Топ-100
Несколько слов:
Миф=Митхья

МИФ = МИТХЬЯ

Эта книга исследует индуистскую мифологию. За этой мифологией стоит миф. За мифом скрывается правда: унаследованная правда о жизни и смерти, о природе и культуре, о совершенстве и возможностях его достижения, об иерархиях и горизонтах.

Содержание

Посвящается всем богам и богиням, божествам, демонам и ангелам, которые есть в этой книге.

пандит Др. Девдут Паттанаик,
переводчик с английского - Олег Шива


Вступление: Миф = Митхья (мираж*)

* Митхья – мираж, который должен быть развеян для достижения освобожденияи реализации истинного "Я".

Каждый из нас в той или иной степени живет в мифе. Для многих из нас эта идея покажется довольно странной. В общепринятом понимании миф – это вымысел, в то время как каждый из нас думает, что его жизнь реальна. Но реальность имеет достаточно много проявлений, некоторые из них субъективны, а некоторые объективны, некоторые логические, некоторые – интуитивные. Некоторые – культурные, некоторые – общечеловеческие. Одни основываются на фактах, а другие опираются на веру. Миф же – это субъективная и интуитивная правда, основанная на вере, в контексте определенной культуры.
Философы Древней Греции обращались к мифу как к легенде, они различали мифологию и логос ("логос" – практическое знание). Из мифологии пришли интуитивные сказания, а из логоса – разумные размышления. Расцвет творчества, искусства, а также пророчества являются следствиями мифологии. Из логоса появились все науки и математика. Логос объясняет - как восходит солнце, рождаются дети, он привел человека на Луну. Но логос так и не смог объяснить – для чего все это. Почему восходит солнце? Почему рождается ребенок? Для чего человек существует на земле? Для ответа на эти вопросы мы обращаемся к мифологии. Мифология придает всему существованию смысл, значение и ценность.
Древнеиндийские провидцы понимали миф как митхью (мираж), они отделяли митхью от самого бытия. Для них митхья была относительной правдой в рамках чего-либо или кого-либо. Само же бытие есть правда, независимая от каких- либо ограничений. Эта митхья является ограниченным искаженным восприятием реальности; бытие же – это безграничное, истинное видение всех вещей. Митхья – заблуждение, которое нуждается в исправлении. Существование есть истинна, абсолютная и совершенная в каждом своем проявлении. Однако, являясь совершенной и находясь за пределами каких-либо ограничений, существование не может уместиться в рамках слова или символа. Слова и символы в значительной степени ограничены и недостаточно точны, поэтому бытие ускользает при попытке выразить его. Для общения и самовыражения мы используем слова и символы, которые по сути являются несовершенными. Однако через сотни тысяч этих несовершенных символов и слов есть некоторая возможность ухватить или, по крайней мере, обозначить эту безграничность и бесконечность бытия. Поэтому Риши использовали заблуждения митхьи как некое окно, через которое можно взглянуть на истину бытия.
Миф – это по большому счету культурное явление и является своеобразным пониманием мира, которое связывает воедино индивидуальность и общество. Это понимание может быть как религиозным, так и мирским, социальным. Религиозными мифами являются такие идеи как: перерождение, рай и ад, ангелы и демоны, судьба и свободная воля, грех, сатана и спасение. Социальными мифами являются такие идеи как: суверенитет, национальная принадлежность, права человека, права женщин, права животных, права гомосексуалистов. Все мифы, независимо от того, являются они религиозными или светскими, имеют глубокий смысл для определенной группы людей, но не для каждого. Так как этот смысл может быть рационализирован до определенной точки, после чего, при окончательном анализе можно принять его или нет.
В каждом мифе заложена идея. Мифология является средством выражения этой идеи. Мифология состоит из историй, символов и обрядов, которые делают этот миф осязаемым. Эти истории, символы и обряды являются основополагающими языками - языками, через которые можно слышать, видеть и совершать определенные действия. Вместе они выстраивают культурные истины. История о Воскрешении, символ распятия и ритуал крещения создают идею христианства. История о независимости, национальный флаг как символ нации и ритуал исполнения национального гимна усиливают национальную идею.
Мифология имеет тенденцию к преувеличениям и фантастичности, чтобы донести до нас идею мифа. В наше время, в следствии сегодняшнего высокомерия, мы с трудом можем принять тот факт, что в прошлые времена люди действительно верили в объективно существовавших для них непорочное зачатие, летающих лошадей, расступающиеся моря, разговаривающих змей, божеств с шестью головами и демонов с восемью руками. На явную сакральность таких преданий со всеми их персонажами указывает тот факт, что из поколения в поколение все это передавалось практически без изменений. Любая попытка оспорить их истинность воспринималась как оскорбление, любая попытка изменить их вызывала недовольство. Эти предания, несмотря на их нереалистичность, притягивали внимание к некой идее, стоящей за обыденным человеческим общением. За непорочными зачатиями и расступающимися морями стоит некая суть, более величественная, чем все силы природы вместе взятые. Божества с шестью головами и демоны с восемью руками проецируют собой вселенную, где существуют бесконечные возможности и варианты, как для хорошего, так и для плохого.
Из мифа рождаются верования, из мифологии – обычаи. Миф приводит в определенное состояние мысли и чувства. Мифология оказывает влияние на поведение и общение людей друг с другом. Поэтому миф и мифология, глубоко влияют на человеческую культуру. И наоборот, культура оказывает сильное влияние на мифы и мифологию. Люди перерастают миф и мифологию, когда миф и мифология уже не в состоянии отвечать их культурному запросу. Пока египтяне верили в загробный мир, которым правил Осирис, они строили пирамиды. Пока греки верили в Харона, паромщика мертвых, они клали для него медную монету в рот умершего. Сегодня уже никто не верит ни в Осириса, ни в Харона, сегодня нет ни пирамид, ни монет во рту умерших. В наше время вместо этого проводятся новые погребальные церемонии, порожденные новыми системами веры с новыми мифологиями, основанными на новых мифах, каждая из которых помогает людям справляться с болезненной неизбежностью мистерии смерти.
Достаточно иронично, что, несмотря на всю ту ценность, которую мы приписываем рационализму, наша жизнь, тем не менее, руководствуется иррациональным. Любовь не рациональна. Печаль не рациональна. Ненависть, амбиции, ярость и жадность не рациональны. Все они базируются на ценностях и стандартах, которые в конечном итоге субъективны. То, что верно, священно и прекрасно для одной группы, может быть неверно, не священно и не прекрасно для другой. Каждое мнение и каждое решение зависит от преобладающего в данный момент мифа. Даже совершенство является мифом. Нигде на земле нет никакого свидетельства о совершенном мире, совершенном человеке, совершенной семье. Совершенство, будь то Рамаяна или Камелот, существует только в мифологии. Поэтому каждый из нас так жаждет этого совершенства. Эта жажда вдохновляет искусство, основывает империи, зажигает революции и мотивирует лидеров. Такова сила мифа.
Эта книга исследует индуистскую мифологию. За этой мифологией стоит миф. За мифом скрывается правда: унаследованная правда о жизни и смерти, о природе и культуре, о совершенстве и возможностях его достижения, об иерархиях и горизонтах. Эта субъективная и культурная правда находится не выше и не ниже по отношению к другим правдам, это просто еще одно другое понимание человеческой жизни.