Топ-100
Несколько слов:
Глава 20. Будьте здесь сейчас

Глава 20

Будьте здесь сейчас

Баба говорит: "Прошлое уже нельзя вернуть. Будущее неопределенно. Данный момент – это настоящее". Он также указывает, что обычно старики предаются воспоминаниям о прошлом и сожалеют об ушедшем "добром старом времени", а молодежь зачастую пристально всматривается в будущее. Но он убеждает нас, что оба этих занятия бесполезны и бессмысленны, ибо мы можем формировать наше будущее только в настоящем.

Многие люди проводят большую часть своей жизни в бегстве от настоящего. Оно принимает много различных форм, но в какой бы форме оно ни проявлялось, оно позволяет обезьяньему уму управлять нами. Это означает, что индивидуум упускает возможность, предоставляемую этой нынешней жизнью, изучить определенные вещи, которые до сих пор еще не были изучены. Как только мы уступаем управление нашей жизнью обезьяньему уму, он овладевает нами, и мы становимся его жертвой.

Общепризнанно, что жизнь в настоящее время часто может расцениваться как унылая и скучная, нудная и монотонная, тоскливая и угнетающая, мрачная и болезненная, и еще целая куча других подобных описаний. Но мы сами ответственны за такое отношение к своей жизни. Нами управляет не сама жизнь и сопутствующие ей обстоятельства, случаи и события, как мы часто предпочитаем думать. Все мы в определенной степени обладаем свободной волей, которую мы можем использовать в полной мере для изменения нашего собственного отношения. Старый пример "смотреть на жизнь через розовые очки" все еще имеет свои достоинства, но только когда он интерпретируется правильно. Он не подразумевает, что мы должны вести себя неискренне, подобно Полианне (героиня одноименной повести Э.Портер), делая вид, что наша жизнь - ложе из роз, и все идеально.

Тем не менее, наш подход к жизни может вести нас к тому, чтобы исследовать аспекты, которые мы находим трудными, и помочь нам найти способ обходиться без них, или смягчить их, или изменить их таким способом, что они превратятся из пассива в актив. Кроме того, мы можем спрашивать себя, чему они могут научить нас. Может быть это терпение, которого недостает практически каждому из нас? Может быть это терпимость, или отношение "живи и давай жить другим"? Или, что еще более важно, можно ли расценивать людей как зеркало, в котором можно уловить проблески наших собственных проблем или слабостей, которые наша существующая жизнь предназначена помочь нам стереть? Все эти и многие другие моменты могут помогать изменять наше отношение к тому, с чем мы встречаемся в своей жизни, будь это трудные взаимоотношения, плохое состояние здоровья, отсутствие работы или достаточных средств для содержания себя и своей семьи или множество других так называемых проблем.

Проблемы должны быть решены. Если сравнивать жизнь со школой, то наши обстоятельства - это наши уроки, и они оказываются теми самыми средствами, которые помогают нам продвигаться вперед от нашего нынешнего места в школе жизни к следующей ступени развития. Все мы испытывали нервное возбуждение и чувство удовлетворенности достигнутым, которое возникает при окончательном разрешении особенно неприятной задачи, которую мы ранее старательно избегали. То же самое приятное чувство удовлетворенности достигнутым сопровождает каждое совершаемое нами усилие, направленное на прекращение ухода от текущей ситуации, когда мы начинаем рассматривать требования возникающих ситуаций как потенциальные скрытые благословения. Только это поможет нам сделать наши духовные мускулы более сильными.

И что это за аварийные люки и выходы, через которые мы убегаем и исчезаем, ошибочно полагая, что таким образом мы освобождаемся от обязанностей, от которых мы стремимся уклониться? Многие наши пристрастия могут предложить нам бегство от настоящего, особенно это касается использования любых галлюциногенных наркотиков. Поглощенное ими время потеряно навсегда, и при этом мы не оказываемся ближе к нашей основной цели. Есть и другие менее материальные пути для побега, которые могут быть еще более соблазнительными, например грезы, фантазии и принятие желаемого за действительное, которым все мы предаемся время от времени. Если же они превращаются в привычку и съедают слишком много времени нашей жизни, то они могут быть уподоблены ворам. Вполне естественно иметь надежды, стремления и мечты. Только когда они отнимают настолько много времени и энергии, что у нас остается слишком мало того или другого для решения текущих задач, только тогда они превращаются в бегство от повседневной жизни. Кроме того, если они остаются витать в воздухе и никогда не реализовываются, что часто имеет место, тогда они представляют собой еще большую угрозу нашему благополучию.

Гораздо более грандиозными, чем наши личные фантазии, и поэтому гораздо более мощными, являются фантазии, придуманные различными писателями. Еще более могущественны образы, создаваемые авторами кинофильмов и телевизионных постановок. Эти мерцающие образы обольстительно вторгаются в наши дома и соблазняют нас жить чужими очаровывающими ролями, изображаемыми на экране, вместо того, чтобы мы жили нашей собственной, более земной жизнью.

