Топ-100
Несколько слов:
Знания 154-175

[154] Имя Хари - как сияние Восходящего Солнца, которое рассеивает темноту заблуждения; Оно столь же светоносно, столь же универсально, и священно. Ни на миг не злоупотребляйте этим священным Именем! Не теряйте ни секунды без воспоминания об этом Имени. Помните, что сладость этого Имени, повторяемого Прахладой, одолела сердца Асуров, слушавших его; дети Асуров повторяли это Имя вместе с Прахладой и, ведомые им, начинали радостно петь и плясать, вооружившись топорами для защиты своего лидера!

[155] Имя Господа, которое способно изменить Асурический характер и превратить его в нектар, является поистине райским блаженством Шанти для всех, для всего мира. Непрерывное повторение этого Имени, сильная любовь к этой Форме и этому Имени, вот что заслуживает названия Бхакти (Преданность). Бхакти означает высшую, самую чистую Прему (Любовь), направленную к Господу. Каждый может достичь этой Бхакти; дверь Бхакти-йоги открыта для всех. Единственное требуемое удостоверение - это желание освобождения, Мокши. Это желание дает Человеку право на его наследство.

[156] Естественно, такая Према может проявиться лишь после познания Славы и Великолепия Господа, а также Его Внутренних Качеств Всеведения, Всемогущества и Постоянного Присутствия во всем Мироздании. Тот, кому ниспослана такая Према, кто всегда живет с Господом, тот обязательно будет освобожден.

[157] Что означает выражение "знать Бога?" Оно означает "любить Бога". Знание без преданности рождает зло; такое знание ведет к власти, которой злоупотребляют; оно не заслуживает того, чтобы называться знанием; это - невежество, ошибочно принимаемое за свою противоположность. Только через Бхакти Знание (Джнана) становится устойчивым и глубоко укореняется.

[158] Каков признак Обладающего Знанием, Джнани? Это - Према, наличие постоянно расширяющейся Премы. Когда Бхакти или, иначе говоря, любовь к Господу проявляется, Невежество шаг за шагом отступает. Бхакти и Ненависть не могут сосуществовать; они противоположны друг другу, а Бхакти и Любовь одной и той же природы.

[159] Мирской человек заражен любовью только к материальным объектам; но та же любовь, когда она принимает форму Бхакти или Любви к Богу, ведет человека к осознанию самого Божества. Слово 'Раса' обозначает как влечение к мирским объектам, так и страстное желание радости Божественной реализации.

[160] Последствия Кармы уменьшаются посредством прохождения через них, и тогда вы рождаетесь заново. Но плоды Бхакти (Преданности Богу) никогда не умаляются, они длятся вечно. Освобождение вечно; оно никогда не кончается. Поистине Бхакти является реальной техникой для освобождения человека, это - Садхана par excellence (в наивысшей степени). Любая другая техника основана на этой.

[161] Бхакти, Преданность Богу, и Джнана, Мудрость - как пара волов в повозке, которую они должны тянуть вместе. Каждый должен не отставать от другого и помогать двигать повозку быстрее. Джнана должна помогать усилению Бхакти; Бхакти должна способствовать росту Джнаны.

[162] Именно благодаря этой взаимопомощи, этому сотрудничеству пастушки Бриндавана, Гопи, были способны достичь Мокши (Освобождения); их Бхакти (Преданность) к Господу Кришне ниспослала им также Наивысшую Джнану (Знание). Итак, сущностью Бхакти, точно также как и Джнаны, является ... Шанти, высший тип Шанти, Прашанти. Прашанти ведет человека к Праканти, Славе Духовного сияния, и отсюда к Парамджьети, Сверхсиянию Высшего Откровения.

[163] Джнана сопутствует Бхакти; это ее составная часть. Любовь, обращенная к Господу, является наиболее благотворной. Она производит величайшую Субху. Она не привязывает человека к земле. Она ведет его за руку по пути к Мокше (Освобождению). Она автоматически освобождает его от всех типов связей и привязанностей; нужно только стараться избегать дурной компании. Постоянное пребывание в благом общении будет развивать чувство отрешенности.

