Топ-100
Несколько слов:
Сатсанги

Са́дхана — санскритский термин, который можно перевести как духовная практика, или же дословно, как «средство для достижения чего-то».
В этом разделе сделана попытка собрать практические советы для индивидуальной садханы. Они основаны на рекомендациях Сатья Саи Бабы и Института Образования ESSE, а такжена опыте работы Московского центра Сатья Саи.

Сатсанг, наряду с бхаджанами и медитацией, – один из самых распространенных видов духовной работы во многих ашрамах Индии. Это всегда групповая практика, ведь слово сатсанг в переводе с санскрита означает «общение мудрецов» или попросту – духовный кружок.

Урок в школе браминов

На сатсанге в Москве

Урок в школе Путтапарти

Рекомендации по проведению сатсангов представим в виде вопросов и ответов (на основе опыта проведения таких духовных встреч в Московском центре ССБ).

Какова цель сатсангов?

Такого рода встречи не имеют целью получение присутствующими голых знаний. Это есть целый комплекс уроков, затрагивающих язык, ум, волю, чувства, сознание человека. Это уроки выдержки и приятия, речи и коммуникации, доверия и внимательности.

«Цель сатсанга - не получение знаний о точке зрения какого-либо автора или учении того или иного святого. Не информация, но трансформация; не инструктирование, а конструирование должны быть его целью. Примите для себя решение извлечь из сатсангов пользу, практикуя то, о чем вы узнаете! Главное препятствие у многих: «посмотрел, послушал и забыл». Истинное обучение должно проходить по такому плану: чтение, размышление и обязательно – реализация, постоянное применение полученных знаний в жизни. Изучение писаний – это работа ума. Анализ и исследование того, насколько изученное ценно и истинно – это работа разума. Жизнь на основе изученных ценностей и истин – это мудрость».
(ССБ)

Когда лучше проводить сатсанги?

Сатсанги входят в обязательную программу встреч многих духовных центров, которые проходят по воскресеньям. Хотя лучший день для проведения сатсанга - четверг - день Гуру.

Каковы правила проведения сатсанга?

Тема будущего сатсанга, как правило, определяется заранее, ее поручают готовить одному из активистов центра. Вначале сатсанга идет раскрывающий тему доклад, на который отводится 20-30 минут. Далее, для всех участников встречи, предлагается 2-3 вопроса для обсуждения предложенной темы. После этого все присутствующие разбиваются на кружки по 10-12 человек и обсуждают предложенные вопросы. На это отводится около часа. В конце встречи необходимо оставить 10-15 минут для подведения итогов и заключения – в это время руководители каждого кружка докладывают присутствующим обобщенные ответы участников сатсанга.

Духовный кружок – это не только красивый образ, но также определенный способ общения и даже рассаживания во время обсуждения. Желательно, чтобы все участники действительно сидели лицом друг к другу, то есть в круге. Если сатсанги проводятся не на ковре (где можно сесть в круг на полу), то нужно по кругу расставить стулья в зале.

Какое количество людей могут участвовать в сатсанге?

Оптимальное количество людей в кружке это 10–12 человек. Если людей больше, то времени, отведенного для встречи, может не хватить, чтобы высказались все присутствующие, а если в кружке будет мало участников, то будет высказано меньше мнений и суждений.

Напомним, что во многих ашрамах и духовных центрах существует разделение на женскую и мужскую половину. Поэтому, как правило, существуют минимально два кружка. Но если на сатсанг приходит 30-40 и более человек, то необходимо создавать 3, 4 кружка или больше.

Существуют ли правила обсуждения вопросов в таких кружках?

