Несколько слов:

Поиск по сайту

Медитация

Са́дхана — санскритский термин, который можно перевести как духовная практика, или же дословно, как «средство для достижения чего-то».
В этом разделе сделана попытка собрать практические советы для индивидуальной садханы. Они основаны на рекомендациях Сатья Саи Бабы и Института Образования ESSE, а такжена опыте работы Московского центра Сатья Саи.

"Правильная медитация - это когда мысли и чувства сливаются в Боге. Людей, которые действительно владеют искусством медитации, очень мало. Большинство людей сводит медитацию к набору определенных внешних упражнений. Такие не способны обрести милость Бога"
ССБ

Медитация на восходящее солнце

В глазах несведущего, медитация - это сидение в молчании с закрытыми глазами и скрещенными ногами. Но это совсем не так. Медитация - это не угасание всякой человеческой деятельности, а другой, не менее активный ее вид, но только проявленный не на физическом, а на духовном уровне. Медитация - это есть слышание и видение "более тонким способом", это есть растворение и слияние с Единым, это есть непосредственное восприятие Истины.
Поэтому очень важно выбрать наиболее приемлемую технику медитации, а также осознать ее значение и правила, прежде чем приступать к этой практике. Дело в том, что за многие века были наработаны различные техники медитации, каждая из которых была эффективна в свое время. Поэтому можно допустить серьезную ошибку, купив в переходе первую попавшуюся брошюру с названием "Как правильно медитировать" и пытаться сходу ее постигнуть.
Медитация - это очень тонкий инструмент самосовершенствования, являющийся основой интуитивного озарения человека и путем к его просветлению. По мнению Шри Сатья Саи, наиболее действенной, эффективной и безопасной для искателя в сегодняшнюю эпоху кали-юги является джьоти-медитация. Это один из самых древних способов медитации, представляющий собой медитацию на свет (джьоти).

Джьоти медитация

Порядок проведения медитации.
Поставьте перед собой зажженную свечу, сядьте перед ней на пол в позе лотоса или какой-либо другой удобной позе. Внимательно смотрите на пламя в течение некоторого времени. Затем, закрыв глаза, мысленно представьте пламя и перенесите его внутрь себя в точку между бровями. Далее опускайте пламя в свое духовное сердце, символически расположенное в центре грудной клетки в виде лотоса. Когда пламя достигнет этого места, представьте, как его лепестки начинают медленно раскрываться один за другим под воздействием пламени, освещая и освящая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание, удаляя оттуда темноту, страх и невежество. Теперь уже в нашем сердце нет места для темных чувств и мыслей - божественный свет изгнал их.
Представляйте, что свет начинает все больше и шире распространяться внутри тела. Он становится сильнее и ярче. Вот он проникает в ваши руки и ноги, и отныне они больше не будут совершать грубых или плохих действий. Они станут инструментами света и любви. Далее божественный свет достигает вашего языка, и в результате ложь, злословие и лицемерие покидают его. Устремите далее свет к глазам, ушам и голове, чтобы уничтожить там все темные желания. Пусть теперь ваша голова наполнится светом, и все злые мысли покинут ее, ведь они обитают только в темноте невежества и страха.

Джьоти

Представляйте далее, что свет становится все интенсивнее и ярче, и он станет таковым. Вот свет уже выходит за пределы вашего тела, распространяясь от вас расширяющимися кругами. Вы устремляете его на комнату, в которой находитесь, на всех своих близких, родственников и знакомых, включая не только своих друзей и коллег, но и также неприятелей и врагов, незнакомых людей, на все живые существа, на весь мир, на всю Вселенную.
Оставайтесь некоторое время в этом захватывающем состоянии - состоянии свидетеля этого божественного света. Если вы поклоняетесь какой-либо особой форме Бога, то постарайтесь визуализировать эту форму в этом всепроникающем свете. Ибо Свет есть Бог, и Бог есть Свет. Начните же медитацию молитвой Богу, с просьбой принять вашу медитацию и направить ее в правильное русло, а завершите ее молитвой благодарности.

Медитация у Ганги

Смысл медитации

Концентрация (когда смотришь на пламя свечи) является первой ступенью медитации. Этот этап является обязательным для любой медитации, ибо вначале ум нужно выдернуть из мирской суеты и направить на конкретный объект, чтобы сосредоточиться. Для концентрации достаточно 1-2-х минут.
Созерцание (когда мысленно перемещаешь это пламя в межбровье) - второй этап медитации, при котором ограничения нашего сознания, связанные с телом отпадают, и сознание при перемещении света от одного объекта в другие начинает расширяться.
Релаксация и растворение является третей стадией медитации. Она наступает тогда, когда индивидуальное сознание исчезает, растворяясь в безбрежном божественном сознании. Мысли и чувства в это время останавливаются и все исчезает: исчезает ум и сам практикующий, исчезает объект для концентрации - пламя свечи, исчезает и сама медитация, а остается только одно Божественное сознание. Собственно, именно эта стадия и есть медитация.
Это в какой-то степени похоже на то, как, начиная читать увлекательную книгу, мы через какое-то время перестаем реагировать на внешние раздражители, и уже не слышим звуков из радиоприемника или шума машин за окном…. Мы погружаемся в мир жизни и действий, которые происходят с персонажами книги. Но, в отличие от этого примера, медитация является практикой растворения ума и погружением в мир божественности. В процессе же чтения книги, просмотра фильма или яркого спектакля наш ум и чувства продолжают работать, подчиняясь сюжету книги, фильма или спектакля. Поэтому третья стадия медитации не может быть достигнута только желанием практикующего, она приходит только по милости Бога.

