Топ-100
Несколько слов:

Поиск по сайту

Индийская ж/д

Железнодорожное сообщение – самый популярный вид транспорта в Индии, поэтому практически всегда и во всех направлениях поезда ходят заполненные. Если вы предполагайте путешествовать по Индии по железной дороге, имейте в виду, что билеты нужно заказывать заранее. На большинстве железнодорожных станций имеются компьютерные системы, позволяющие резервировать билеты для поездки в любом направлении. В крупных городах есть специальные ж/д кассы для иностранцев, например, в Дели и Бомбее – в международном аэропорту, где предусмотрены специальные квоты на билеты. Если билетов на ближайший поезд нет, а ехать нужно, поговорите с начальником вокзала, возможно, он выделит вам билет из собственной брони или кассы возврата. В случае абсолютного отсутствия мест можно попытаться уехать с билетом «листа ожидания» (WL – Waiting List), который дает право посадки на поезд, но это билет без конкретного спального места.

Имейте в виду, что российское представление об уровне комфорта в вагонах поезда не совпадает с индийской действительностью. В российской практике для длительных переездов используются 4 типа вагонов – СВ, купе, плацкарт и общий. Причем вагоны любого класса имеют отопление. В индийских поездах разделение по уровню комфорта происходит, в первую очередь, по наличию или отсутствию в вагоне кондиционера. Вагонами повышенного уровня комфорта считаются кондиционированные купе со спальными полками для 2-х, 4-х или 6-ти пассажиров, причем роль двери в купе заменяет шторка. В таких вагонах всегда комфортная прохлада, чисто, выдают постельное белье, и нет посторонних, так как в вагоне обязательно присутствует проводник.

Некондиционированные вагоны менее комфортабельны, хотя они имеют такие же 2-х, 4-х и 6-ти местные купе, но есть также сидячие и общие вагоны. Каждое купе в таких вагонах оборудовано индивидуальными вентиляторами, но постельное белье, также как и проводник, не предусмотрены. Поэтому здесь не всегда чисто, бывает слишком много пассажиров (многие едут с билетами WL – то есть без места), ночью в вагоне сквозняки, а днем – жарко.
Соответственно отличается и стоимость железнодорожного билета. Самый дорогой переезд в вагоне класса 1А, то есть в четырехместном купе. Отметим, что далеко не все поезда имеют вагоны класса , а в некоторых поездах может быть только один такой вагон, и даже только половина вагона (4 купе) такого класса. Это связано с тем, что стоимость переезда оказывается близка к стоимости авиаперелета.

Для европейцев самым оптимальным вариантом поездки на поезде являются вагоны класса и (соответственно, 4-х и 6-ти местная кондиционированная плацкарта). Желающие максимально сэкономить на поезде могут воспользоваться самым недорогим вариантом переезда, купив билет в спальный некондиционированный вагон (Sleeper Class).

Индийские вокзалы
Вокзал в любом большом городе – это огромный муравейник, где жизнь буквально кипит. Кроме уезжающих, приезжающих и встречающих, здесь постоянно толкутся продавцы и покупатели, здесь спят, едят, читают, а иногда и живут прямо на полу. Не исключением являются также вокзалы в Дели, Бомбее, Бангалоре и других индийских городах. Кстати, на вокзале будьте особенно внимательны к своим вещам – это, пожалуй, единственное место в Индии, где с вами может случиться такая вполне банальная история, как кража. Если, оставив у стеночки чемодан, вы отойдете купить в палатке мороженое, а по возвращению его не обнаружите – это нормально не только в Москве или Тамбове, но также и в Дели или Бомбее.На большинстве индийских вокзалов имеются камеры хранения. Пользуясь ими, обязательно запирайте чемоданы и сумки, не теряйте квитанции и уточняйте время работы, чтобы получить свой багаж вовремя. Также на многих станциях есть комнаты отдыха, попасть в которые можно в порядке живой очереди, правда, зачастую все они заняты. В здании вокзала всегда можно пообедать и купить необходимые в дорогу товары, фрукты и воду. Но этот нехитрый сервис по такой же цене есть практически на каждой станции и на каждой железнодорожной платформе. Имейте в виду, что на вокзалах Индии, включая и платформы, курить запрещается.