Посредине кружка можно поставить двухстороннюю фотографию Садгуру, а перед началом обсуждения стоит зачитать вслух следующие правила:

1. Перед началом обсуждения мы молчим (1–2 минуты) и внутренне обращаемся к Господу с просьбой дать нам Свет разумения.
2. Мы высказываем свое мнение по очереди (по кругу). Мы можем пропустить свою очередь, если не готовы, и получить возможность высказаться в конце круга.
3. Перед тем как взять слово, мы называем свое имя, чтобы лучше знать друг друга.
4. Мы стараемся выражать свое мнение кратко.
5. Мы стараемся придерживаться темы.
6. При ответе мы следуем принципу «жизненный опыт важнее, чем книжные знание».
7. Мы принимаем любое высказанное мнение, как подарок. Мы не перебиваем говорящего, даже если с чем-то не согласны.
8. Выражая свое мнение, мы воздерживаемся от критики других. Мы понимаем, что здесь не место для дискуссии или споров.
9. Мы имеем право не высказываться и оставаться лишь слушателями.

Почему принята именно такая форма проведения сатсанга?

Мы помним из собственного опыта, что в учебных заведениях существуют две основные формы обучения – лекция, когда все слушают одного (лектора), и семинар, на котором, кроме передачи знаний, преподаватель успевает опросить двух-трех-четырех студентов. Но и в первом и во втором случае нет полного вовлечения всей аудитории в процесс обучения. Кто-то во время лекции может читать детектив, другие слушать плеер, а третьи – играть в «морской бой». То есть эффективность этих форм обучения не очень велика, так как в большей степени присутствует только формальная передача знаний. Сознание студентов в это время дремлет, просыпаясь только тогда, когда преподаватель называет фамилию студента.

Сатсанг – это иная, более интересная, а соответственно и более эффективная форма обучения.

Во-первых, вступительное 20-минутное выступление не так утомительно, как полуторачасовая лекция, поэтому сознание участников не успевает рассеяться. Кроме того, присутствующие помнят, что по окончанию доклада будут поставлены вопросы, на которые им всем нужно будет отвечать. Это также способствует концентрации внимания во время тематического выступления.

Во-вторых, в обсуждении темы и ответах на поставленные вопросы участвуют все присутствующие. А с учетом того, что при обсуждении абсолютно исключена критика или спор, то у людей, которые боятся или не умеют высказывать свои мысли, с течением времени пропадает страх и косноязычие и наоборот, развивается навык речи.

В-третьих, как правило, ответы людей на поставленные вопросы сильно различаются – кто-то видит ответ на вопрос с одной стороны, а кто-то совсем с другой, как говорится – «сколько людей, столько и мнений». А так как одно из правил при ответе - это опора не на книжные знания, а на собственный опыт, то обобщающий ответ на поставленный вопрос получается очень выпуклым и объемным. И это очень важно, так как жизнь обычно не ставит перед нами простые вопросы, на которые требуется ответить односложно «Да» или «Нет». Таким образом, участники встречи не только расширяют собственный кругозор и приобретают знания, но зачастую и проясняют собственные проблемы. А, кроме того, у большинства участников сатсанга всегда возникает чувство сопричастности и единства.

Наконец, такая форма обучения позволяет участникам встречи не только научиться правильно излагать свои мысли, но также слушать и слышать мнения других. Чаще всего в обычном общении мы не всегда слышим собеседника, пытаясь отстоять собственную точку зрения или победить в дискуссии. Здесь же нет критики, спора или полемики, а соответственно пропадает необходимость аппеляции или защиты собственного мнения. Поэтому еще один урок сатсанга – это урок искусства общения, увеличивающий самоконтроль, взаимопонимание и доверие друг к другу.

На сатсанге с Аллой Тер-Акопян

Посоветуйте, какие темы можно обсуждать на сатсанге, и какие вопросы задавать?

Как правило, на сатсангах обсуждаются темы, связанные с духовным становлением человека, общечеловеческими ценностями, яркими событиями в жизни страны, а также речи, послания, выступления вашего Сатгуру. Но возможно также обсуждение и других тем, актуальных для сегодняшнего момента. Как пример, приведем несколько тем для сатсангов, взятых из книги «На ясный огонь».

Тема «Сатья – Истина»

Вопросы:

1. Почему говорят «Бог есть Истина?»
2. Чем отличаются истина и правда?
3. Есть выражение «святая ложь», а разве может ложь быть святой? Ради какой высокой цели можно солгать? Можно ли?
4. Как можно достичь Истины?

