Топ-100
Несколько слов:
ПРИВРАТНИКИ ВИШНУ

Четыре Санат-Kумара захотели засвидетельствовать свое почтение Богу, который пребывал в Вайкунтхи в форме Вишну. Когда они прибыли в Вайкунтху, привратники Джая и Виджая не впустить их внутрь, так как Вишну спал. Мудрецы решили подождать. Через некоторое время они подошли к воротам еще раз. Снова привратники не позволили им войти. "Потому что Господь все еще спит", - говорили они. Это произошло и в третий раз. Раздосадованные, мудрецы прокляли привратников: "Так как вы остановили нас от встречи с Богом три раза, придется вам родиться три раза. Пусть вы испытаете смерть три раза. Пусть вы узнаете, что значит быть вдали от присутствия Бога целых три жизни". Когда Вишну проснулся и узнал о том, что произошло, он извинился перед мудрецами. Затем он пообещал сделать всё возможное, чтобы помочь своим привратникам снова вернуться в Вайкунтхи, поскольку они всего лишь выполняли свой долг. После этого, два привратника родились двумя братьями Aсурами - Хиранаякшей и Хиранакашипу. Хиранаякша утащил землю под море, тем самым заставив Вишну принять форму кабана, нырнуть под воду, убить его своими клыками и вернуть землю на место. Хиракашипу же мучил его собственный сын Прахлада, преданный Вишну, повторением имени Бога, тем самым принудив Вишну проявиться как Нарасимха - человек-лев и разорвать Хиракашипу в клочья. Затем Хираякша и Хиракашипа возродились как Равана и Kумбхакарна, двумя братьями Ракшасами, которые считали, что сильный всегда прав, тем самым угрожая всем нормам цивилизованного поведения. Их действия вынудили Вишну, приняв форму Рамы, уничтожить их. Тогда Равана и Kумбхакарна возродились как Шишупала и Дантавакра, двумя людьми - злодеями, ставивших личные амбиции превыше общественного порядка. Их поведение заставили Вишну спуститься на землю в облике Кришны и убить их. Таким образом, смерть от рук Бога освободила Джая и Виджая от форм Асуров, Ракшасов и Манавов, тем самым обеспечив их возвращение в Вайкунтхи, где они опять возобновили свою деятельность в качестве его привратников.
(Бхагавата-Пурана)

Джая и Виджая являются Дэвами. Как привратники Вишну они находятся ближе всего к Богу. Но проклятие превращает их в Асуров, удаляя их далеко от Бога. Плоть - форма, она непостоянна. Следовательно, обе формы Джаи и Виджаи как Девов, так и Асуров являются непостоянными, сохраняясь только в течение жизни. Форма, принимаемая в последующих жизнях, зависит от событий предыдущей жизни. Прожив свою жизнь Асурами, они становятся Ракшасами и уже живут на поверхности земли, что указывает на то, что их Читта не так запутана как раньше. В следующей своей жизни, они становятся Манавами, людьми - с ещё меньшей "запутанностью" Читты. И наконец, первоначальное состояние Читты восстанавливается. Джая и Виджая опять становятся Дэвами и возвращаются в обитель Вайкунтхи. И хотя Бог нисходит на землю, чтобы взаимодействовать с "демоническими" Асурами, Ракшасами и Maнавами, он не позволяет "чистым" Санат-Kумарам встретиться с ним. Это потому, что чистота Санат-Kумаров не является результатом мудрости: это продукт невежества. Они никогда не вовлекались в мир и не взаимодействовали с ним. Они никогда не знали потока ощущений и не боролись с тиранией воспоминаний, желаний, идей и эго. Они никогда не познали Богиню в форме матери, жены или дочери. Они могут быть достаточно чисты для достижения ворот Вайкунтхи, но не достойны того, чтобы видеть спящего Вишну, который и есть Пара-Атма. Чтобы увидеть Бога, они должны действовать, реагировать на мирские провокации, страдать морально-этическими дилеммами и принимать соответствующие решения. И как следствие, провокация для них приходит в форме Джая и Виджая, не позволяющих им войти в Вайкунтхи. Их реакция на это принимает форму проклятия. И мгновенно происходит следующее событие: Нараяна просыпается и бросается к двери. Эта история подтверждает идею о том, что если человек не живёт жизнью и не взаимодействует с миром, то тогда мысль о существовании Бога не имеет смысла. Без познания Богини (жизни), не может быть и реализации Бога.
Прожив свои проклятия, Джая и Виджая опять возвращаются в Вайкунтхи в качестве привратников. Но они стоят за дверью, а не внутри, что указывает на то, что остались ещё некоторые искажения, которые должны быть исправлены до того момента, когда они достигнут Бога. Изображения Джая и Виджая, которые часто можно встретить на стенах храмов, очень похожи на Вишну. Они держат в своих руках такие же атрибуты, как и у Вишну: морскую раковину - трубу, диск, лотос и булаву. Но они не Вишну. Поэтому они имеют клыки - напоминание об их демонических деяниях и следе об искажениях в их душах. Дэвы могут быть ближе всего к Богу, но они не Бог. Как и у демонов и у людей, их Читта всё ещё подвержена некоторому беспокойству. Они также стремятся к безмятежности Пара-Атмы.