Топ-100
Несколько слов:
Глава 25. Непосредственное руководство

Глава 25

Непосредственное руководство

Люди часто спрашивают, как они могут установить более непосредственный контакт с их истинным "Я", чтобы позволить Ему вести их в их повседневной жизни. Как и прежде, я могу поделиться только тем, что помогло мне, в надежде, что это сможет помочь и другим. Однажды, когда я медитировала, мне дали составленную из четырех слов формулу, указывающую необходимые шаги для достижения более близкого отождествления с Атмой или Высшим "Я", позволяющие Ему быть кукольником по отношению к кукле, представляемой мной. Эти четыре слова были послушание, терпение, сосредоточенность и восприимчивость, или открытость ума. Когда я размышляла над этими четырьмя словами, я поняла, как превосходно объединились в них те необходимые качества, которые мы должны развить, прежде чем мы сможем ожидать установления более близкого контакта с нашим истинным "Я".

Все мы ведем очень активную жизнь и имеем крайне мало времени на регулярные периоды медитации или безмолвного созерцания. Но все же нет необходимости посвящать отдельные длительные периоды времени каким-то особым упражнениям, чтобы достичь успеха в создании желанного внутреннего контакта. Я вспоминаю время, когда я спросила Бабу, должна ли я использовать мантру для медитации, и, если да, то не мог бы он дать ее мне. После того, как он вначале твердо ответил "Нет", он затем в мягкой манере подробно объяснил, что медитация не должна быть чем-то отдельным по отношению ко всей остальной повседневной деятельности - она должна практиковаться целый день. Таким способом мы сможем постепенно научиться внимать внутреннему водительству постоянно, вместо того, чтобы делать это только в некоторое определенное время в течение дня. Он продолжил, сказав, что мы можем связать естественный процесс дыхания, который непрерывно длится днем и ночью и который присущ каждому, с этой новой привычкой непрерывной медитации, длящейся весь день.

Затем он продемонстрировал эту практику, тихо напевая слог "со" во время вдоха и слог "хам" во время выдоха. Я начала подражать ему, но он сразу же остановил меня и предупредил, чтобы вначале я просто слушала его, и затем тихо "выдохнул" эти два слога в мою голову, едва слышно произнеся их. Когда во время произношения тон его голоса повышался и понижался в определенном ритме, он зазвучал подобно волнам прибоя, как будто соединяя меня с пульсом вселенной.

Благодаря ежедневной практике эта привычка к безмолвному внутреннему слушанию постепенно приведет к желанному результату, когда мы все больше и больше будем направляться нашим Внутренним Наставником, а не какими-то внешними силами. Кроме того, если мы, время от времени отвлекаясь и забывая об этой практике, испытываем из-за этого чувство вины, то это – напрасная трата времени и энергии. Гораздо полезнее признать тот факт, что мы забыли, и немедленно возобновить практику. Всем нам свойственно упускать что-либо из виду, но в стенаниях над оплошностью нет ни нужды, ни пользы.

Некоторые ранние христианские святые упоминали об этом ежедневном слушании как о "практике присутствия". Какой бы символ ни использовался для представления Высшего "Я", он обеспечит тот же самый результат, поскольку на этом уровне все едино. Некоторые люди замечают, что поддержанию осознанного контакта помогает безмолвное повторение имени того символа или воплощения, которое они выбрали для использования в качестве олицетворения Того. Частности не имеют значения, поскольку главная цель - сознательно осознавать нашу собственную Истинную Сущность. Четыре ключевых слова, полученных мною - послушание, терпение, сосредоточенность и восприимчивость, или "открытость" - могут действовать в качестве руководящих принципов в этой повседневной практике.

"Послушание" у многих из нас вызывает в уме воспоминания о том, как мы много раз слышали это слово от наших родителей или других лиц, когда мы были детьми, и как нас иногда очень строго наказывали, когда нам не удавалось повиноваться установленным для нас правилам. Но послушание, относящееся к данному случаю, обусловлено требованиями не какой-то внешней власти, а нашего собственного "Я", которое лучше всего знает о том, в чем мы нуждаемся и что мы должны делать. Поэтому любые вызываемые этим словом бунтарские чувства в действительности не уместны, ибо когда мы решили повиноваться тем руководствам, которые мы получаем от нашего истинного "Я", мы можем расслабиться и отрешиться от всех старых чувств неуверенности, нерешительности, сопротивления и вины.

Терпение – это качество, которого недостает большинству из нас, особенно в это нынешнее время лихорадочной деятельности. Кроме того, оно было расшатано требованием мгновенного удовлетворения наших желаний, мгновенного исцеления, мгновенного решения проблем или мгновенного ухода от них с помощью использования химических или любых других пристрастий. Но естественный ход событий крайне важен. Для всего, что должно случиться, существует надлежащее время. Если мы пытаемся использовать наше желание и хотим принудительно добиться мгновенных результатов в тщетной попытке ускорить процесс, мы терпим неудачу. Мы можем даже принять решение отказаться от нашей ежедневной практики из-за того, что мы неспособны заметить какие-либо ощутимые результаты. Но, возможно, что мы уже вплотную подошли к такому рубежу, когда наши усилия вот-вот должны будут вызвать заметный прогресс, если только мы сможем терпеливо продолжать нашу практику.