Фото 8.6 Индийский поезд

Практически все вокзалы в Индии многопутные, и оборудованы навесными мостами для того, чтобы попасть на нужную платформу. Предполагаемое место остановки вагонов поезда отмечено белой краской на самой платформе (номера нанесены прямо на полу). На специальных стендах на платформе и на самих вагонах вывешивается компьютерная распечатка списка пассажиров поезда с указанием фамилий и номеров мест. Чаще всего кондиционированные вагоны (в обозначении есть буква «А»), находятся ближе к локомотиву, а не кондиционированные – в конце состава, например, А1, А2, А3…; S1, S2,… S18. Тем не менее, для того чтобы во всем этом разобраться, следует приезжать на вокзал заранее, минимум за час до отправления поезда. Еще раз – вам нужно найти «свою» платформу и путь, от которого отправляется поезд, а также «свой» вагон и место.

В больших городах Индии, так же как, например, в Москве, имеется несколько вокзалов. В Дели и Бомбее их по три. Поэтому, пожалуйста, внимательно прочитайте ваш билет и уточните название вокзала, от которого будет отправляться поезд.

Вокзалы в Дели
В Дели есть три железнодорожных вокзала: Нью-Дели (New Delhi), Низамуддин (Nizamuddin) и Дели (Delhi), который иногда называют Олд Дели. Рассмотрим особенности первых двух, так как именно отсюда идут поезда в ашрам Шри Сатья Саи Бабы.
Вокзал Нью-Дели (New Delhi) находится практически в центре города. Несомненное достоинство этого вокзала – это расположенный рядом популярный базарно-туристический район Пахарганж (Pahar Ganj) и улица Мэйн Базар (Main Bazar), на которой находится около сотни небольших и дешевых гостиниц. Поэтому здесь несложно скоротать время в ожидании поезда, а заодно помыться, переодеться, отдохнуть и сделать необходимые покупки, но главное – отсюда в любое время за 20-30 минут вы сможете пешком добраться до вокзала. На 2-м этаже этого вокзала находятся кассы «для интуристов», где обычно имеются квоты на поезда большинства направлений. Поэтому, если вы подойдете сюда утром к 09.00, то есть к открытию кассы, то вероятность покупки ж/д билета будет весьма высока.
От вокзала Нью-Дели отходят поезда в большинстве южных направлений, например, в Агру, Бомбей, Бангалор, Мадрас, Кочин и т.д. Также, именно от этого вокзала ежедневно, в 21.15, отходит в Бангалор поезд №2628 «Карнатака Экспресс».
Вокзал Низамуддин (Nizamuddin) расположен в восточной части города, недалеко от самой величественной мечети столицы – Джама Масжид. Увы, в районе этого вокзала нет недорогих гостиниц, поэтому, если вы приобрели билет на поезд «Rajdhani Express», который в 20.50 отходит от этой станции, тем не менее, проведите время ожидания в гостинице на Мэйн Базаре. Вам только будет необходимо оставить в запасе дополнительный час на дорогу до вокзала Низамуддин на такси или моторикше.

Вокзалы Бомбея
В Бомбее также имеется три железнодорожных вокзала: Виктория (Victoria Terminus, сокращенно – VT), Бомбей Центральный (Mumbai Central, сокращенно, MC или МСST) и станция Lokmanya Tilak (Локманья Тилак) или Кurla (Курла).
Вокзал Виктория (Victoria Terminus) – самый известный в городе, он представляет собой шедевр архитектурного искусства. На этот вокзал приезжают не только пассажиры, но и множество туристов и гостей Бомбея, чтобы полюбоваться зданием и сделать памятные фотографии. В 2001-м году этот вокзал был переименован и получил название «Chhatrapati Shivaji Terminus», в честь великого правителя и борца за освобождение Индии – Шиваджи.
Вокзал Бомбей Центральный (Mumbai Central, МСST), так же как и станция Курла (Lokmanya Tilak, LMTT) функциональны и представляют интерес только тем, что именно отсюда отправляются поезда в направлении Бангалора.

Вокзалы в Бангалоре и Путтапарти
Вокзал в Бангалоре один, он находится в центральной части города. Рядом с вокзалом расположена автостанция, от которой отправляются автобусы, в том числе в Путтапарти. Специальных «туристических» касс на вокзале нет, поэтому для приобретения ж/д билета необходимо стоять в общей очереди. Вокзал большой, многолюдный, имеет шесть платформ для отправления поездов, поэтому, чтобы при отправлении во всем разобраться, приезжайте заранее.
Вокзал Путтапарти. Эта железнодорожная станция была построена в 2000-м году и официально носит такое же имя, как и ашрам Свамиджи – Sathya Sai Prashanthi Nilayam, или сокращенно, SSP Nilayam. Это небольшой, всегда чистый и «нарядный» вокзал.

Индия – первое прикосновение