Несколько слов:

Поиск по сайту

Сева или служение

Са́дхана — санскритский термин, который можно перевести как духовная практика, или же дословно, как «средство для достижения чего-то».
В этом разделе сделана попытка собрать практические советы для индивидуальной садханы. Они основаны на рекомендациях Сатья Саи Бабы и Института Образования ESSE, а такжена опыте работы Московского центра Сатья Саи.

1. Что такое сева?

Сева или карма-йога – это бескорыстная работа, служение людям и обществу без ожидания какой-либо награды. «Сева – это любовь в действии» (ССБ).

2. Какое значение имеет служение для духовного становления человека?

Ни аскезы, ни паломничество в святые места, ни изучение писаний, ни погружение в джапу не помогут пересечь океан Сансары (круговорота рождений и смертей). Единственный путь, который поможет вам получить освобождение - это посвящение себя служению другим.

Однако служение - это не просто оказание какой-то услуги, пусть само по себе это и хорошо. Служение это не значит просто делать добро другим. Каждому следует сделать дух служения таким, чтобы вы осознавали: служа «другим», что бы вы при этом ни выполняли, вы служите самому Господу. Служение должно быть свободно от всех эгоистических побуждений, никогда не думайте о вознаграждении (для себя). Не ожидайте и не стремитесь получить благодарность от человека, которому вы служите. Все, что вы делаете, вы должны делать как поклонение Богу, без желания наград, как свой долг и привилегию.

Река всегда в движении, однако, ее водой пользуются другие. Она не ищет для себя награды. Подобным же образом, дерево приносит плоды только для того, чтобы отдать их другим, а не съесть самому. Корова дает молоко другим, сама она не пьет его. Таким образом, река, дерево, корова - все они учат нас, как жить для других, как служить Богу, который во всех и во всем. Более того, если река, дерево и корова могут проявлять такие достойные подражания качества самопожертвования, тем печальнее видеть отсутствие духа жертвенности в человеке, стоящим гораздо выше их в своем духовном развитии.

Таков истинный смысл севы. Это всегда есть бескорыстное служение, служение Богу и только такое отношение следует культивировать и практиковать. Благодаря этому вы сможете уничтожить демонов самости и свой эгоизм. Только бескорыстная и священная любовь, которую вы вкладываете в свою работу и служение, приведет вас к высочайшим вершинам Божественного.

Сева в детском доме

Сева в детском доме

3. С чего следует начинать севу?

Первые уроки севы необходимо пройти в кругу семьи. Отец, мать, дети, братья, сестры – именно в этой ограниченной, тесно связанной между собой группе людей надо заниматься служением, основанным на любви, чтобы подготовится к более широкому масштабу служения, ожидающего человека за порогом родного дома.

4. Какими качествами должен обладать ученик?

Вы должны служить людям с особой любовью и заботой, а не ходить с важным видом, гордясь тем, что вы севадал. Будьте скромны и смиренны, общайтесь с людьми с любовью в сердце, мягкостью в речи и приятностью в поступках. Значок севадала, который вы носите, дает вам право быть слугой, а не хозяином или господином над другими. Если ваши сердца полны гордости и чувства превосходства над теми, у кого нет такого значка на груди, тогда сами ваши сердца будут поражены злом, вызываемым этим украшением. Значок или галстук не дают вам права предаваться недостойным разговорам или потворствовать пагубным привычкам. Вам необходимо оказывать поддержку и приносить утешение тем, кто в этом нуждается, отыскивать методы, расширяющие возможность оказания помощи людям и приносящие им радость. Покончите с ленью, похороните свое крикливое эго, уничтожьте жажду власти или денег, тогда вы приобретете качества, необходимые севадалу. Помните, что с каждым актом любви и служения вы приближаетесь к Божественному присутствию.

5. Почему лучше выполнять служение не одному, а в группе?

То, чего не может осуществить отдельный человек, вполне по силам группе людей или обществу. Человек, путешествующий в одиночку, после пяти миль пути чувствует себя усталым и несчастным, но если он отправится в путь в компании десяти других человек, те же пять миль покажутся ему увеселительной прогулкой. Он придёт к месту назначения бодрым и полным сил. Мы видим, что даже среди животных и птиц совместная жизнь помогает жить в радости и добиваться успеха.