[164] Последователь пути Преданности, Бхакти, провозглашается более удачливым и считается выше, чем приверженец пути Кармы (Деятельности), Джнаны (Мудрости) или Йоги. Он - совершеннее, чем Йоги, Саньяси, Джнани и Садхаки, которые осваивают дисциплину Кармы.

[165] Вот причина, почему Кришна призывал Арджуну в Гите стать великим Йогом. Кроме того, Он также сказал: "Среди Йогов тот, кто неуклонно медитирует на свое "Я", как погруженное в Меня, действительно обладает высшей Бхакти". Тогда Арджуна спросил Его: "Среди этих, чтящих Тебя таким образом, и тех, кто чтит Тебя как Неуничтожимого, Непостижимого и т.д. ... кто среди них, О Господь, больше преуспел в Йоге?". На это Кришна ответил: "Любой, кто сосредотачивает на Мне свое сознание и почитает Меня, любой, кто всегда непоколебим и полон ликования, тот достиг большего успеха". Поэтому Шраддха, Вера, всегда существенна в духовных делах, связанных с Богом. Шраддха не имеет ограничений, и, таким образом, ее результаты также не имеют изъяна. Плоды всех действий, выполненных в поисках Богопознания, зависят от Садхан (Духовных практик); Джнана (Мудрость) - более от внутренней Садханы, а Бхакти (Преданность) - более от внешней Садханы.

[166] Когда сам Брахман является целью, это становится Джнаной (Мудростью). Шраванам, или слушание бесед о Шастрах и т.д., Мананам, или вызывание в уме того, что было услышано, и Нидидьяса, или размышление над вещами, вызванными из памяти - через все это нужно безостановочно пройти до тех пор, пока Бхакти (Преданность Богу) полностью не разовьется. Вместо этого бхакты часто обращаются с Богом так, как будто они торгуются или заключают сделку! От такого отношения нужно отказаться. Кем бы ни был человек, он не должен просить у своего Бога или Иштадеваты ничего, кроме Бхакти или Премы. Если же он так делает, он не является истинным Бхактой. Непрерывный поток Премы (Любви) к Стопам Господа - вот истинное Отречение. Только такое отречение обеспечивает и гарантирует Шанти, истинную Шанти.

[167] Обучение бывает двух видов: прямое и косвенное. Обучение через Веды и Веданги, дедукцию и индукцию, рассуждение и вывод является косвенным. Когда это понимание переживается и осознается на опыте, оно становится Прямым. Парабрахман, который есть Сатья (Истина), Джнана (Мудрость) и Ананда (Блаженство), является самоочевидным, и, таким образом, Его понимание в лучшем случае может быть только косвенным. Если посмотреть с одной из точек зрения. Брахман не признает ни косвенного подхода, ни прямого; Он уникален и находится за пределами их обоих. Для обретения этого прямого знания Абсолюта первым требованием является Садхана (Духовная практика), а первой ступенью в этой Садхане является служение Садгуру (Учителю) с полной верой и полным подчинением ему. Садгуру также должен постоянно и доступным способом объяснять Садхаку природу Брахмана. Когда ученик осознает это наставление, он обретает Парокшаджнану или Непрямое Знание. Эта Парокшаджнана сама может преобразиться в Апарокшу или Прямое Знание посредством постоянной Мананы, или Постоянного Повторения, Обдумывания в Уме, Манасе. Непрямое Знание столь же непостоянно, как и буквы, написанные на воде, в то время как Знание, полученное способом Апарокши, несмываемо, как буквы, высеченные на камне.

[168] Когда мы слышим слово 'лошадь', перед нашим мысленным взором предстает облик 'лошади'. Точно так же при слове 'Брахман' в сознание входит сущность Брахмана. Вот что называют Дхьяной (Медитацией) сведущие в Садхане Чатуштайе, или в Первых Принципах Садханы. Чтобы укрепиться в Дхьяне, стремящийся должен развивать контроль над чувствами и страстями, то есть Саму, Даму, а также отношение к действию без какого-либо желания плодов действия. Любой адепт, обладающий Шестью Качествами, Самой, Дамой и т.д., легко увидит мысленным взором Форму, Сварупу, Брахмана как только услышит описание Его природы. Пхалабхогавирага, или отречение от желания наслаждаться плодами своего действия, также существенно. Когда это отречение глубоко укореняется, Читта, Основа Сознания, становится чистой, и Упаратхи, или Отвлечение Чувств от объективного Мира становится возможным.

