Канчипурам (Тамил-Наду) |
Канчипурам или просто Канчи — древний религиозный и культурный центр Южной Индии, прозванный «городом тысячи гопур», расположен в 70 км от Ченная. В 2001 году население грода составляло 153 тыс. жителей. Время основания Канчипурама теряется во тьме веков. О древнем Канчипураме восторженно отзывались ещё Калидаса и Сюаньцзан. Он был крупнейшим центром буддистской и джайнистской учёности. Считается, что именно в Канчи получили образование Бодхидхарма и Рамануджа. В XVII веке город разоряли Маратхи и Великие Моголы. В XVIII веке его трижды брали англичане и французы. Канчипурам причисляют к семи священным городам индуизма (Айодхья, Варанаси, Рамешварам, Курукшетра, Матхура, Дварака, Канчипурам). Из этих семи городов три целиком посвящены богу Вишну, три — Шиве, а Канчипурам, старейший из южных городов Индии, посвящен им обоим.
Город храмов имеет два ярко выраженных религиозных района — Вишну Канчи (маленький город) и Шива Канчи (большой город), и когда-то здесь находились 108 храмов Шивы и 18 храмов Вишну. Однако храм, считающийся местными жителями наиболее священным — Камакши-Амман — посвящен не Вишну и не Шиве, а жене бога Шивы Парвати. Здесь до сих пор находится резиденция главы ордена Шакарачарья, а также центр ведической астрологии, где предсказания осуществляют на пальмовых листьях. В южной части, на другой стороне реки, находится комплекс джайнских храмов.
Богатая и древняя история города рассказывает нам, что он был столицей правителей многих великих династий: Паллавов, Чола, царей Виджаянагара, причем большинство храмов здесь были возведены в период царствования последних двух династий. Легенда гласит, что царь Ашока был первым правителем Канчи. Город был центром учености и поклонения не только индуизма, но также буддизма и джайнизма. Китайский путешественник VII века н.э. Хиуен Цанг писал, что увидел город, полный буддийских поселений (sangrama-s), и людей, "недосягаемых в храбрости, учености и почтительности по сравнению со всеми, кого он встречал во время своих путешествий по Индии". Эти исключительные люди создали город, полностью отвечающий принципам Васту Шастры (Vastu Sastra, наука об архитектуре), размером в шесть миль в окружности, заселенный исключительно членами брахманской общины. Даже царь, будучи кшатрием, не мог жить здесь. Царский дворец и район для проживания представителей других каст был построен за пределами Канчи.
Канчипурам называют также городом шелка, поскольку основным занятием местных жителей является ткачество шелковых сари. Более 5000 семей в той или иной степени заняты работой в этой отрасли.
Храм Кайласанатха является старейшим храмом в Канчипураме, построенным в VII веке. Его начал строить Раясимха, а завершил его сын Махендраварман III, представитель наиболее древней южной династии Паллавов. Верхушка храма над святилищем — пирамидальной формы, с небольшим наклоном, но высота ее всего четыре этажа. Вход также гораздо ниже и не столь четко выражен, как в более позднее время, а его закругленная вершина с куполообразным окончанием напоминает необычной формы свадебные медальоны, которые женщины юга Индии носят на шее на золотых цепочках. Пилястры колонн здесь также украшены львами — эмблемой Паллавов. Повторяющиеся по всей внешней поверхности храма, они больше напоминают британские геральдические символы, чем мотивы индийского храма. Небольшой храм был задуман скорее как единое целое, чем явился результатом длительных размышлений и усовершенствований. Сооруженный внутри высокой стены, которая украшена увенчанными куполами нишами с пилястрами, он предварил собой идею огороженного храмового комплекса.
С каждой стороны башни есть входы, перед ними восемь храмов Шивы в виде колесниц. Чтобы войти во двор храма нужно пройти под широкой каменной аркой. Внутри находится покрытый плоской крышей холл с множеством колонн и вестибюль, ведущий в святая святых. На территории комплекса находятся также девять вспомогательных храмов, составляющих единое целое с башней, вдоль задней стены расположены 58 храмов Шивы в стиле колесниц, а во дворе — три отдельных храма, посвященных Вишну, Брахме и Шиве.
Главное божество храма — двуполое воплощение Шивы, Ардханаришвара. Его статуя представляет собой фигуру бога, женская половина которой держит в руках струнный инструмент, в то время как половина мужчины изображена сидящей на быке Нанди.