Все эти приманки отвлекают наше внимание от нашего собственного индивидуального пути с его различными вызовами и уроками, которые необходимо выучить. В действительности они отнимают у нас наше неотъемлемое право, наше единственное законное спасение от цикла жизни и смерти, которое на самом деле является не побегом, а выпуском по окончании прохождения этой школы, и это необходимо заслужить. Мы можем учиться только на нашем собственном стечении обстоятельств, а не на чьем-либо еще, и уж точно не на обстоятельствах из мнимых жизней фиктивных персонажей.

Противоядие от этой эскапистской (бегственной) тактики заключается в "практиковании присутствия", как это называли ранние христианские авторы. Поскольку Баба учит, что Присутствие – это наше реальное "Я" внутри нашей внешней физической формы, мы можем посвящать Ему все, что мы делаем, и просить Его жить через нас и направлять нас на нашем пути. Тогда мы сможем достичь "присутствия духа", а также будем все больше и больше "быть здесь сейчас".

Также, помимо моего обычного утреннего ритуала, когда я прошу Бабу думать, чувствовать, говорить, действовать и любить через меня весь день, я помещаю узды в его руки, если можно так выразиться, и говорю с ним время от времени в течение дня. Например, когда я веду машину на шоссе, где автомобили стремительно проносятся мимо меня с обеих сторон, толпятся за моей машиной или идут впритык к ней сзади, не соблюдая дистанции, я вручаю все происходящее в руки Бабы. Я прошу, чтобы он был водителем вместо моего личного "я", и держал другие автомобили на безопасном расстоянии. Весьма поразительно наблюдать дальнейший ход событий через зеркало заднего вида - автомобиль позади меня находится слишком близко, чтобы не внушать опасений, как будто он готов врезаться в меня в любую минуту. Я вижу, как он снижает скорость, и постепенно дистанция между нами увеличивается и, что достаточно удивительно, с этого момента автомобиль удерживает такую дистанцию. Я часто задаюсь вопросом, что водитель должен думать о том, почему он реагирует подобным образом.

Я продолжаю этот же самый внутренний диалог, что бы я ни делала, например, насколько я сейчас могу вспомнить, я прошу его указать, на какие письма я должна ответить, и прошу писать через меня, когда я пишу каждый ответ. Когда я работаю с кем-то, у кого есть проблемы, используя метод рекомендаций, которому я научилась, я прошу его сообщить мне, что я должна делать или говорить, или какие методики и упражнения посоветовать этому человеку, "чтобы помочь ему помочь самому себе" – способ, про который Баба говорит, что это гораздо лучше, чем сделать что-то за другого человека. Часто это крайне удивительно, когда мне в голову приходят идеи, которые - я абсолютно уверена в этом - порождены не мной, и они оказываются именно тем, в чем человек нуждается в это время.

Все мы нуждаемся в применении на практике принципа "быть здесь сейчас". Чтобы узнать, как это делать, мы постоянно должны удерживать обезьяний ум от его блужданий в прошлое или в будущее. Это также означает, что мы должны следить за тем, чтобы не предаваться размышлениям, в которых мы принимаем желаемое за действительное, не убегать в воображаемые ситуации или во все те остальные места, куда обезьяний ум может соблазнять нас устремиться. Когда мы достигаем успеха при обращении с обезьяньим умом, мы оказываемся способны делать нашу работу быстрее; мы обнаруживаем, что у нас есть множество времени и энергии, чтобы уделить их более творческим вещам, или более интересным и веселым.


Мое сердце начинает учащенно биться, когда я созерцаю
Твою полную энергии форму в шафрановом одеянии
Когда ты появляешься перед нашим взором
Чтобы успокоить собирающийся шторм.

Мир находится в огромной беде,
И никто совершенно не знал, что же делать
Пока ты не пришел сообщить нам
Что спасительное средство есть у тебя.

Мы слышали, что много учителей
Приходили в такие трудные времена
Показывать человечеству как достичь
Состояния постоянного блаженства.

На сей раз ты пришел учить нас
Не убегать от жизни
Но искать силу Бога внутри нас
Посреди всей этой борьбы.

Ты говоришь, что мы - не наши тела
И что глубоко внутри себя мы найдем
Богоподобный аспект нас самих
И он мудрый и сильный и добрый.

И если мы будем помнить,
Когда мы начинаем заново каждый день,
Очень тихо, тише нашего дыхания
Мантру мы можем произнести.

Это поможет нам быть более спокойными
И мы обнаружим, что можем делать все лучше
Когда мы оставляем волнения
И сменяем наш страх надеждой.

Что это за волшебная мантра
Которая может творить такие чудеса?
"Я - Бог, а не тело.
Я воистину верю в это!"