[169] Йога также бывает двух разновидностей: Раджа-йога и Джнана-йога. В Раджа-йоге есть Восемь Стадий, которые должны быть хорошо проработаны и осознаны. Из них некоторые являются внешними, другие - внутренними. Это путь Ариев. В Джнана-йоге вообще нет 'внешнего'. Обе эти йоги имеют своей целью успокоение волнения всех уровней Сознания. Для тех, кто успокоил все эти волнения, все становится Брахманом. Важнее для этой цели Джнана-йога, нежели Раджа-йога; по крайней мере таково мнение Познавших Брахмана: они говорят: "Вот объект для познания и достижения".

[170] Но, согласно Мудрости Упанишад, прямое знание Брахмана может быть получено Восьмиступенчатой Йогой, которую составляют: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи.

[171] Яма: Яма включает Ахимсу (Ненасилие), Сатью (Правдивость), Астейю (Неприсвоение чужого), Брахмачарью (Целомудрие) и Апариграху (Неприятие даров).

[172] Вот обычное значение, придаваемое Яме, но я бы вместо этого сказал, что она означает отказ от привязанности к телу и чувствам. Сущность Брахмана (Который в действительности лишен Имени, и Формы, и Свойств, который Бесконечен, лишен как радости, так и печали, всех изменений, который Вечен и Сродни Сат-Чит-Ананде) выглядит по причине Заблуждения как все это Мироздание (наделенное всеми Свойствами и Модификациями, а именно Именем, Формой, превращениями подъема и упадка, Радости и Скорби). Эта видимость имеет Окончание; она имеет различные другие ограничения; она кажется вечно движущейся и поэтому названа Самсарой. Таким образом, эта сущность Брахмана проявляется и в индивидуальной форме, Вьяшти, и в коллективной форме, Самашти, и вводит в заблуждение даже великих Ученых и Пандитов.

[173] Одно-единственное Сознание, Чайтанья, проявляется различными способами как все это многообразие. Поэтому мы говорим о частном и о Коллективном, т.е. о собрании Частностей. Конечно, частное (Вьяшти) является наложением на Брахман, наложением, подобно тому, как мы видим змею вместо веревки, озеро в мираже; каждое из трех тел, Стхула, Сукшма и Карана (грубое, тонкое и причинное), является само по себе для Познавшего Брахмана наложением. Говорить, что это реально или нереально - неправильно; это не является ни реальным, ни нереальным, это - Митья (Обман). Невежественный человек, попавший в сети этого Заблуждения, верит, что Мирская жизнь, Самсара, длится вечно и является источником счастья.

[174] Ложно отождествляя себя с телом, люди страдают от привязанности к своим матери, отцу, жене, детям, родственникам и друзьям. Они не осознают (через постоянное созерцание Брахмана, обладающего свойствами Сат-чит-ананды (Бытия-сознания-блаженства), через постоянное разграничение между неизменным и изменяющимся, через общение с праведными, служение мудрым и обретение чистоты интеллекта), что они не имеют ни тела, ни чувств, что они есть Брахман (сущность и Основа, Адхиштана, трехмерного Тела и все остальное). Утверждение интеллекта в этом Сознании - это реальное отречение, Вайрагья, тела и чувств, заключенное в слове Яма, как определялось выше. Вот что называется Ямой в Джнана-йоге.

[175] Радость в момент благосклонности судьбы и печаль в момент неудачи, ошибочное восприятие боли тела и чувств как своих собственных, такие двойственные отношения и ощущения должны быть преодолены. Шаг за шагом отождествление себя с телом и чувствами должно быть преодолено; это - признак обретающего Ангу Ямы. Эта Анга, часть, - сама основа Джнана-йоги.