Топ-100
Несколько слов:
Знания 132-153

[132] Атман ошибочно определяют словом Я, Ахам. Как видимое может быть Тем, кто видит, Вечным? Как тело может быть истинным Я? Когда такая ошибка допускается, не может быть ни мира, ни радости. Лишь осознав и пережив эту истину, человек может достичь Шанти.

[133] Атмана нужно осознать как отличного от этого видимого мира, дришьи, т.е. всего того, что 'видимо'. Это возможно, только когда индивидуум обладает Различением, Вивекой, способным избавить его от связи с Пракрити и освободить от Незнания, Авидьи, внушающего ему, что 'видимое' реально. Такое Различение достижимо благодаря практике Аштанги, Восьмиступенчатой Дисциплины, которая рассеивает Неведение, затмевающее Интеллект. Только тогда Интеллект становится чистым и острым и направляется к Атману. Невежественные люди, для которых недосягаемо познание Атмана, заблуждаются в вере, будто они могут черпать радость из объективного мира, воспринимаемого их чувствами. Но если кто-то из них немного поразмыслит, он обнаружит, что даже небольшая радость, полученная таким путем, окажется тем же Блаженством Атмана, Атманандой, а не чем-то другим! Ибо все и везде является Блаженством и Сладостью Бессмертия, Анандой, Амритой. Все Блаженство (Ананда) - это блаженство Атмана (Атмананда).

[134] Если можно найти отдых в бесконечном спокойствии настоящей Полной Луны, плывущей по небу, кто же будет удовлетворен нарисованной луной, с нарисованным на куске холста лунным светом? Кто пожелает вообще бросить на нее взгляд? Как говорит пословица, "Зачем медоносной пчеле пить горький сок?"

[135] Точно так же Садхак, вкусивший нектара самопознания, познания Атмана, никогда после этого не найдет удовольствия в чувственном объективном мире. А тот, кто сосредоточен на нарисованной луне, никогда не увидит настоящей. И люди, обманувшиеся привлекательностью Пракрити, Материальной природы, бредут наощупь в своем незнании Атмана и барахтаются в нереальном многомерном мире, образованном тремя гунами. С другой стороны, просвещенный человек, ищущий Реальность, отбрасывает мерцающую ложь и черпает наслаждение в Атмане, испытывая при этом Мир, Шанти.

[136] Поэтому старайтесь никогда не принимать Дришью, 'видимое', за постоянное или истинное! Вы не можете восторгаться ничем иным, кроме Океана Блаженства Безраздельного, Неделимого Атмана или Брахмана. Вы можете черпать истинное и полное удовлетворение только в сладостном и полном смысла переживании Самого Парабрахмана; лишь Он может дать избавление от круговорота рождений и смертей. Эти нереальные вещи никогда не принесут удовлетворения; настоящее лишено существования и значимости. Ничто, за исключением Атмана, никогда и никоим образом не подарит нам блага и не принесет никакой Шанти. Ничто другое не прекратит наши страдания и не изольется на нас ливнем Блаженства, Ананды.

[137] Все, за исключением Атмана, есть Асат (He-бытие, Не-существование), подобно серебру в перламутре, подобно воде в мираже; заблуждение, ибо реальное серебро, которое можно осязать, или реальная вода, которой можно смочить горло, отсутствуют. Точно так же, когда вы основываете свою жизнь на чувственном объективном мире, являющемся Ан-атмой, созданным невежеством, Авидьей, вы никогда не сможете достичь счастья или радости. Такие живописные плоды воображения не могут утолить голод, увлажнить горло или удовлетворить желание. Только Реальное может даровать это.

[138] Также лишь достижением Брахмана можно добиться избавления от постоянно повторяющихся страданий Самсары (Мирской жизни). Истинный Шанти нельзя обрести с помощью желаний и стремлений, учебы и учености, величия и известности. Он может прийти только через переживание Атмана, хотя бы в небольшой степени.

