Топ-100
Несколько слов:
Зеркало Просветления (разделы 16-20)
  1. Нельзя присвоить облака
  2. Любовь — вне смысла, времении цели
  3. Бесчестность призывает беспокойства
  4. Язык порождает выбор
  5. В защите — семя нападения

Нельзя присвоить облака

Анализируя свои мысли, мы думаем: «это мои мысли». Но действительно ли они ваши? Они все заимствованы, они все — извне. Даже если вы не знаете источник, из которого пришла мысль, она всё равно не ваша. Только внутреннее безмолвие является вашим. Вы родились с ним, и вы умрете с ним.

Мысли были даны вам; вы были приучены к ним. Если вы мусульманин, вы имеете один набор мыслей; если коммунист, то другой набор мыслей. Они были вложены в вас. Толпа мыслей пришла к вам, она собралась вокруг вас, но она не принадлежит вам. И если вы почувствуете, что ни одна из мыслей не является вашей, тогда вы сможете отбросить ум.

Если вы ощущаете «это — мое», вы чувствуете привязанность. Тогда мысль пускает в вас корни. Ощущение «мое» порождает привязанности. Вы можете сражаться за свои мысли, вы можете стать мучеником во имя своих мыслей, вы можете убить за свои мысли. А мысли — не ваши. Сознание — ваше, а мысли — не ваши. Если мысли не являются вашими, то ничто не имеет значения, потому что всё внешнее — это тоже мысли.

Мысли плывут, как облака в небе. Они приходят и уходят. Но вы отождествляетесь с ними. По поводу каждого облака вы говорите: «Это мое облако». И эти мысли составляют вашу собственную правоту, вашу точку зрения, вашу идеологию, ваше мировоззрение. И облака меняются, но не меняется ваше цепляние, ваше отождествление.

Любовь — вне смысла, времении цели

Напряженный человек не может любить. Напряженный человек всегда живет целенаправленно. Он может делать деньги, карьеру, но он не может любить, потому что любовь не имеет цели. Любовь — не предмет потребления. Вы не можете копить ее, не можете купить ее, не можете с ее помощью усилить свое эго.

Любовь — не имеет ни цели, ни значения. Она существует сама по себе. Цель любви в самой себе. Вот почему ум вычисляющий, логический, рассуждающий в терминах цели, не может любить, ибо он всегда — в будущем, но никогда — здесь и сейчас. Любовь всегда здесь, в ней нет будущего. Вот почему любовь так близка к медитации.

Вот почему смерть близка к медитации, ибо смерть всегда здесь и сейчас, она никогда не может случиться в будущем. Можете ли вы умирать в будущем или умирать в прошлом? Прошлое прошло, его больше нет, так как вы можете умирать в нем? А будущее еще не пришло, так как вы можете умирать в нем?

Смерть, любовь, медитация — случаются только в настоящем. Поэтому, если вы боитесь смерти, вы не можете любить. Если боитесь любви, то не можете медитировать. А если боитесь медитации, то жизнь ваша будет бесполезной.

Бесчестность призывает беспокойства

Тот, кто лжет, всегда испытывает неловкость, боясь того, что его ложь может быть раскрыта. Обманщик лишает себя мира и покоя, пребывая в страхе, что его обман станет явным. Даже из эгоистических соображений делать добро, быть справедливым, открытым и честным — это лучшее средство достижения душевного равновесия, спокойствия и мира.

Вы несете в себе и создаете вокруг себя атмосферу, порожденную своими поступками и мыслями, и если то, что вы делаете, исполнено красоты, добра и гармонии, то и вы сами излучаете красоту, добро и гармонию.

А если вы в своей жизни руководствуетесь грязным эгоизмом, неразборчивы в средствах достижения своих целей, завистливы, то вокруг вас возникает удушающая атмосфера зла. Значит, вы будете глубоко несчастны и лишены покоя. И первый шаг к искоренению зла в себе — чувствовать раскаяние за низкие поступки.

Язык порождает выбор

Если я скажу кому-то, что он прекрасен и безобразен, мои слова, с точки зрения обычной логики, не будут нести никакого смысла. Но реальность именно такова. Никто, в действительности, не является только прекрасным или только безобразным. Везде, где есть прекрасное, есть и безобразное, ибо они являются частями единого целого.

Как всегда, где есть мудрость, есть и глупость. Вы не сможете найти мудреца, который не был бы и глупцом. Это трудно понять, потому что всякий раз, когда вы говорите: «Этот человек глуп», вы прекращаете поиск, вы закрыты. Теперь вы не будете искать у него элементы мудрости.

Даже если мудрость как-то проявляется перед вами, вы не приемлете ее. Вы скажете: «Этот человек глупец. Как он может быть мудрецом? Это невозможно. Он не может быть мудрым. Это что-то случайное».

Жизнь является и тем, и другим. Жизнь — единое целое. Но язык разделяет. То, что мы называем материальным, является одним из проявлений духовного, а то, что называем духовным, является проявлением материального.

Не обозначайте жестко никого и ничего. Не бросайтесь в крайности. Выбрав одно обозначение, вы упускаете другую возможность. Смотрите на мир открыто и безмолвствуйте. Язык разделяет, а безмолвие соединяет.

В защите — семя нападения

Враги существуют потому, что вы защищаете себя от них. Враги существуют потому, что вы не открыты. Если вы открыты, то всё существование является дружественным. И вы не просто ощущаете его дружественным — оно является дружественным. Если вы отвергаете, вы порождаете врага.

Чем больше вы отвергаете, чем больше вы защищаетесь, чем больше вы противодействуете, тем больше врагов вы создаете. Враги являются вашим творением. Они не появляются извне: они являются вашей интерпретацией. Будьте открытыми, и в самой этой открытости всё, что есть негативного в существовании, исчезнет. Даже смерть не будет чем-то негативным.

Если вы закрыты, если вы боитесь, то вы против всех и всего. Всё для вас кажется враждебным, даже близкие люди. Вы можете объединиться на время с ними против более сильного врага, вы приспособились, сорганизовались, но враждебность, всё равн, о существует.

А если вы враждебно относитесь к чему-то, то вы хотите защитить себя, а лучшей защитой является нападение. И вы становитесь агрессивным. Страх — ощущение враждебности — стремление защищаться — агрессия — насилие. И вы против всех.