6. Если я выполняю все обязанности в центре и отрабатываю все положенные мне часы служения, достаточная ли это садхана?

Позвольте сказать вам, что простое исполнение некоторых обязанностей, предписанных ученику правилами, не может быть признано служением или актом праведности. Прискорбно, когда долг выполняется без любви. Необходимо, чтобы долг выполнялся с любовью. Только когда деяния любви исходят от человека потому, что такова его природа, а не потому, что это вменено ему в обязанность, тогда он действительно божественен!

Бог ведь не станет спрашивать вас, каким служением вы занимались. Он спросит, каким был мотив ваших действий, что побудило вас взяться за это. Вы можете взвешивать свое служение и хвастаться ее количеством. Однако Богу нужно не количество, а качество, качество сердца, чистота ума и святость мотивов.

7. Помогите понять, почему служение ближнему так важно и так много значит?

Сева должна быть пропитана бескорыстной любовью. Ваше служение должно быть вознаграждено не только вашим собственным удовлетворением, но и облегчением и удовлетворением тех, кому вы служите. Если вы не приносите облегчения или радости, какой смысл в вашем приподнятом настроении оттого, что вы предложите кому-то помощь? Вашей целью должна быть радость человека, которому вы служите. Постарайтесь определить, действительно ли ваша помощь была дельной, была ли она оказана с умом, с учетом всех особых обстоятельств и индивидуальности того, кто в ней нуждался. Не думайте о славе или похвале, думайте о благе, которое вы приносите людям. Не стремитесь к рекламе, стремитесь зажечь радостью лица людей, которым вы помогаете. Сева приближает вас к Богу!

Цветок, которым является ваше сердце, приобретает аромат посредством служения, и, таким образом, становится более приятным для Господа. Исполняя севу вы осознаете, что все существа – это волны океана Божественности. Никакая другая садхана не приведет вас к непрерывному созерцанию ЕДИНСТВА всех живых существ. Вы ощущаете успех другого, как свой собственный. Видеть всех в себе и себя в каждом – в этом суть служения как садханы. Сева делает вас смиренными перед страданиями других. Самое твердое сердце постепенно становится мягким как масло благодаря участию и стараниям в исполнении севы. Сева предписана в качестве одной из девяти ступеней к Реализации.

8. Как осуществлять служение в больницах?

Навещайте больных в больницах; читайте им хорошие книги, сидя рядом с ними; пишите за них письма; в общем, будьте добры и дружелюбны с ними в их одиночестве и болезни. Вам не стоит одевать специальную униформу или выставлять напоказ значок севадала, также как больному необязательно одевать униформу мольбы о помощи или выставлять напоказ значок своей боли. Сядьте рядом с ним, как вы сидели бы с вашим братом. Держите его за руку, смотрите в его глаза с состраданием, наполните его ладони прасадом, спросите, чем вы можете ему помочь, и позвольте слезам благодарности литься из его прояснившихся глаз. Это будет наградой, которая поддержит и укрепит вас. Но даже если никто не скажет вам спасибо, если вас будут встречать холодным молчанием или с неприязнью, продолжайте, поскольку такова ваша природа – давать и прощать.

Сева в доме престарелых

9. Служим ли мы Богу или Бог служит нам?

Что делает паломник, когда он стоит по пояс в Ганге, набирает в пригоршни священную воду и, произнося призывную мантру, льет эту воду как подношение Божеству? Он просто льет Гангу в Гангу! Когда вы предлагаете молоко голодному ребенку или одеяло дрожащему от холода брату на улице, вы всего лишь передаете дар Бога в руки другого дара Бога! Вы перемещаете дар Бога в хранилище Божественной первопричины всего сущего! Бог служит. Он позволяет вам утверждать, что служите вы, однако без его воли ни одна травинка не шелохнется на ветру. Наполняйте каждое мгновение вашей жизни благодарностью Дающему и Принимающему все дары.

10. Каким должно быть индивидуальное служение?

