Топ-100
Несколько слов:
Часть 3

Влечение, которое человек испытывает к своим близким; удовлетворение, когда он обретает то, чего жаждал; счастье, которое приходит от внешнего, - все это цепи, которые сознание налагает само на себя. Даже сон и мечты - эти "волнения", необходимо преодолеть, прежде чем человек обретет возможность увидеть и осознать Атму. Во сне присутствует элемент невежества. Концепция "я" и "мое" порождают бесконечную последовательность действий и побуждений на различных уровнях сознания. Но, так же, как солдат в удобной позиции может с успехом уничтожить сотню врагов поодиночке, если они гуськом проходят через узкую щель, так и человек должен отследить каждое желание, когда оно входит в сознание, и овладеть им. Способность к этому достигается в процессе тренировки, предписанной практикой.

Все волнения исчезают в ту минуту, когда человек задает себе вопрос "Кто я?" Эта практика была открыта Рамана Махариши, и он преподавал ее своим ученикам. Это также самая легкая из всех духовных практик. Сначала нужно, чтобы возникло желание продвинуться вперед в духовном развитии (субхеччха). Это в свою очередь приводит к изучению книг о Брахмане, поиску общения с благочестивыми людьми, воздержанию от чувственных удовольствий и к жажде освобождения. Даже великое изречение, (махавакья), "Ахам Брахмасми " имеет след невежества, отразившегося на нем; Ахам (я) рассматривается, как отдельное, хотя и тождественное. Это Ахам настолько живуче, что исчезнет только когда человек будет постоянно медитировать на значение "тат твам аси ", "ты есть то " и на Атму или Брахмана, содержащего в себе все. Это стадия вичарана или бхумика; бхумика следует за субхеччхой. С помощью этого ум очень быстро может быть зафиксирован на созерцании Брахмана. Каждая стадия - ступень вверх по лестнице трансформации, которая ведет к тому, что ум становится все тоньше и тоньше и наконец перестает существовать. Это стадия тхануманаси, завершающая.

Три стадии, описанные выше, а также дисциплины, которые они включают в себя, разрушают все желания и побуждения и открывают знание Реальности. Ум становится святым и пронизанным Истиной. Это называется а-самасакти, или стадия отсутствия привязанностей. Иными словами, все взаимодействия с внешним миром или даже с прошлым человека стираются. Когда садхака не обращает внимания ни на внешнее, ни на внутреннее, он достигает так называемого абхавапратитхи. У него нет падартхабхаваны; иными словами, ни один объект не может создать какое-либо чувство в его сознании. Он, совершенный джнани, всегда погружен в блаженство Атмы. Он не воспринимает мир как видящего, видимое и видение, т.е. как тройную нить. Это турия, четвертая, высшая стадия.

Есть люди, бодрствующие-спящие, или джагратхасвапна: они строят воздушные замки; думают, что есть познанное и непознанное; видимое и невидимое. Есть люди сверхбодрствующие, махаджагратха; их "я" и "мое" глубоко укоренилось в многочисленных прошлых жизнях. Все это - не более, чем волнение сознания, вритти. Мудрость всходит только тогда, когда они исчезают. До этого момента, как бы много имен и форм ни узнал человек, он не может "поймать" Реальность. Отсутствие всех побуждений, то есть вритти, указывает, что человек действительно знает Реальность.

Посмотри на облака, плывущие по небу; заметь, что они покрывают небо всего на несколько минут, у них нет близких длительных взаимоотношений с небом.

Такие же взаимоотношения между твоим телом и тобой; точнее тобой, природа которого - Параматма. Тело всего лишь преходящая стадия, скрывающая истину. Как могут состояния тела - бодрствование и сон - влиять каким бы то ни было образом на Вечное Сознание, Параматму?

Что такое твоя тень? Не есть ли это что-то, отличное от тебя? Может ли ее длина, четкость и движение как-то влиять на тебя? Пойми, что такие же взаимоотношения между тобой и твоим телом. Если ты воспринимаешь этот мешок с плотью и костями как себя, посмотри, что случится с ним, и подумай, как долго ты будешь называть его "своим". Размышление над этим есть начало трансцендентного знания, джнаны.

Это физическое тело, созданное из элементов земли, огня, воды, ветра и эфира, распадется на составляющие, как и все сотворенное. Только невежда примет это за Реальность; только необразованный оценит это как неизменное и вечное. Существовало ли это тело до рождения? Существует ли это тело после смерти? Нет. Оно появляется и исчезает время от времени! Поэтому оно не имеет абсолютной ценности; к нему следует относиться так же, как мы относимся к облаку или тени.

На самом деле этот физический мир подобен дереву манго, возникшему по мановению волшебной палочки; он - произведение фокусника, имя которому - УМ. Точно так же, как глина принимает форму кувшина, чашки, тарелки, а через некоторое время становится опять глиной, бесформенной глиной, так и все - это лишенная форм Сат-Чит-Ананда; Ниракара возникает вместе с Акара на некоторое время, за счет заблуждения и невежества ума. Некоторые вещи полезны, некоторые - бесполезны, это зависит от их имени и формы.

Все формы - Он; все есть Он. Ты тоже Он, который находится выше и вне прошлого, настоящего и будущего. Ты не это тело, связанное со временем и пойманное в сети того, что было, есть или будет. Всегда придерживайся такой позиции, живи постоянно размышляя о том, что твоя природа Парабрахман; таким образом ты вырастешь в джнани.

Этот ум - цепь, которая привязывает к предметам, к жажде общения с людьми и к предпочтению одного места другому. Привязанность есть цепь, непривязанность есть освобождение, мокша, мукти. Жаждать значит быть заключенным и умереть. Уходить от привязанностей значит быть свободным и жить вечно.

