Топ-100
Несколько слов:
ЧЕТЫРЕ ГОЛОВЫ СОЗДАТЕЛЯ

Здесь мы рассмотрим то, что движет эволюцию и придаёт форму Вселенной.

Веды - это древнейшее собрание индуистских гимнов. Считается, что им, по меньшей мере, 4 тыс. лет. В них повествуется о том, с чего началось творение.

Происхождение

В начале,
Не было ничего; ни Бытия, ни Не-Бытия
Ни земли, ни неба, ни того что за пределами и что внизу.
Что существовало? Для кого?
Была ли там вода?
Смерть, бессмертие?
Ночь, день?
Чтобы там ни было, там должен был быть Один
Изначальное Одно (Бог?)
Самосотворённый, самодостаточный, в своём собственном жаре
Не осознавая себя
До тех пор пока не появилось желание узнать себя.
Провидцы говорят, это желание было первым семенем ума,
Связывающее Не-Бытиё с Бытиём
Что было над, и что было под?
Cемя или почва?
Кто знает?
Даже боги появились позже.
Возможно, только изначальное Одно знает.
Возможно, нет.
(Риг Самхита)

Как полагают, Веды (Самхиты) - не человеческого происхождения и являются вместилищем вневременной мудрости. Говорят, Брама пел эти гимны, когда он впервые увидел Сарасвати. Они были переданы людям через провидцев известных как Риши. Провидцы, которые тогда сидели вокруг Брамы, услышали четыре собрания Ведических мантр и гимнов, возникших из его четырех голов. Эти собрания - самхиты стали известны как - Риг, Сама, Яджур и Атхарва. Из них, Риг Самхита считается самой чистой передачей сказанного.
В раннем периоде Индуизма, Ведические гимны пелись механически во время ритуалов известных как яджна, призывая в помощь божественные силы. Часто сами цари были покровителями этих грандиозных церемоний. Затем произошли коренные изменения в этих ритуалах. Мудрецы, такие как Яджнавалкия и цари, такие как Джанака оспорили такое механическое пение мантр. Они сосредоточились на сути смысла передаваемого через гимны. В результате, спустя тысячу лет после Вед, появились на свет Упанишады. Суть этих писаний известна как Веданта, являющейся апогеем Ведической мудрости. В ней говорится, что созидание повлекло за собой разделение на части первичной Сущности, которая идентифицируется как Пуруша.

Разделение

Вначале было только "Я" – Пуруша.
Одинокое, тревожное и интересующееся тем, что же делает его таким одиноким и тревожным.
Если здесь есть одиночество и страх,
Здесь должно быть и противоположное - компания и удовольствие.
Движимый этим вопросом, он разделил себя на части.

Отделившаяся часть Пуруши, определяется как Пракрити. Эти две части, Пуруша и Пракрити, дополняют друг друга. В общепринятом смысловом значении, Пуруша означает "дух", в то время как Пракрити означает "природа". Также ещё в одном значении перевода Пуруша может означать "мужчина", а Пракрити может означать "женщина". Эти переводы предполагают, что в индуистском мире понятие мужчина - равнозначно духу, а понятие женщина - равнозначно природе. Такое толкование усиливает распространенное мнение, что индуистский мир - патриархальный, в котором мужчины определяют то, каким должен быть мир.
Наверно в этом есть доля истины. Но Веды и Упанишады не имеют дела с политикой пола и социальными вопросами. Хотя это и влияло на их мысли, основным мотивом для этих писаний была метафизика. Биологические символы являются всего лишь инструментами, объясняющими сложные идеи о том, как возник мир и почему.
Как было изложено в предыдущем повествовании, смыслом раскола не было разделение андрогинного существа на мужчину и женщину. Это был раскол, разделивший субъект от объекта. Смысл этого разделения – появление сознательного существа, то есть существа, способного чувствовать. Объектом же является стимулирующая среда - та среда, которая ощущается и чувствуется. Субъект есть Пуруша. Объект есть Пракрити. Пуруша является душой; Пракрити является умом и материей. Пуруша есть внутренняя реальность - не имеющая пола, имени или формы. Пракрити есть внешняя реальность - имеющая пол, имя и формы.
Пуруша неподвижно и неизменно, не затронуто ни временем, ни пространством; это то, что делает тело живым. Пракрити беспокойна и постоянно меняется, продуктами её проявления являются история человечества и история земли. Она окутывает душу. Пуруша является совершенным и находится за пределами этого мира. На него можно лишь указать отрицанием – "нети-нети" - не это, не то. Пракрити же являясь всем, что есть в этом мире и подверженная постоянным изменениям, никогда не сможет стать совершенной. Она может быть определена утверждением – "ити-ити" - это есть то, то есть то.
То, что Пуруша и Пракрити стали существовать лишь после того, когда андрогинное существо разделило само себя, указывает на то, что ни Пуруша создал Пракрити, ни Пракрити Пурушу. Они возникли одновременно. Никто из них не является автономным. Никто из них не может существовать независимо друг от друга. Пуруша нуждается в Пракрити и Пракрити нуждается в Пуруше.
Чтобы объяснить довольно сложную метафизическую концепцию Пуруши и Пракрити и их взаимодополняющие отношения, Риши обратились к символам, используя природу, животных, растения и минералы. Примеры никогда не могут обладать всеми качествами идеи, но они помогают привлечь внимание ума в сторону данной идеи.
Например, левая сторона тела символизировала Пракрити, поскольку она ассоциировалась с бьющимся сердцем, в то время как молчащая правая – символизировала Пурушу. Север, с его неподвижной Полярной Звездой, являлся подходящим символом для души. Юг, являясь противоположностью севера, символизировал материю.