Тема: «Дхарма – Долг и Праведность»

Вопросы:

1. Есть ли дхарма у камня, растения, животного, человека, Бога?
2. Аватары приходят на землю восстановить дхарму, что имеется в виду?
3. В какой взаимосвязи находятся дхарма человека и его карма?
4. Приведите примеры дхармических и адхармических поступков.

Тема: «Шанти – Мир»

Вопросы:

1. Чем отличается внутренний покой от внешнего (самообладание, хладнокровие)?
2. Какими методами можно достичь внутреннего мира и как справиться с негативными мыслями и чувствами?
3. Чем отличаются великодушие, равнодушие и малодушие?

Тема: «Према – Любовь»

Вопросы:

1. Является ли ревность признаком любви?
2. Почему любовь часто сопровождается страданиями?
3. «Бог есть любовь». Любит ли нас Бог? А мы его?
4. Можно ли добиться или достичь любви? Что есть истинная любовь?

Тема: «Ахимса – Ненасилие»

Вопросы:

1. «Если тебя ударят по левой щеке, подставь правую» – что это значит?
2. Может ли ненасилие попустительствовать злу?
3. Что это такое - не причинение вреда в словах и мыслях?
4. Какой вред я причиняю сам себе?

Тема «Жертвенность»

Вопросы:

1. Приходилось ли вам в жизни чем-либо жертвовать? Чем?
2. «Он пожертвовал своей жизнью» оправдана ли такая жертва?
3. Приведите характерные черты жертвенности.

Тема «Раскаяние и прощение»

Вопросы:

1. Что означает простить? Можно ли заставить человека простить кого-либо?
2. Объясните строки из молитвы «Отче наш»: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».
3. Все ли и всегда ли нужно прощать?
4. В чем вы сами раскаиваетесь?

Тема «Смирение и приятие»

Вопросы:

1. Чем отличаются смирение от покорности, а приятие от безразличия или робости?
2. Является ли смирение ограничением свободы?
3. Как отличить то, что нужно со смирением принять, от того, что нужно решительно изменить?

Тема «Свобода и ответственность»

Вопросы: 1. Чем отличается свобода от своеволия?
2. Какая связь между свободой, ответственностью и законом?
3. Свобода – это характеристика божественности или эгоистичности?
4. От чего свободен действительно свободный человек?

Тема «Добро и зло»

Вопросы:

1. Что означает «древо познания добра и зла»? Есть ли зло в природе?
2. Почему «благими намерениями вымощена дорога в ад»?
3. Может ли хороший человек совершать плохие поступки, а плохой человек - хорошие?
4. В чем природа добра и зла в человеке?

Тема: «Вера и доверие»

Вопросы:

1. Что означает вера? Во что нужно верить?
2. Какая взаимосвязь между верой, доверием и уверенностью?
3. Поступок Фомы «неверующего» – это позитивное действие?
4. Что может укрепить и разрушить веру?
5. Всегда ли нужна вера?

Тема «Потолок для желаний. Ресурс – Время»

Вопросы:

1. Каким гунам соответствуют: опоздание, спешка и своевременность?
2. Чем отличается отдых от безделья?
3. Хватает ли вам времени для индивидуальной садханы и если не хватает, то почему?
4. Что такое «скука», от чего она возникает и как с ней бороться?
5. «Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Как?

Тема «Потолок для желаний. Ресурс – Деньги»

Вопросы:

1. Чем отличается скупость от экономности, а щедрость от расточительства?
2. Почему в Индии не рекомендуется помогать нищим деньгами?
3. Как правильно осуществлять благотворительность?
4. Как бы вы потратили подаренный вам миллион?

Тема: «Мантры и молитвы»

Вопросы:

1. Чем отличаются мантры и молитвы?
2. Расскажите о ваших любимых молитвах и мантрах.
3. Приведите примеры, когда они вам помогали в жизни.

Тема: «Кто – я?»

Вопросы:

1. Чем схожи и чем отличаются человек и животное, человек и Бог?
2. Как устроен человек?
3. Почему ведические писания утверждают, что «Мы – Боги?»

САДХАНА или духовные практики