[139] Одной лишь силой воображения можно представить в одно мгновение какой-нибудь вид в Америке, но можно ли реально оказаться там в тот же самый миг? Нет. Бесполезно что-то представлять и оформлять в своем воображении; это должно быть пережито в уме, слове и в теле. Только тогда можно утверждать, что обладаешь истинным Шанти. Таким образом, просто знание о Брахмане, Шанти (Мире), Сатье (Истине) или Сакшаткаре не ведет никуда; вы даже можете осознавать, что в них есть Ананда (Блаженство); но все это бесполезно. Вы должны посвятить свою жизнь завоеванию этого Блаженства, переживанию его и заняться дисциплиной, необходимой для его обретения. Только тогда вы заслужите Милость Господа и достижение Брахмана; только тогда вы сможете получить истинное Блаженство.

[140] Именно этой дисциплине различными способами учит 'Вивекачудамани'. Тот, кто неуклонно следует ее учению, может вкусить нектар Атмического Блаженства, может достичь цели своей Жизни. Лишенный скорби, неизбежной при соприкосновении с чувственными объектами, не имея стремлений и желаний, человек должен быть погружен в Блаженство Собственной Истинной Реальности. Из всех живых существ только человек обладает способностью достижения этой Наивысшей Радости. Как трагично, что он пренебрегает этим правом и бродит в поисках мелких удовольствий от пустой мишуры! Человек - как ребенок, который играет с игрушками и палками и называет их слонами и лошадьми; но он не сделает их настоящими слонами и лошадьми. Невежественные люди играют со всей серьезностью, представляя объекты мира реальными, и они смеются и плачут от радости и горя, они расцветают при взлете и поникают при падении. Но это не делает Майю Джагата (Иллюзию Вселенной) более реальной.

[141] Когда вы погружены в Сушупти, или глубокий сон, что происходит с вашими радостью и горем, приобретениями и потерями? В этом случае они нереальны; не обретают они реальности и позднее, не так ли? И в том, и в другом случае они лишь создания вашего воображения. Тот, кто постиг эту тайну, будет вечно ликовать в Радости Общения с Самим Собой, в созерцании Собственной Внутренней Реальности. Это есть истинная и непреходящая Радость.

[142] Итак, слушайте, все Садхаки! Вы, чья Истинная природа - Атмическая! Старайтесь открыть ваше истинное Я, вашу подлинную Реальность; обретите знание, что Вы есть Атман; черпайте ликование лишь в Атмане; вкушайте Неослабное, Несравненное, Неограниченное Блаженство Осознания Реального Я. Пусть Время погрузится в Того, чьей Формой Оно является; это - установленная задача для человека. Как учит "Вивекачудамани":

"Джнана ракшам самадритья Джнане судрдхаван бхаветх

Са эва ниратхам свасмин сванандаманубхуньятхе."
 

"С помощью амулета Джнаны, повязанного вокруг руки, можно избежать вредного влияния отвратительных звезд, называемых чувственными влечениями". Но человеку не следует давать свободный выход чувствам, исходя из уверенности, рожденной сознанием Джнаны. Нужно всегда быть бдительным по отношению к внешнему миру; нужно всегда быть погруженным в созерцание своей собственной Внутренней Реальности. Это - признак познавшего Высшую Истину. Когда человек постоянно пребывает в этом состоянии, светоносная Истина всегда будет сиять перед его умственным взором, и Дришья, или Объективный мир, растает. Если видимый мир, или Дришью, наложить на этот безраздельный неделимый Брахман, он будет не более реален, чем башни и бастионы города в облаках. Может ли кто-нибудь построить замок в воздухе и жить в нем? Эфир, Акаша, - это, конечно, ваша основная Форма или Рупа; но вы не можете воздвигнуть там город по этой причине. Башни и бастионы, которые представляются вам в облаках, - это нереальные и лишенные основы создания вашего собственного воображения. Точно так же и в Бесформенном Парабрахмане, подобном Акаше (эфиру), вся эта наложенная Джагат (Вселенная) является ложной и не имеющей основания. Все - это только Сознание, Чайтанья, Недвойственного, Несравненного, источающего блаженство Парабрахмана.

