Топ-100
Несколько слов:
Тирупати (Андхра-Прадеш)
Тирупати — город в округе Читтур в индийском штате Андхра-Прадеш. Расположен у подножия Восточных Гхатов на расстоянии 550 км к югу от столицы штата Андхра-Прадеш Хайдарабада и в 100 км к северу от Ченная. Население Тирупати составляет 1 млн. жителей. Название города в переводе с тамильского языка означает «супруг богини Лакшми». Первое упоминание о Тирупати содержится в эпосах тамильской литературы — «Шилаппадикарам» и «Манимехалей», которые датируются учёными V—IV веками н.э.

Тирупати Tirupati010s Тирупати Тирупати Тирупати Тирупати Тирупати Тирупати

Тирупати является одним из крупнейших мест паломничества в индуизме. В 10 км к северо-западу от Тирупати, на вершине холмов Тирумала на высоте 853 метра над уровнем моря, расположен храм Тирумалы Венкатешвары, посвящённый одной из форм Вишну — Венкатешваре (Баладжи), это Вишну (Кришна) в образе ребенка, который исполняет все духовные и материальные желания. Этот образ Господа настолько древний, что упоминается в 12 Пуранах. Этот самый богатый индуистский храм в мире называют «индуистским Ватиканом». Ежегодно, его посещают миллионы паломников. По традиции, все цари южной части полуострова платили дань Господу Венкатешваре. А благодаря тому, что храм находился в труднодостижимом горном районе, он избежал разрушений, постигших храмы северной и центральной Индии. Легенды о нём описаны в Пуранах, и поэтому предполагается, что его история может насчитывать более двух тысяч лет. Божество Венкатешвара украшают цветочными гирляндами, а его глаза постоянно закрыты, так как считается, что своим взглядом он может разрушить вселенную. Бесчисленные паломники, прибывающие в Тирупати, приходят в это место, прося о милости Господа. Сам подъем в горы по дороге или по ступенькам, а их насчитывается 3500, уже уникален. Пилигриму открывается панорама редкой красоты: покрытые буйной зеленью холмы и захватывающие дух долины.

В пяти километрах от Тирупати стоит большой храм богини Падмавати, супруги Господа Венкатешвары (Баладжи). Считается, что паломничество к храму Баладжи принесёт плоды лишь после посещения храма Шри Деви Падмавати.

В ценре Тирупати располагается храм Шри Говиндараджасвами, освящённый в 1130 году Рамануджачарьей. В северной части храма находится божество Шри Говиндараджа, установленное Рамануджачарьей. Здесь также поклоняются божествам Шри Партхасаратхе (Кришна как колесничий Арджуны), Рукмини и Сатьябхаме (жёны Кришны). В честь главенствующего здесь Божества, местность вокруг, называют Говиндараджапаттан. Это важный центр паломничества, а также – место, где изучают восточную культуру. С основанием Университета Шри Венкатешвары значимость этого места значительно возросла.

Храм сочетает в своей архитектуре разные стили: стиль Чхола, Пандья и Виджаянагар. Храм Говиндараджа обращен на восток, и вход в него проходит через главную башню, возведенную Матлой Анантараей в 1624 году. Сразу за входом начинается внешняя пракара (двор), в которой расположены святилища четырех Альваров, Ачарьи Веданта-дешики и Манаваламунигала, а также «мантапы» Кумбаравати и Лакшми. В западном конце пракары находится центральная башня, построенная в XV веке и украшенная барельефами, изображающими сцены из «Рамаяны» и «Бхагаватам». Ворота башни ведут в центральный двор, где находятся святилища Чакраттальвара, Салаиначияр, Альваров, Рамануджачарьи и Тирумалая Намби. Внтури алтаря находится утсава-мурти Говиндараджи, восседающего со Шри-деви и Бху-деви по обеим сторонам, а также – главное Божество Говиндараджи, возлежащего на кольцах Адишеши. В соответствии с Агамами, этот тип Божества известен как «Вирашаяна-мурти». Демоны-ракшасы Мадху и Кайтабха стоят у Его стоп, вознося молитвы, а Брахма восседает на цветке лотоса, растущего из пупка главного Божества. Правая рука Господа согнута к голове, а левая покоится на колене. Есть у Него и меч (кханга), который, в лежачем положении, служит признаком Вира-мурти. За сверкающей золотом Дхваджастамбхой и Бали-питхой располагается святилище Андаль. Хотя алтарь Кришны датируется, самое раннее, временем с 1443 до 1542 года, украшения храма позволяют отнести его к гораздо более ранней эпохе, к IX столетию. После того, как поклонение в этом алтаре прекратилось, в храме стали поклоняться только Говиндарадже. В итоге, Говиндараджа начал получать огромные пожертвования, деятельность священников и ритуалы в храме стали все более и более увеличиваться. Так как паломничество на Тирумалу без посещения храма Говиндараджи считается незавершенным, туда приходят все паломники. Сейчас храм очень разросся и имеет немалое количество алтарей для «дополнительных» Божеств, и как результат, здесь практически каждый день проводятся праздники.

Храм Ситы, Рамы и Лакшмана — Кодандарамасвами, построенный в Х веке, находится в центре города Тирупати. Рама здесь изображен с двумя руками, в которых он держит лук.

Паломничество не считается завершенным без посещения Мангапуры – хорошо развитой деревни близ Тирупати, на дороге в Бангалор. Там находится древний храм Кальяна Венкатешвары. Там имеется прекрасное святилище в стиле Хойшала, ныне отреставрированное, а также прекрасный цветочный сад вокруг храма. Божество Венкатеши в этом храме почти точно повторяет Божество на Тирумале, и поклоняются Ему в точности по правилам, изложенным в Агамах.

Храм Шри Капилесварасвами расположен в трёх километрах к северу от Тирупати, у подножия холма Тирумала. Это единственный храм, посвящённый Шиве, в Тирупати.

Тирупати хорошо связан с другими частями страны железной дорогой и автомобильными магистралями. Для размещения паломников и туристов в нижнем Тирупати есть множество сдаваемых в аренду комнат и отелей. Чтобы посетить все главнейшие храмы города, его окрестностей, а также другие близлежащие места паломничества, такие как Калахасти и Тируттани, паломники могут воспользоваться службой такси.