Топ-100
Несколько слов:
Брахма Кумарис
Общая информация

Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет — неоиндуистское монашеское отшельническое милленаристское новое религиозное движение, пропагандирующее форму медитации «раджа-йогу», которая представляет собой крайне упрощённый вариант классической раджа-йоги, описанной Патанджали в «Йога-сутрах». Существенным моментом духовной практики «Брахма Кумарис» является медиумизм. Хотя организация возникла до появления движения нью-эйдж, она имеет сходные с ним черты.

Штаб-квартира находится в Маунт Абу (Раджастхан, Индия).

Главной целью практики раджа-йоги Брахма Кумарис провозглашается достижение состояния божественного блаженства, то есть совершенной чистоты и покоя, вечного счастья, совершенства и освобождения от всего негативного. Ради этого осуществляются четыре основных принципа жизни — гъян (знание), йога (мысленное соединение), дхарна (усвоение положительных качеств) и сева (служение). Последователи придерживаются вегетарианской диеты, целибата, а также воздерживаются от употребления алкоголя, наркотиков и табака.

История организации

«Брахма кумари» на санскрите и хинди означает «дочь Брахмы»; таким образом, «Брахма Кумарис» значит «Дочери Брахмы».

Организацию основал в 1936 году Дада («дада» — наименование старшего брата на языке маратхи) Лекхрадж (Лекрадж, Леградж, Лехрадж, англ. Lekhraj Khubchand Kripalani, Dada Lekhraj или Lekh Raj) (1884—18 января 1969), в дальнейшем принявший имя Праджапита Брахма (современные последователи называют его именем Брахмабаба). Организация располагалась в провинции Синдх (ныне территория Пакистана) Лекхрадж вёл ювелирный бизнес (торговал бриллиантами); он, как и его родители, был последователем вайшнавского течения пуштимарга.

В 1936 году Лекхрадж пережил яркий религиозный опыт в виде транса; у него было чувство, что он соприкоснулся с Богом (Высшей душой); в то же самое время он испытал себя в этом соприкосновении как вечная душа в тесной связи с Высшей Душой.

После этого Лекхрадж, имея капитал в 1 миллион индийских рупий, оставил свой бизнес и обратился к духовности.

В дальнейшем всё первоначальное духовное знание было получено через подобные «божественные откровения» и «божественные видения» сестрами, которые передавли послания, включавшие «детальное знание… на основе концепций души, Бога, мира (вселенной), времени, пространства, кармы, мукти (освобождения), дживанмукти (освобождения при жизни), рая, ада, создания, поддержания, разрушения, различных юг, майи (иллюзии) и ее форм, истинный способ медитации йоги, божественных качеств и методов их развития». Наиболее важные по содержанию видения касались разрушения существующего мира в результате раздоров, войн и стихийных бедствий и последующего установления совершенного мира (рая), населенного немногими избранными.

Лекхрадж организовал В Хайдарабаде сатсанг, который привлекал множество людей. Возникло первоначальное название организации — Ом Мандали. В 1937 для легализации нового религиозного движения Лекхрадж создал исполнительный комитет из девяти женщин, в который вошла в том числе его жена и которому он передал всё своё состояние. В дальнейшем множество женщин и девушек вступили в Ом Мандали, несколько из них также пожертвовали организации всё свое состояние. В целом на начальном этапе развития организация состояла в основном из женщин и их детей.

В традиционном индусском обществе мужу отводилась роль «гуру» по отношению к жене; целибат как средство достижения освобождения считался исключительно мужской духовной практикой. В обстановке таких традиций множество молодых замужних женщин после посещения ашрама Ом Мандали вдохновлялись идеями духовности и давали клятву придерживаться целибата. На подобную практику многие члены местной общины синдхов реагировали резко негативно, полагая, что женщины получают слишком высокий социальный статус. Кроме того организацию начали обвинять в нарушении семейного покоя и разрушении семей; с некоторыми замужними женщинами стали крайне плохо обращаться в собственных семьях.

По отношению к Ом Мандали быстро сформировалось враждебное отношение. В итоге Лекхрадж был обвинен в колдовстве, разврате, а также в том, что создал культ и осуществляет контроль над своим сообществом посредством гипноза. Посещение детьми ашрама и их обучение на территории ашрама было полностью исключено, так как воздействие транса на детей вызывало всеобщее беспокойство. Противодействие шло в том числе со стороны семьи, в которую Лекхрадж когда-то выдал замуж свою дочь; члены этой семьи создали комитет Анти Ом Мандали.

Депутаты-индусы, входившие в Ассамблею Синдха, грозились уйти в отставку, если Ом Мандали не будет объявлено вне закона; в итоге правительство Синдха использовало поправки 1908 года к уголовному праву и объявило Ом Мандали незаконной ассоциацией. Индусские лидеры из состава правительства продолжили давление, и группе было предписано освободить занимаемое помещение.

Чтобы избежать преследований, судебных исков и противодействия со стороны членов семей последователей, Ом Мандали переместилось из Хайдарабада в Карачи, где был создан хорошо организованный ашрам. Комитет Анти Ом Мандали, который выступал против группы в Хайдарабаде, последовал за ними.