[142] Постоянно наслаждайтесь Шанти, который есть результат остановки всех ментальных волнений. Не позволяйте уму бежать вслед за тем или этим. Научите его сохранять спокойствие. Держите подальше от себя ментальные реакции, вызванные контактом с внешним миром. Тогда вы можете стать просто Существованием, Сат; это состояние Муни или состояние за областью чувств, где их влияние заканчивается. Это - истинная Сакшаткара, Цель Жизни.

[143] Сказано: "Моунам бхаджасва". Но что такое Моунам, (Молчание)? Это слово не означает - держать рот закрытым; оно означает пребывание вне сферы чувств и постоянное утверждение себя в осознании своей собственной Реальности. Вечное Блаженство, Ананда, - это также и вечный Ум, Шанти. Когда ум отодвигается от внешнего мира, язык также умолкает; когда все чувства следуют тому же, это и есть истинная Тишина, Молчание - Моунам.

[144] Эта стадия не может быть описана словами; она не может быть сообщена другим как 'такая-то и такая-то'. Она относится к области опыта. Моунам означает: "Парабрахма Сварупа, Истинная Форма Парабрахмы, находящаяся за пределами всего этого". Тот, кто достиг Ее, пребудет в высшем Шанти и высшем Блаженстве. Если деятельность интеллекта успокоена и если Интеллект покоится в Брахмане, человек сливается с Брахманом, 'Парабрахмамайям'. Нужно созерцать весь этот мир как бы издалека, незаинтересованно. Пракрити (человеческая Природа) может быть побеждена только такими средствами. Такие люди избегнут ловушек интеллекта, порождающего сомнения, заблуждения и двойственные отвлечения от Атмической реальности.

[145] Буддхи, или интеллект, - это наипервейший инструмент, он должен быть очищен от ржавчины чувственного мира или Пракрити и сиять своим собственным первозданным блеском. Буддхи не должен колебаться, волноваться или даже активизироваться; ибо когда это происходит, мир оказывается многомерным и имеющим множество форм. Когда Буддхи спокоен, человека охватывает Шанти; он погружается в Теджас, Сияние; он пребывает в Аканда парипурна ананде - Бесконечном Высшем, Полном Блаженстве. Эта стадия также называется Нирвикальпой, Нирвикальпа-моунам.

[146] Поэтому пусть все Садхаки, благодаря своей упорядоченной жизни и неослабевающим усилиям, утвердятся в знании собственной Сварупы, своей собственной Реальности. Пусть они отвратят ум прочь от мира Дришьи, будут постоянно созерцать Параматму, обретут покой ума, уйдут от всякого контакта с чувственным миром, растворятся в Ананде, Блаженстве, и познают себя как Единого.

[147] Это - Удасинибхава, стадия Незаинтересованности, состояние личности, познавшей Истину. Ничего другого более не будет, все что есть - это Он сам. Святые Шука, Санака, Сананда и другие достигли Блаженства этого несравненного Шанти. У них нет боли, сомнения или смятения, так как у них нет необходимости в дальнейших мыслях или исследованиях; их не беспокоят какие-либо изменения или модификации, ибо и у Атмана их нет! Если человек хоть раз вкусит эту сладость, он больше не будет внимать каким-то другим словам или отвлекающим аргументам; он никогда больше не будет занят какой-либо рассеянной мыслью; никогда больше его не захватит никакая уводящая в сторону привязанность. Он будет стойко держаться своего убеждения.

[148] Среди всех созданных существ особым свойством человека является Вивека, его способность различать. Он, таким образом, всегда обязан действовать, используя свою способность к различению. Но существуют две силы, ставящие преграды на его пути: одна - это невежественные люди, которые толкают его к бездействию, а другая - Учителя Санкхьи. Первая группа состоит из людей, которые хотя и могут воздерживаться от деятельности с помощью чувств, но не способны удалить свой ум и продолжают совершать действия в уме. Таким образом, их Неактивность бессмысленна и нереальна; это есть Митья.