Накормить голодного, одеть раздетого, утешить одинокого, выходить больного, перевести слепого, поднять увечного, направить заблудшего, предоставить язык свой – слово свое – немому, разгладить морщины старца – эти акты служения могут пролить на вас росу Божественной милости. Пусть озарятся сотни безутешных лиц, когда впитают они свет солнца ваших взоров. И тогда ангел запишет имя ваше, как возлюбленного Богом.

11. С чего лучше начинать коллективную служение в нашем городке?

Начиная новый проект группового служения в вашем городе нужно настраиваться на то, что он должен стать для вас долговременным и постоянным. Не нужно заниматься несколькими проектами одновременно – может случиться так, что в какой-то момент вам не хватит сил или ресурсов. Поэтому пусть это будет один или два подшефных объекта, но приходите туда в определенные дни регулярно, никогда не пропуская такие встречи. Лучше всего, чтобы это были места, где нужны не только ваши руки, но и сердца, то есть – дом престарелых или инвалидов, больница, приют, хоспис, детский дом.

Надо иметь в виду, что многие такого рода учреждения, находящиеся в самом городе, как правило, не обделены вниманием как государственных, так и благотворительных организаций. В этом смысле, более нуждающиеся объекты вашей помощи находятся, как правило, в пригородах или в поселках ближе к границе вашего района, области или края.

Крайне важно на первом этапе знакомства завоевать доверие. Для этого не стесняйтесь проявлять свое искреннее и заинтересованное желание оказать помощь и всегда начинайте с самых насущных для этого учреждения дел. Это может быть, например, мелкий ремонт мебели или оборудования, помощь в оформлении или украшении помещений. Никогда нельзя выдвигать какие-либо условия для выполнения служения. В первую очередь договоритесь о времени посещения и «подшефном» месте, куда вы будете приходить (определенные палаты, этаж, корпус и т.п.). Познакомьтесь поближе не только с администрацией и «подшефными», но также с сестрами и санитарками.

Совершенно не нужно, приходя в больницу или дом престарелых заявлять, что «мы представители такого-то духовного центра», также как приносить с собой духовные книги, открытки, вибхути или другие атрибуты. Куда уместнее будет интересная книга, художественный альбом с иллюстрациями или гитара. Почитайте вслух или рассмотрите в альбоме репродукции картин, а потом обсудите прочитанное или увиденное.

Под гитару исполняйте не мантры или бхаджаны, а известные и популярные песни. Если это пожилые люди, как например, в доме престарелых, попросите их рассказать о своей жизни - больше всего такие люди страдают от нехватки общения. Это всегда умудренные опытом люди, прожившие непростую и долгую жизнь, и им есть чем поделиться с вами. Расскажите, если спросят, и о своей жизни. Узнайте о дате дня рожденья и устройте им праздник.

Постарайтесь быть к старикам особенно внимательными. Иногда они стесняются попросить медицинскую сестру, например, подстричь ногти на руках или ногах. Попробуйте почувствовать себя на их месте и понять, «что нужно». Но нельзя проявлять и излишнюю опеку, привязываясь к кому-либо из подшефных. Бывали случаи, когда через 3-4 месяца «шефства», во время которых в палату регулярно приносили, например, свежеприготовленную домашнюю еду, опекаемые заявляли, что «эти больничные помои больше есть не будем - теперь приносите нам домашнюю еду ежедневно и регулярно». И даже известны случаи, когда больные пытались уговорить купить спиртное, «которое рекомендовал употреблять врач» или «специальные таблетки, которых просто сейчас нет в наличии», хотя это были препараты, содержащие наркотические вещества…

Люба К. – главный севадал в доме малютки

Гораздо более важно для обездоленных и страдающих людей не стереотипные конфетки или бананы, а адресная помощь, общение и любовь. Старайтесь, как можно больше разговаривать с ними. Несмотря на седину прожитых лет, далеко не все из них понимают законы кармы, считая, что «вот я всегда была хорошей, а вот мой сын (муж, сестра, брат, начальник) был плохим и всегда относился ко мне отвратительно». Постарайтесь, через некоторое время, когда вы подружитесь, подвести собеседника к мысли попросить прощения у тех, кого мог обидеть он и простить тех, кто обижал его…