Зачем нужно практиковать медитацию

Для определения неспокойного ума, на Востоке нередко используется термин "обезьяний ум". Иллюстрацией к этому определению служить известная притча о том, как индийские крестьяне ловят обезьян. Для этого используется большой кувшин с узким горлышком или тыква, в которой проделывают небольшое отверстие, а внутрь помещают еду или конфеты. Обезьяна очень любопытное животное, и когда она находит такой сосуд - обязательно заглядывает внутрь. Увидев лакомство, она просовывает внутрь лапку, чтобы схватить столько пищи, сколько можно удержать. Но как только это сделано, она уже не может вынуть лапу через узкое отверстие. Обезьяна воображает, что кто-то внутри горшка держит ее лапу, начинает бороться и пытается убежать вместе с горшком, но, обессилев, падает без чувств, оказываясь в ловушке. Но ведь ловушки не существует - ей нужно только разжать лапку, и она на свободе! Глупые обезьянки не понимают этого, и всегда попадают в ловушку собственной глупости и жадности.
Большинство людей в нашем мире очень похожи на таких обезьянок. Они постоянно мечутся от одного желания к другому, желая "есть все слаще и слаще, а спать все мягче и мягче". Они думает, что, заработав много денег и переехав в новый дом или купив новую машину, станут более счастливы. Но они не замечают, что таким образом они постоянно попадают в ловушку! Ловушку своего собственного ума. Когда они запутываются в таких привязанностях и страдают от последствий собственной жадности, они думают, что кто-то другой виноват - тянет их вниз, пленяет и разрушает. Но стать воистину свободным можно только в случае полного отказа от желания материальных благ. И это совсем не означает жить впроголодь или в нищете. Когда ты начинаешь жить, не желая, а отдавая, в силу вступает божественный закон Вселенной: "Чем больше отдаешь, тем больше получаешь".

Обезьяний ум

Таким образом, главной причиной всех страданий человека является его неспокойный ум. Именно он заставляет человека все время искать все новое и новое "лакомство". Именно он - Ум - является в этом случае хозяином человека, а человек - только его рабом и инструментом для исполнения желаний. Хотя все должно быть наоборот! Человек должен быть хозяином своих чувств, мыслей и желаний, а они - послушными его инструментами. Именно поэтому практически все духовные практики ставят своей главной целью приведение ума в покой. А так как ум очень силен, то для его обуздания нужна регулярная практика и дисциплина. Ежедневное занятие медитацией позволяет с течением времени очистить сознание от суетного и ложного. Ум через какое-то время прекращает блуждать от мысли к мысли, от желания к желанию, и становится сосредоточенным и внимательным. Наконец мы овладеваем своим умом в такой степени, что становимся его хозяином, а он - нашим послушным инструментом. Очень часто достижение именно этого состояния называют освобождением и просветлением.

Условия для правильной медитации

Для правильного совершения медитации есть несколько определенных рекомендаций, так, наиболее благоприятным временем является раннее утро перед восходом солнца, когда все вокруг тихо и спокойно. Но можно выбрать и другое, более благоприятное время, утром или вечером. Место проведения медитации должно отвечать критерию удобства и постоянства - "для Бога удобнее, если Он знает точное время и место свидания". Поэтому, если это комната, то пусть в ней будет отведено определенное и постоянное место для медитативной практики. Температура воздуха в комнате должна быть комфортная - не должно быть жарко или холодно. Для медитации следует использовать коврик или специальную подушку, и даже в жаркой Индии не стоит садиться непосредственно на голую землю, чтобы не подвергаться влиянию энергетических процессов, проходящих внутри земли.
На коврик нужно садиться в позе лотоса или другой удобной позе. Для концентрации лучше использовать естественное пламя свечи, но при отсутствии таковой возможен и другой источник света. Со временем мы сможем концентрироваться и сосредоточивать ум на воображаемом пламени. Если мы находимся в поездке, нужно по возможности продолжать медитировать в соответствии с установленными правилами, мысленно представляя себя на своем обычном месте дома. Что касается продолжительности медитации, то строго фиксированных норм здесь не существует, но, как правило, 15-20 минут вполне достаточно.
Итак: "Утром и вечером - медитация, а днем - добрые дела", говорит Мастер.

