к одному из мальчиков. «Конечно нет, Свами», – уверенно ответил тот. Тогда Вездесущий Господь, который ведает все, сделал круговое движение рукой. Немедленно на Его ладони оказалась фотография, на которой ясно было видно этого студента с сигаретой во рту…

Вегетарианский обед

Вегетарианство

Это слово происходит от латинского «vegetarius» – «растительный», соответственно, образ жизни вегетарианца связан с сознательным отказом от животной (либо только мясной) пищи. Приведем несколько аргументов объясняющих негативное воздействие мясоедения на здоровье человека.

1. Биохимическое отравление мяса животных страхом и ужасом агонии во время его убийства. Поэтому мясо любого убитого животного всегда содержит в себе яд страха и другие вредные биопродукты.

2. Отравление мяса во время жизни животного, происходящее из-за повсеместного использования в мясной промышленности и птицеводстве различных химикатов для усиления роста и стимуляции упитанности.

3. Болезни животных, которые случаются в их жизни. Это может быть не только обычные инфекционные простуды, но и неизвестные науке болезни, типа «птичьего гриппа» или «коровьего бешенства», а также и злокачественные, такие как онкологические. Зная, в каких взаимоотношениях могут находиться производители и ветеринарные службы, мы никогда не можем быть уверены в доброкачественности мясопродуктов.

4. Употребление мясных продуктов ведет к нарушению принципа ахимсы – ненасилия по отношению к живым существам, что усугубляет кармучеловека.

По наблюдению ученых, следствием злоупотребления мясопродуктами является не только повсеместное ожирение, но и гастриты, язвы желудка, артриты, болезни сердца, почечные и раковые заболевания и так далее. Можно приводить сотни аргументов, говоря о вреде мясоедения и оважности перехода на вегетарианское питание. Об этом написано множество книг и созданы десятки сайтов. На книжных прилавках вы всегда сможете найти полезную информацию и рецепты постной и вегетарианской пищи.

В отличие от запада, в Индии и некоторых других восточных странах вегетарианство является давней и устойчивой традицией. Приверженность к вегетарианству объясняется мудростью этих народов, осознанно принявших саттвический образ жизни и питания как «правильный». Кроме того, отметим, что Индия – это страна торжества Ахимсы, или ненасилия. Даже в самые тяжелые периоды противостояния индийцев британскому владычеству использовались не террористические акты или вооруженные восстания, а политика «непротивления злу насилием». Под руководством великого лидера индийского народа Махатма Ганди эта идея «пассивного сопротивления» (позже она была заменена понятием «сатьяграха», или «упорство в истине») увенчалась полным успехом и победой. Поэтому ненасилие, то есть непричинение вреда всему живому, является одной из главных ценностей в индуизме.

В Индии вы нигде не встретите блюд, приготовленных из говядины (корова в индуизме – священное животное) и очень редко из свинины (в Индии около 15% мусульман, которые считают свинью «нечистой»). Чаще всего невегетарианцы употребляют в пищу курицу и морепродукты. Но, приехав, например, в Путтапарти, вы даже в супермаркете не сможете купить колбасу, рыбу или курицу – это «pure vegetarian» – чисто вегетарианский город. И таких мест и городков в Индии много, включая естественно все индийские ашрамы, школы йоги или другие духовные институты.

Как-то моя мама спросила у меня: «А почему в Индии корову считают священной? Что такого в ней может быть священного? Я могу понять, когда называют священной кобру, льва или слона, но что может быть священного в корове? Не понимаю, хотя часть жизни провела в тамбовской деревне, где коров держали в каждом дворе». Я рассказал ей, что «корова – это самое безобидное и самое полезное животное на планете. Корова ни у кого никогда ничего не просит. Она никого не обижает. Корова только жует травку и все свое отдает людям. Она дает людям и молоко, и сметану, и творог, и масло, и сыр, и мясо, и шкуру. Даже кости, рога и копыта научился человек использовать для своих нужд». Через некоторое время мама позвонила и сказала: «Да, я все поняла. Я больше никогда не буду покупать говядину. А еще я вспомнила один случай из своей молодости. Когда наша корова перестала давать молоко (стала уже старой), твой дедушка решил отвезти ее в воскресенье на скотобойню. Так вот, я помню, как эта корова плакала. Она плакала несколько дней, ощущая свою близкую, насильственную и несправедливую смерть. До чего же люди в сравнении с обычной коровой нечувствительны и жестоки!»

К сожалению, в России еще не создана культура вегетарианства и здорового питания. На ТВ и в СМИ усиленно рекламируются пиво и водка, табак и мясопродукты, доширак и «биг-маки», Пепси и Кола, хотя суть всего вышеперечисленного – это нечистые, нездоровые продукты, потихоньку убивающие нацию. Кстати говоря, в Индии это не рекламируется, более того, с 2005 года в стране развернута программа против употребления Кока-Колы и Пепси. Индийские ученые, сделав анализ этих сладких и липких жидкостей, доказали их несомненный вред для здоровья человека, а ведущие артисты включились в их бойкот и выступают с пропагандой здорового питания и образа жизни.

Заметим только, что переходить на вегетарианское питание нужно без фанатизма. Многие помнят, что самой кровожадной личностью в ХХ веке был вегетарианец по имени Адольф Гитлер. И даже переходя к вегетарианству, нужно «есть, чтобы жить», а не «жить, чтобы есть». В отказе от мясоедения не должно быть насилия над собой, к этому необходимо приходить через осознание, этот отказ должен быть естественным. И даже перейдя на вегетарианскую пищу, крайне важно не переедать, быть умеренным в питании. Поэтому, если вам сложно сделать быстрый переход к здоровому питанию – придерживайтесь для начала нашей православной традиции и начните соблюдать пост, в соответствии с церковным календарем.

В заключение приведем список имен только нескольких знаменитых вегетарианцев (исключив из него имена индийцев): Платон, Сократ, Овидий, Пифагор, Плутарх, Плиний, Ориген, Вольтер, Леонардо да Винчи, Франциск Асизский, Исаак Ньютон, Сенека, Бенджамин Франклин, Альберт Эйнштейн, Рихард Вагнер, Жан-Жак Руссо, Чарльз Дарвин, Бернард Шоу, Св. Иоанн Златоуст, Лев Толстой, Боб Дилан, Джордж Харрисон, Пол Маккартни, Михаил Задорнов и многие другие...

Известные Веганы

САДХАНА или духовные практики