Топ-100
Несколько слов:
МЛАДЕНЕЦ НА ЛИСТЕ БАНЬЯНОВОГО ДЕРЕВА

Миф=Митхья

Вишну, в форме Кришны часто изображается как младенец сосущий свой палец правой ноги, который лежит как в колыбели на баньяновом листе, качаемый волнами. Волны символизируют непостоянную природу жизни, баньяновый лист символизирует постоянное присутствие Бога. Младенец является символом обновления, его мужской пол указывает о душе. Нижняя левая половина его тела представляет материальные удовольствия, в то время как правая верхняя его часть представляет духовное блаженство. Сося свой палец правой ноги, причмокивающий и наполненный сладостью младенец, как бы приглашает всех Джив получить опыт материального наслаждения и духовного блаженства, который можно найти в Сансаре, и при этом не быть сокрушённым непостоянством природы.

Обычно, Лакшми считается непостоянной богиней. Как и богатство она капризна и прибывает в постоянном движении. Никто не знает, в каком направлении она пойдет. То, что она всегда находится у стоп Вишну, является показателем того, что она погружена в Дхарму. С Дхармой приходит порядок, с порядком приходит покой. Покой открывает дверь в процветание. С процветанием приходит сила. Процветание и сила покровительствуют искусствам. Искусства же ассоциируются с Сарасвати.
В некоторых храмах Сарасвати также рассматривается, как вторая супруга Вишну. Тогда Сарасвати пребывает на языке Вишну, а Лакшми у его стоп. Эти две его жены постоянно ссорятся друг с другом. Богиня богатства считает, что это она заставляет мир вращаться, богиня знания же считает, что это она наполняет смыслом жизнь. Как правитель космоса Вишну нуждается, как в богатстве, так и в мудрости - Лакшми и Сарасвати. Богиня знания является верной женой. Сарасвати трудно получить, но как только она приходит в жизнь человека, она никогда уже не уходит. С другой стороны богиня богатства - это требовательная жена. Лакшми приходит и уходит, как ей вздумается, и надо постоянно бороться за её приход. Знание не переживает по поводу смерти. Богатство переживает. Распространение знания только увеличивает его. Распределение богатства истощает его. Разница между Сарасвати и Лакшми проявляется в их соответствующих символах. Лакшми имеет две формы: Бхудэви и Шридэви. Первая есть богиня земли, вторая есть богиня неба. Первая связана с плодородием, вторая со славой и властью. Первая дарует материальное богатство в виде золота и зерна. Вторая дарует нематериальные блага: власть, известность и славу. Бхудэви - это мягкая, воспитанная жена удовлетворяющаяся служением своему мужу. Шридэви же - неугомонная жена; и Вишну должен постоянно бороться, чтобы делать её счастливой. Если Вишну царь, то Бхудэви - его царство, а Шридэви - его корона, скипетр, трон, его зонтик и его царская метёлка из хвоста яка - символы его царской власти.
Когда в мире всё хорошо, то существует последовательность и предсказуемость в природных и культурных ритмах. Нет никаких сюрпризов или несчастных случаев. Мир кажется гармоничным. В такие моменты Вишну возлежит на своём змее-ложе в Вайкунтхи, а его боевой диск со свистом крутится вокруг его указательного пальца. Этот диск называется - Сударшан чакра. Сударшан значит - положительное видение всех мировых вещей. Вращение этой чакры на указательном пальце правой руки Бога указывает на ритмический порядок. В своей левой руке Вишну держит Панчаджайнью, морскую раковину - трубу, которую он использует во время войны, и трубные звуки которой держат нарушителей спокойствия в страхе и узде. Раковина имеет спиральную форму, указывающую на то, что ритм жизни является не просто повторяющимся, но и спиральным движением во времени - как вверх, так и вниз. Несмотря на стабильность предлагаемой Дхармой, Вишну не может остановить движение времени. Так же, как гармоничное существование обеспечивает здоровье, но не предотвращает старение и смерть, так же и Дхарма, Вишну обеспечивает стабильность в обществе, но не предотвращает его постепенное старение.
Обуславливая общество: головой, руками, ногами и туловищем, Риг Самхита Веда эффективно персонифицирует его, превращая в живой организм. Этот организм реагирует на обстоятельства, которые в свою очередь трансформируются с течением времени. Как и всякий организм, общество имеет конечное время существования. Жизненный цикл общества известен как кальпа. Кальпа же состоит из четырех эпох - юг, которые представляют собой: детство, юность, зрелость и старость общества в пределах одного цикла. Цели и желания общества на каждом этом этапе разные. Таковы понятия мирового порядка в индуизме.
Иногда Дхарма представляется как бык. Этот бык может иметь: четыре, три и две ноги в Kриту, Трету и Двапара югу или одну ногу в Кали-югу, прежде чем мир будет сметён Пралайей – период от смерти и растворения мира в изначальном первоисточнике, до его рождения. Ясно то, что детство общества, как и детство человека, является очень желаемым состоянием. Мы можем жаждать иметь его всю жизнь, но оно никогда не длится вечно.
Каждый раз, когда Дхарма находится под угрозой, Вишну седлает своего орла, могучего Гаруду, и готовый к бою спускается на землю. Эти спуски Вишну из Вайкунтхи на землю являются его аватарами - воплощениями. Его земные формы - аватары, в каждом спуске, отличаются друг от друга, чтобы соответствовать требованиям мира в данный период времени. Поэтому различные аватары Вишну являются подтверждением того, что правила и нормы, поддерживающие порядок, по своей природе не статичны. Эти правила и нормы пересматриваются, когда желания сталкиваются с порядком. Так же как понимание человеком мира всё время изменяется, так же изменяются и человеческие желания, а это влечёт за собой изменение мирового порядка, а с ним и общественных норм. Поэтому человеческие правила и законы должны постоянно приспосабливаться к таким изменениям. Социальная стабильность не должна быть поставлена под угрозу, и всё же новые идеи должны воплощаться. Спуски Вишну на землю, это не только восстановление порядка. Речь также идёт о пересмотре его.
Часто аватар Вишну нисходит в мир в кризис, связанный с участием в нём Богини. Вишну принимает форму черепахи, чтобы помочь Дэвам во время взбивания океана отыскать Лакшми. Форму кабана, чтобы спасти богиню - землю, которая была утащена в море. Форму Рамы, когда была похищена Сита и форму Кришны, чтобы помочь Драупади. Поэтому Богиня воплощает собой природу и культуру. Она есть царство, а Вишну есть царь. Она есть Бхудэви, а он есть Бхупати. Она есть Шридэви, а он есть Шрипати. Оба дополняют друг друга - она, дав ему его царство, а он, защищая ее.
Именно через царей Вишну обеспечивает Дхарму, которая поддерживается на земле. В следующей истории Бхудэви просит Вишну спасти ее от безответственных царей, которые вместо установления и поддержания в своих царствах Варны-Ашрама-Дхармы, предаются своим амбициям и алчности, узурпируя с помощью грубой силы соседние царства и расточая ресурсы земли. Это не только нарушает общественный порядок, но и ставит под угрозу баланс между природой и культурой.