"Мана эва манушьянам каранам бандха мокшайох": ум человека может явиться причиной цепей или подарить освобождение. Когда ум стремится к объектам, привязывается к ним, пробуждаются органы чувств, следует действие, ум испытывает счастье или несчастье, появляются ощущения, возникает страх; растет гнев, развивается привязанность. Таким образом затягиваются цепи.

Страх, гнев и влечение - самые ближайшие друзья привязанности, самые дорогие друзья. Все эти четверо неразлучные компаньоны, они всегда вместе. Именно поэтому Патанджали неустанно повторял: "За счастьем следует привязанность". И действительно, что приносит счастье? Удовлетворение желаний, не так ли? Желание служит причиной ненависти к тому, кто ему препятствует, любви к тому, кто ему способствует и порождает неизбежно круг противоречий из желаемого и нежелаемого, в котором невозможно избежать невежества.

Нечистое золото плавится в тигле и начинает излучать яркое сияние. Ум, ставший нечистым из-за раджаса и тамаса, из-за гнева и тщеславия, из-за следов тысячи привязанностей и желаний, можно сделать ярким и лучезарным, если поместить его в тигель Исследования и нагреть на углях Различения. Это яркое сияние есть свет реализации, знания, что Ты есть Атма.

Как пыльная буря покрывает пылью все вокруг, так желания, привязанности, побуждения и навязчивые мысли загрязняют ум; их необходимо отбросить, чтобы сияние "Я" могло слиться с сиянием Высшего "Я", Параматмы. Что бы ни случилось, каким бы глубоким ни было горе, не ослабляй контроля над умом, держи его крепко и дальше, сосредоточься на высших ценностях. Не позволяй уму уйти из святой обители сердца. Склони его перед Атмой внутри.

Таким образом, человек должен перейти от Савикальпа самадхи к Нирвикальпа самадхи, т.е. от слияния с сохранением двойственности к слиянию Полному. От какого бы то ни было заблуждения в этом случае не остается и следа, только Один остается при слиянии с Неимеющим Двойственности. Здесь нет никакой двойственности; это Брахман и только Брахман. Все оковы неведения, вожделения и т.д. рушатся и человек истинно и полностью свободен.

Змея сбрасывает кожу, и эта кожа становится бесполезной для нее. Развивайте способность не привязываться. Избегайте иллюзий тела. Слабый никогда не сможет осознать этот факт. С помощью постоянной медитации на Атму и ее славу, человек может избежать мирских ловушек и соблазнов. Садхака, если он имеет серьезные намерения, не должен обращать внимания и тратить силы на объекты чувственного мира, он должен сосредоточиться на Вечном Брахмане.

Человек создан не для того, чтобы погрязнуть в причинной радости и нахлынувшем счастье. Только сумасшедший может верить в это. Отождествление себя с "я" и с "мое" - вот причины, порождающие горе и невежество. Там, где нет эгоизма, не будет и знания о внешнем мире. Там, где отсутствует знание о внешнем мире, эго не может существовать. Поэтому мудрец прекращает общение с внешним миром и действует как посланник Бога, живя в мире, но не принадлежа миру.

Однажды во время разговора Васиштха так обратился к Раме: "Послушай, о доблестный Рама! Живое существо Джива - бык, отдыхающий в тени (моха) дерева с огромной кроной в лесу (самсара). Он привязан веревкой желания, и поэтому его одолевают блохи и насекомые беспокойств, тревог и болезней. Он ворочается в болоте лжи, борется среди темной ночи невежества, чтобы утолить жажду чувств. Потом, какой-то добрый человек, мудрец, отвязывает его и уводит из темного леса. С помощью различения (вивеки) и исследования (вичары) человек достигает духовного знания, виджнаны, а с помощью духовного знания он способен постичь истину, осознать Апшу, узнать Атму. Это - конечная цель жизни, стадия, когда прошлое, настоящее и будущее преодолены".

Необходимо также прочно усвоить и запомнить, что простого отказа от внешней деятельности, связанной с удовлетворением чувственных желаний недостаточно; необходимо также искоренить внутренние желания. Слово тришна означает и то, и другое, внутренние побуждения и внешние действия. Когда исчезнут все побуждения, наступит муктатришна. Знание Атмы и вера в Атму - только это может разрушить несметные желания.

Когда джнани произносит "Я есть Брахма", он выражает словами истину о реальности своей жизни. Когда грубое и тонкое превзойдено, когда ум, интеллект и энергии (манас, буддхи и праны) возвышены, т. е. когда "Я" больше не связано цепями чувств, мыслей, побуждений и инстинктов, остается только Сат, Существование - чистое и непорочное, Парабрахман. Джнани чувствует единство с Вездесущим, Всемогущим, тогда как человек непросвещенный и непосвященный, тот, кто еще не освоил первые ступени садханы, считает, что он и его физическая форма - одно.

Сат-Чит-Ананда - выражение, обозначающее Вечность. Ниракара означает лишенный акара или формы. В какую форму мы можем поместить то, что вездесуще и что включает в себя все? "Пара" или "Парам" означает "сверх, выше, за пределами, обладающий беспредельной славой". Парабрахман означает существо, которое вне и выше всего, более великое, чем что-либо в трех мирах. Оно лишено двойственности, изначально, вечно и безгранично. "Два" означает различие, раскол, неизбежные разногласия. Однако Брахман пронизывает все, Он - Один и только Один. Он неделим и неразрушим.

Осознание этого есть "джнана", "Высшая Мудрость".