Можно найти много разных вариантов служения, например, шефство над сквером или парком – то есть наведение чистоты, ухаживание и благоустройство его территории. Или, например, сбор одежды, игрушек, аудио- и видеокассет, книг и т.п. с последующей передачей собранного в подшефные организации. И в том, и в другом случае нужно предварительно продумать весь проект, как в целом, так и в деталях. Например, следует заранее определить ответственных и их дублеров, договориться о месте, где будут временно храниться собранные вещи, об их стирке или починке, о транспорте, наладить контакт с местным обществом инвалидов, которое, как правило, нуждается в такой опеке и так далее.

Но! Прежде, чем начинать какой-либо социальный проект в вашем городе, обратитесь с вопросом «Кому нужна помощь?» ко всем приходящим на встречи вашего духовного центра. Наверняка вы увидите немало людей пожилых, немощных или одиноких, кому следует оказать помощь в первую очередь. Причем зачастую для многих людей непосильной проблемой оказываются совсем элементарные действия, например, повесить отвалившийся карниз или отвезти в ремонт сломавшийся телевизор. Для таких случаев заведите в вашем центре специальную тетрадь «Прошу о помощи / Окажу бескорыстную помощь», в которой каждый может написать как о своей просьбе, так и о возможности для ее разрешения.

Отметим также, что для вашего центра первичным объектом служения является само помещение центра и все события, которые там проходят. А это не только уборка помещения и подготовка его к проведению встреч, но и поддержание порядка и чистоты, регулярное обновление информационных стендов, работа библиотеки или книжной лавки, распечатка или копирование «свежих» выступлений Садгуру, проведение праздников и фестивалей, создание фотоальбомов о работе духовного центра и многое другое. Поэтому постарайтесь подобрать надежную команду севадалов, состоящую как из мужчин, так и из женщин. При их отборе первичными принципами должны быть добровольность, бескорыстие и возможность систематического участия в проектах. Каждый выход на севу должен предваряться инструктажем, но не по «технике безопасности», а по принципам «ахимсы» (не навредить) и «премы» (сева – это любовь в действии).

12. Может ли благотворительность быть севой?

Благотворительность в той или иной форме также является служением обществу. Однако ею нужно заниматься очень точно, например, согласно правилам, изложенным в ведических писаниях, благотворительность должна быть только саттвической.

Вот что на эту тему сказано в «Саи Гите»:

«Кришна: Занимаясь благотворительностью, необходимо учитывать все обстоятельства: место, время и природу того, кому оказывается помощь. Например, безвозмездное строительство школ должно проводиться в местах, где нет школ, больницы нужно создавать там, где люди часто болеют, кормить голодных необходимо там, где свирепствует голод, вызванный засухой или наводнением. Служа своим ближним и проповедуя дхарму, необходимо учитывать природу и степень подготовки людей. Благотворительность, помогающая человеку избавиться от недостатков, мешающих его духовному прогрессу, называется саттвической.

Арджуна: Кришна, можно я задам тебе вопрос? Какую благотворительность можно считать истинной? Почему ты делаешь различие между саттвической, раджастической и тамасической благотворительностью? Разве такое различие существует?

Кришна: Конечно. Очень часто многие люди жертвуют, потому что хотят прославиться. Это главный мотив их деятельности. Они хотят получить что-то взамен своих якобы благих дел. И очень мало людей, которые желают только обрести милость Господа и ничего более. Дары, преследующие лишь эту цель, называются благими, саттвическими.

Дары, которые приносят, чтобы прославиться, получить власть и влияние, или которые делают, находясь в раздражении, неохотно, в результате давления, относятся к гуне страсти и называются раджастическими.

Благотворительностью нужно заниматься с благоговением и верой. Дар, который бросают в лицо тому, кому он предназначен, – уже не дар. Его также нельзя давать недостойному или в неподходящий момент. Пища для перекормленного человека – бремя, а не дар. Больницы, построенные в труднодоступных местах, являются напрасным даром. Такая расточительная и не приносящая реальной пользы благотворительность относится к гуне невежества и называется тамасической.