Я помню, как Баба проиллюстрировал этот момент с помощью одной из его коротких запоминающихся историй. Он рассказал о случае, когда некий человек получил задачу от своего учителя, цель которой заключалась в том, чтобы помочь этому человеку развить недостающие качества. Задача состояла в том, чтобы с помощью молота расколоть большую каменную глыбу на две части. Баба описал усилия этого человека, когда поначалу тот орудовал молотом с большим энтузиазмом, но постепенно терял интерес и, в конце концов, отказался от своих попыток, несмотря на то, что он уже был на грани успеха. Через некоторое время учитель вернулся, чтобы посмотреть на прогресс этого человека, обнаружив его праздно и уныло сидящим рядом с глыбой, которая все еще не была расколота. Учитель взял молот, и одним коротким ударом расколол ее надвое, вызвав удивление у этого человека. После этого учитель объяснил, что тот прекратил свои попытки, когда оставалось нанести всего лишь один удар.

Затем Баба повернулся к группе, сидящей вокруг него на том интервью. Мягко, но печально, он сказал сидящим перед ним людям, что все мы оказались похожими на человека из этой истории. Мы были настолько нетерпеливы в своем желании увидеть результаты наших усилий, что мы прекратили работу над проектом в то самое время, когда вот-вот должны были проявиться результаты нашего труда. Мы поступили глупо, отказавшись от практики поиска внутреннего руководства из-за того, что мы не смогли увидеть какие-либо заметные результаты в течение короткого времени, так как, подобно человеку из истории Бабы, если бы мы продолжили нашу ежедневную практику, то, возможно, буквально на следующий день мы бы смогли заполучить желанный контакт и то водительство, которое мы ищем.

Сосредоточенность также необходима для достижения успеха. Наш обезьяний ум будет пытаться чинить препятствия ежедневной практике медитации, отвлекая нас самыми разнообразными посторонними вещами, чтобы вынудить нас отказаться от нее. Метод, которому я научилась много лет назад, когда мы посещали центр медитации в Рангуне, Бирма, будучи под опекой председательствующего Махаси Саядау, или главного монаха, оказался чрезвычайно полезным для поддержания требуемой сосредоточенности. Практика медитации заключалась в чередовании сидения в течение двадцати минут и ходьбы в течение двадцати минут, выполнявшейся определенным образом и очень медленно. Мы были проинструктированы, чтобы во время сидения мы внимательно следили за воздухом, вдыхаемым и выдыхаемым через наши ноздри. Поначалу наше внимание часто отвлекалось, но благодаря упорным занятиям через короткое время интервалы между периодами потери внимания постепенно увеличились, что очень увеличило нашу способность к сосредоточению. В медитации во время ходьбы наше внимание было сфокусировано на очень медленном и неспешном передвижении каждой ноги - подъеме, протягивании вперед и мягком опускании на землю. Это также оказало огромную помощь в фиксации нашего внимания только на одном действии в данный момент времени.

Баба предлагает использовать пламя свечи, чтобы достичь подобного улучшения нашей способности к сосредоточению. Он уподобляет пламя искре Божественности, которую несет в себе каждый из нас. Баба говорит, что, развивая привычку к медитации на пламя, мы, в конечном счете, станем едиными с Тем.

Наконец, мы должны быть Восприимчивыми, или иметь открытый ум, чтобы быть способными получить озарение от той искры, которая находится внутри нас и которая тождественна Тому. Если мы оказываем любое сопротивление тому, что преподается нам из этого невидимого источника мудрости, или если мы все еще цепляемся за наши собственные мнения, идеи, предпочтения или любые другие блоки, стоящие на пути нового и неординарного воздействия, мы воспрепятствуем прямой связи с этой искрой.

Мы должны развивать отношение "Твоя воля, не моя, свершится" и учиться постепенно избавляться от всех наших собственных желаний, развивать веру в то, что нам будет дано все, что окажется наилучшим и наиболее полезным для нашего роста, и становиться достаточно открытыми, чтобы принимать все то, с чем мы сталкиваемся на нашем пути, независимо от того, одобряем ли мы это или нет. Опыт многих людей показал, что мы можем извлекать уроки из всего, что случается с нами, и учиться у каждого, кто входит в нашу жизнь. Но это справедливо только в том случае, если мы просим показать то, что каждый из них должен преподать нам, и если мы, вместо того, чтобы жаловаться о трудности этих уроков, уделяем внимание непосредственно стоящей перед нами задаче, при решении которой мы применяем полученные знания и опыт на практике.

Открывая наши умы в самой полной мере к восприятию не только всего того, что приходит из нашего повседневного опыта, но и, что даже более важно, от Высшего "Я", мы будем ускорять наше продвижение к цели - всеобъемлемости и гармонии. В конечном счете Божественный Кукольник и наша кукольная индивидуальность станут одним целым.


Я - ваш,
Вы - мои,
Вы - усик
Я - виноградная лоза.

Я - родитель,
Вы - ребенок
Иногда послушный
Но зачастую дикий.

Я - солнце,
Вы - луч
Скрытый в ночи,
Сверкающий днем.

Я - океан,
Вы - рыба,
Из моей необъятности
Я дарую все то, что вы желаете.

Я пребываю во всем
И в каждом из вас.
В некоторых я видим
Но все же в очень немногих.

Во многих я скрыт,
И меня почти невозможно заметить там,
Пока не наступит время
Вспыхнуть моей искре.

Так дуйте же на тлеющие угольки
Которые ждут в вашем сердце,
И я даю вам мое обещание
Что я сделаю все со своей стороны.

Вы обнаружите, что весь мир
Придет к вам на помощь
Если вы работаете напряженно
Пока ваша карма не будет отработана.

Так как я пребываю во всем
Почему же вы все еще сомневаетесь?
Так как я существую повсюду
Вы не можете закрыться от меня.

Так решитесь же воспользоваться
Этим замечательным шансом
Соединиться со мной
В космическом танце,

Когда каждый из вас держит
Мои бесчисленные руки,
Не только в Индии
Но и во всех других странах.

Так как я - Аватар
Всей мировой сцены,
Пробудитесь к реальности
Из вашего сна.