Храм Камакши Амман расположен в центре города. Этот внушительный храм посвящён богине Парвати в образе Камакши. Поразительное сооружение с огромным мощеным двором и знаменитой золотой башней-входом, в нем находится магический символ — чарующая статуя богини с начертанным перед ней кругом с мистическими надписями для совершения обрядового поклонения. В храме также находится статуя великого философа Ади Шанкарачарья, который почитается здесь как бог. Он способствовал возрождению славы и популярности главной богини, вернул ей былую силу. Говорят, что он расположил перед статуей богини еще один геометрический знак с восемью изображениями Лакшми по углам. Магия этого знака возродила ее энергию. Также на территории храма находятся живительный водоем с кристально чистой водой и два небольших храма: один посвящен Вишну, другой Аннапурне (богиня пищи и изобилия). Храм оживает каждые февраль - март, когда на 9-й лунный день месяца проводится грандиозный фестиваль колесниц, и богиня Парвати ритуально омывается и украшается для совершения путешествия к дому своего мужа.
Храм Вайкунта Перумал был построен в 700 годах н.э. Его покровителями были Парамешвара и Нанди Варман II из династии Паллавов. Хотя Вайкунта Перумал отражает пик строительного стиля этой династии, он является предшественником тысячеколонных храмов прославленных строителей Чалукьев. Этот храм, более сдержанный и зрелый по форме, чем Кайлашанатха, имеет четырехэтажную башню, высотой в 18 метров и с алтарями на каждом этаже. На трех нижних этажах установлены статуи сидящего Вишну, а на самом верхнем помещен Гаруда. Каждый следующий этаж по размеру меньше нижнего, что придает вершине ступенчатый вид и создает впечатление воздушности.
Святая святых на первом этаже окружена дорожкой, к верхним этажам, где на узких террасах расположены круговые галереи, ведут лестницы. Стены храма украшены арками с великолепными колоннами со львами, выполненными в стиле периода династии Паллавов, но расставленными на большем расстоянии друг от друга. Задние стены храма богато украшены резьбой по камню, так же, как и остальной храм от вершины до основания.
С огромным храмом бога Шивы Екамбарешвар связана чудесная история о его священном манговом дереве. Местные жители утверждают, что ему 3500 лет, и что здесь Шива явился Парвати после того, как она обратилась к нему с молитвой на берегу реки Вегаватхи. На месте, где она молилась, и был сооружен храм. Здесь растёт старое священное манговое дерево с четырмя ветвями, которые представляют собой четыре Веды — Ригведа, Атхарваведа, Яджурведа и Самаведа, а главное божество получило от этого дерева свое имя Экамранатха или "Бог мангового дерева". Это божество однажды подвергло испытанию веру одного простого, но набожного мужчины-прачки из Канчи по имени Тируккурип-путхтхонда Наяка, явившись ему в образе старого нищего брахмана.
Наяка был так предан Шиве, что проводил все свое время, стирая одежду шиваитских пилигримов. Бог-брахман дал ему выстирать свою грязную одежду, попросив сделать это ко времени вечерней молитвы, на что Наяка согласился. Тогда Экамранатха спрятал солнце, чтобы бедный мужчина-прачка не мог определить время. Думая, что уже поздно, и что он не сможет выстирать, как обещал, эту одежду, Наяка стал биться головой о камень для стирки. Тогда Шива явился к нему и вознаградил его за благочестие и благородство.
Строительство храма Экамбарешвара было начато династией Паллавов, а завершено во времена правления династии Чола. Комплекс храма расположен около большого водоема и занимает площадь более девяти гектаров. Здесь также находится холл с тысячью колоннами, вход в который осуществляется через башню. Этот холл и огромная каменная стена были пристроены к храму Кришнадевараей примерно в 1509 году. Вход в храм разрешён только индусам.
Храм Девараджасвами (Варадараджа Перумал). Этот древний, посвящённый Вишну храм, расположенный на скале, называемой Хастагири, напоминающей по форме слона, был сооружён династией Чола в 1053 г. Храмовый комплекс раскинулся на территории 93000 кв.м. Отличительной особенностью этого храма являются огромные цепи, высеченные из цельного камня, которые можно видеть в каждом углу мандапы. Мандапа — это открытый колонный зал, обычно расположенный у входа в храм, предназначенный для официальных религиозных церемоний, ритуальных танцев и музыки. В храмовом пруду установлено Божество Аттхигири Варадар, вырезанное из особого дерева Аттхи. Это Божество появляется из воды один раз в 40 лет и лишь на 48 дней после полного осушения пруда. Ближайшая церемония состоится в 2019 году. На западной стороне пруда располагается святилище бога Варахи (воплощения бога Вишну в образе вепря). В главном сооружении находится Варадараджа — великолепное четырёхрукое Божество высотой 2 м. Согласно поверью, Господу Варадарадже (Вишну — как величайший даритель благословений) поклонялся Господь Брахма в Крита-югу, Гаджендра (царь слонов) в Трета-югу, Брихаспати (наставник богов) в Двапара-югу и Ананта-шеша (тысячеголовый змей) в Кали-югу.
|