[149] Санкхьяны используют целый ряд аргументов против Действия или Кармы. 'Карма вызывает Пунью и Папу, Добро и Зло' и, таким образом, говорят они, 'мудрые должны отказаться от всякой Кармы'. В Бхагавад Гите Кришна ответил на этот аргумент и показал путь, как извлечь благо из Кармы и избежать зла. Далее они говорят, что если вовлечься в Карму, результатом явится смесь из боли и радости, приобретений и потерь, и это поведет деятеля либо в небеса, либо в ад, либо обратно на землю, другими словами, к определенной зависимости. Поэтому они призывают людей отбросить Карму и предаться бездействию. Гита содержит ответ и на это. Карма несет зависимость, только если ею заниматься, имея в виду результат. Исполняемая без всякой мысли о результате, она, напротив, ведет к Освобождению или самой Мокше! И даже освобожденные личности вовлекаются в Карму, хотя и не черпают оттуда никакой выгоды, а занимаются ею лишь для блага и процветания мира! Другими словами, что бы ни делал освобожденный человек, это должно автоматически вести к процветанию мира. В Карму нужно вовлекаться; это - средство сохранения Шанти, уже завоеванного ранее.

[150] Если и есть что-либо слаще, чем все сладостное в мире, благоприятнее, чем все благоприятное в мире, святее, чем все святые объекты, то это воистину Имя Господа... или Сам Господь. Откажитесь от компании тех, кто живет мирским умом, от общения с теми, кто заражен Асурическими, демоническими качествами. Избегайте любого типа неправедных; всегда ищите компании мудрых, праведных. Находите убежище в Нараяне; Он, Чистый, есть совершенное воплощение Шанти, Мира, Счастья и Джнаны, Мудрости. Он, Шри Хари, обитает внутри каждого. Он постоянно пребывает там, где преданные славят Его Имя искренне и в сосредоточении. Таким образом, прежде всего вы должны практиковать интенсивную Бхакти, Преданность, по отношению к Господу. Тогда вы обязательно достигнете действительного и постоянного Счастья и Мудрости.

[151] Какая польза гоняться за мимолетными удовольствиями чувств? Поклоняйтесь Хари, живущему в вашем сердце, т.е. ближе к вам, чем ваш лучший друг, ваши отец, мать или гуру, Хари, являющемуся для вас всеми ими, и даже более, чем ими. Физическое тело, ради чьего блага вы жаждете всего этого комфорта и роскоши, подвержено разрушению и разложению, однажды оно станет пищей для червей и шакалов. С другой стороны, Хари рождает Радость и трепет Святой Любви. Предложите Ему свое сердце; ничего более Он не желает от вас. Его нельзя завоевать какими-то другими средствами, ни беспредельной ученостью, ни помпезными обетами или красочными ритуалами.

[152] Из короткого отрезка человеческой жизни одна половина тратится на сон; другая растрачивается на удовлетворение глупых желаний, на бессодержательную старость, на беспомощное невежество детства и отрочества, на несчастье, тяжкий труд и болезни. В зрелости вы можете посвятить себя какой-то полезной деятельности; остерегайтесь истратить даже это время на глупое следование чувственным удовольствиям. Используйте хотя бы эти драгоценные годы на созерцание славы Господа, на еще более неколебимом сосредоточении вашего ума на Его Лотосоподобных Стопах, чтобы таким образом пересечь обширный океан Рождения и Смерти.

[153] Таким образом, практикуйте постоянно и при любых обстоятельствах памятование, с любовью и преданностью, Имени Господа. Это Имя - как удар грома, способный сокрушить горы греха. Оно - незаменимое лекарство от ужасной болезни заземленности. Это Имя обязательно ниспошлет вам Шанти!