Медитация в Гималаях

Другие виды медитативных практик

Мы уже упоминали, что медитация представляет собой прямое обращение к интуитивным потокам сознания или к собственному "истинному "Я". Следовательно, возможно практиковать не только медитацию в общепринятом представлении, но и медитативное чтение, медитативное письмо, медитативное слушание, медитативную работу и так далее. Как известно, медитативная практика является одним из самых эффективных способов успокоения ума, так как предполагает пребывание сознания человека в реальном времени, в состоянии "здесь и сейчас". Поэтому главная задача практикующего состоит в том, чтобы попытаться, успокоив ум, открыться нисходящему божественному потоку и раствориться в нем.

Медитативное письмо

Те из вас, кто побывал в ашраме Саи Бабы, наверняка получали пакетики вибхути, завернутые в небольшие листочки тетрадной бумаги. Эти тетрадные листочки были заполнены от руки какими-то текстами, как правило, это было: "Om Sri Sai Ram". Это и есть результаты медитативного письма. Многие последователи Шри Сатья Саи Бабы используют такой вид практики для собственного духовного самосовершенствования. В магазинах ашрама можно приобрести специальные тетради, разлинованные наподобие тетрадей "для чистописания", и в любое свободное время можно погрузиться в медитативное письмо. Хотя для этой цели вполне подходят и обычные ученические тетради, продающиеся в любом канцелярском магазине РФ.
В отличие от общепринятой медитации медитативное письмо позволяет нашему уму стать более целеустремленным и сконцентрированным. При этом нас не так сильно "атакуют" мысли, чувства или эмоции. Наша реакция на внешний мир затормаживается и даже останавливается, а мы погружаемся в написание священного текста. Кроме того, записывая в тетради множество раз Имя Бога, одновременно погружаешься во внутреннее созерцание Его образа, а соответственно, в состояние благоговения. Многие люди сделали этот вид медитативной практики ежедневным и не ложатся спать, не записав в тетради 108 или 1008 раз, например, "Ом Намах Шивайя" или "Ом Мани Падме Хум" или Гаятри-мантру и т.д..
При всей кажущейся простоте и даже примитивности этого вида медитативной практики она чрезвычайно эффективна! Попробуйте это делать хотя бы в течение недели, и вы явно почувствуете, как ваш ум становится все более послушным и дисциплинированным.

Медитативное письмо

Медитативное слушание, чтение, работа

Медитативное слушание - это восприятие чистых саттвических источников без внутреннего диалога или полемики. Это может быть погружение в звук "Ом" и другие мантры, в голос вашего Гуру, в слушание лучших исполнителей бхаджан, в музыкальную композицию гениальных произведений, например, Баха, Бетховена, Моцарта. Это также может быть погружение в звуки природы - ветра, дождя, шума прибоя так далее. Главное чтобы при этом наш ум успокоился, а не вовлекался чувствами, мыслями или эмоциями в услышанное и воспринимаемое нами.
Идея медитативного чтения аналогична рассмотренным выше видам практик. Выбирайте для этого любимые книги из вашей духовной библиотечки, будь то Ричард Бах, Коэльо или Кришнамурти. При чтении не стоит торопиться, нужно просто неспешно прочитывать (вслух лучше, чем про себя) каждую страницу и каждый ее абзац без сравнений, умозаключений или внутренней полемики с автором. Только полностью погрузившись в текст с чистым сознанием можно осознать истинный смысл и глубину всего того, что желает рассказать нам автор.
Ну и конечно эта практика будет наиболее эффективной, если черпать Истину из ее главных источников - Древних ведических текстов типа Упанишад, "Бхагавадгиты", "Рамаяны", "Йоги Васиштхи" и так далее, включая произведения Мастера, последователем которого вы являетесь.
Медитативная работа также предполагает деятельность без включения или вовлечения в нее нашего ума. Это должна быть работа не ума или разума, а работа всего нашего существа, работа нашего "истинного Я", работа Сердца. Такая деятельность становится уже не работой, а вдохновением, творчеством, благом, потоком, служением, песней!
При этом наш ум "не гуляет" в прошлом или будущем, не отвлекается на суетное и постороннее, он становится сосредоточенным и сконцентрированным на процессе деятельности, он становится нашим "послушном инструментом". Медитативная работа - это всегда работа в состояния "здесь и сейчас", она всегда максимально добросовестная, а соответственно, она становится не механическим, а божественным актом.
Медитативная деятельность позволят нам погрузиться не только в божественность, но и в истинную реальность, которая всегда безупречна и безукоризненна. Поэтому и результат такой медитативной работы всегда становится безукоризненным, будь то приготовление борща, ремонт машины или оклейка обоев. Главное при этом не привязываться к конечному результату или не ждать похвалы за наш труд. Само медитативное состояние, которое мы испытываем при этом, и которое можно назвать только божественным, является высшей наградой и счастьем для каждого человека.
Божественной может стать и вся наша жизнь, если мы сможем жить в таком медитативном состоянии каждый день, каждый час и каждую минуту нашей жизни. Для этого нам нужно сделать свою жизнь внутренне пробужденной и осознанной, а свой ум - дисциплинированным и послушным.

Источник: Путеводитель "Путешествие к Сатья Саи Бабе".

САДХАНА или духовные практики