Поэтому, оказывая благотворительность, нужно быть очень осмотрительным. Ее нельзя оказывать всем подряд и где попало. Всегда помни об описанных мной трех типах благотворительности и действуй сообразно ситуации. Дар нельзя делать ради славы и известности. Саттвическое отношение – самое лучшее. Все слова, мысли и дела должны быть пронизаны саттвой, благом».
(ССБ)

13. История, которую рассказала Гита Рам: «Рис за две рупии и рис за пять рупий»

«Я бы хотела рассказать эпизод на тему служения, который произошел в 1970 году. Саи Баба всегда уделяет большое внимание служению, и он хочет, чтобы мы выполняли его с любовью. В тот раз Свами попросил мою мать поехать в Европу, чтобы посетить некоторые из Саи центров. Перед отъездом Он позвал нас на интервью и начал со всеми беседовать. На интервью была еще одна женщина, которая, как только Свами замолкал, просила Его приехать в ее город. Она несколько раз сказала об этом, несмотря на то, что Свами не обращал на нее никакого внимания. В конце концов, Саи Баба сказал раздраженным тоном: «В чем дело? Я уже приходил в твой город. Я приходил не только в твой город, но и в твой дом». Но женщина сказала еще более настырно: «Нет Свами, Ты не приходил».

Тогда Он сменил тему и спросил ее: «А как проходит служение в твоем городе?» Она ответила, что все идет хорошо. В те дни Свами учил нас, что каждый раз, когда мы готовим рис, мы должны откладывать горсточку, а потом собирать этот рис из домов всех преданных и кормить бедных людей, это важно, чтобы каждый наш день был проникнут духом служения.

Женщина стала говорить о том, каким служением они занимаются – она была руководителем по севе в своем городе – и гордо перечислила все мероприятия. Свами сказал: «Очень счастлив», а потом спросил ее: «А рис за две рупии или за пять рупий?» Женщина ответила, что разные люди приносят разный рис. Тогда Свами сказал: «Я не спрашиваю о других. Я спрашиваю о том, какой рис даешь лично ты?». Женщина помедлила и ответила: «Хороший рис, Свами». Свами возразил: «Что? Для бедных, для «Нараяна севы» – рис по две рупии, а для своей семьи – рис по пять рупий. Рис по две рупии, грязный и с камнями – вот какое у тебя служение». Но даже на это женщина ответила: «Нет, Свами, это не так».

Тогда Свами встал со стула и сказал: «Ты обманываешь! Два года назад Я приходил к твоему дому в виде нищего, и ты дала Мне рис который отложила для «Нараяна-севы». Ты завернула его в красную ткань и дала Мне. Не помнишь, так подожди!»

Он пошёл в маленькую комнату и вернулся оттуда с красным мешочком: «Разве не ты дала Мне это?»

Можете себе представить..., бедная женщина была в слезах.

Свами хотел показать нам, что служение надо всегда выполнять с любовью. Если вы не чувствуете любви, лучше не занимайтесь служением. Если вы не видите Бога в человеке, которому служите, тогда не занимайтесь служением. Это был очень сильный урок, который я не могу забыть до сих пор».

В заключение выделим очень важное правило.

В каждом человеке существует устойчивое желание сделать наш мир прекраснее. Мы же ведь видим, что мир, в котором мы живем, далеко не идеален. Мы хорошо видим грязь вокруг себя и в других людях. Мы замечаем мельчайшую «соринку» в чужих глазах. Мы с энтузиазмом засучиваем рукава и пытаемся переделать окружающий мир по своей мерке. Но, увы, как правило, просто насилуя этот мир и всех окружающих. А ведь это – есть самое страшное, что мы можем сделать в этом мире! Это и есть тот самый Ад, дорога в который «вымощена нашими благими намерениями»! Желание «сделать мир лучше» всегда приводило к «крестовым походам» и инквизиции, к насилию и войнам. Поэтому всем желающим заниматься служением, нужно понять, что изменение этого мира нужно начинать с изменения самого себя.

(Для ответа на вопросы в этом разделе использовались изречения Сатья Саи Бабы).

САДХАНА или духовные практики