Переехав из Хайдарабада (Синдх) в Карачи, последователи до 1950 года занимались интенсивной работой по самопознанию и совершенствованию.

В 1947 году произошло отделение Пакистана от Индии; в апреле 1950 года Университет переезжает из Карачи в Маунт Абу (Индия, штат Раджастан), объявив, что переезд предписан Богом.

В течение 14 лет до 1952 года организация существовала в изоляции от остального мира. Лекхрадж написал и издал множество брошюр, он также разослал большое число писем и обращений важным национальным и международным лидерам, в которых разъяснял современные события, ссылаясь на Знание, полученное им через откровение.

В 1951-52 годах начинается активная деятельность этой организации в Индии. Первый центр был открыт в Дели в 1953 году. С 1964 по 1969 годы в городах и поселках Индии проводятся многочисленные выставки, организуются семинары и конференции.

После смерти Лекхраджа в 1969 году началось распространение деятельности организации «Брахма Кумарис» за пределами Индии. В 1972 году открылись филиалы в Великобритании, США и Юго-Восточной Азии. К 1983 году были открыты центры в Западной Германии, Канаде, Австралии, Японии, Новой Зеландии и многих других странах.

По данным веб-сайта организации, в 2007 году организация имела 825 тыс. студентов и более 8500 центров в 100 странах и территориях. По данным независимых источников численность изменялась от 35 тыс. в 1993 до 400 тыс. в 1998.

В 2007 году 35 центров действовало на территории России и других стран СНГ и Балтии.

Администрация

С 1936 руководство Брахма Кумарис осуществлялось Лекхраджем Крипалани.

После его смерти, которая произошла 18 января 1969, руководящие обязанности перешли к Дади Пракашмани.

После смерти Дади Пракашмани, которая произошла 25 августа 2007, руководителем стала Дади Джанки Крипалани. Вторыми лицами в руководстве являются Хридай Мохини и Ратан Мохини.

Движение управляется Доверительным фондом духовного обновления мира (World Renewal Spiritual Trust), который учредили 16 января 1969 Рамеш Наналал Шах, Шанта Наналал, Нирмала Р. Каджариа и Шил Индра (все из Бомбея). Создание Фонда было осуществлено за два дня до сердечного приступа у Лекхраджа Крипалани, из-за которого основатель и главный медиум движения скончался. В дальнейшем фонд зарегистрировал несколько других фондов, благотворительных организаций и частных фирм (например, Фонд Дади Джанки).

С самого начала распространения движения руководителями центров становились главным образом женщины; они преобладают в структуре управления и по сей день. Например, в Великобритании лишь треть из 42 центров, действующих в стране, управляется мужчинами.

Деятельность

Членом Университета может стать любой человек, начиная с 18 лет, независимо от пола, образования, вероисповедания и национальной принадлежности.

Все программы Университет проводит без взимания официальной платы за обучение.

Дети и подростки до 18 лет могут посещать учебные занятия только с разрешения родителей, знакомых с программой обучения.

Основные рабочие языки в России — русский и английский.

В своей программе организация использует следующие методы:

курсы, лекционные занятия, семинары, творческие мастерские, научные конференции, культурные программы (танец, песня, драматические постановки), выставки, специальные социальные программы в тюрьмах, домах престарелых и больницах.

Систематическое обучение начинается с вводного семидневного курса. Теоретическая часть курса — философия и история в представлении Брахма Кумарис, практическая часть — медитация с открытыми глазами. Длительность одного занятия около одного часа.

Четырьмя предметами Университета считаются Знание, Йога, Дхарна и Служение.

Основа учения

Согласно учению движения мир приближается к времени больших перемен, которые будут сопровождаться войнами, стихийными бедствиями и страданием. Прнципы жизни, которым обучает Брахма Кумарис, направлен на развитие духовной стойкости. Они включают в себя:

Целибат, предполагающий отказ от секса даже в браке. Приемлемым считается брак, заключенный до начала обучения и при соблюдении целомудрия; вступление в брак студента-последователя рассматривается как нарушение принципов.

Саттвическое вегетарианство (строгое лактовегетарианство, исключаются также яйца, лук, чеснок); пища готовится лишь собственными руками или руками других последователей Брахма Кумарис (от приготовления пищи отстраняются даже близкие родственники).

Отказ от курения, употребление спиртного и медикаментов, которые не были предписаны врачами (в особенности наркотических препаратов).

Ежедневная медитация в раннее утреннее время с 4:00 до 4:45 (Амрит вела — «нектарное время»).

Ежедневное посещение занятий (утренний класс начинается в приблизительно в 6:30, вечерний приблизительно в 19:00; предпочтительны утренние занятия). Во время занятия женщины и мужчины располагаются в помещении раздельно с двух сторон.

Не обязательное, но желательное ношение белой одежды, символизирующей чистоту.

Cтудентам-последователям (браминам) рекомендуется по возможности окружать себя хорошими друзьями и компаньонами, прежде всего, такими же браминами, и всячески избегать общества не-браминов (состоящего из шудр, или бхоги).

В центрах в западных странах все последователи, кроме тех, кто занимает руководящие должности, должны обеспечивать себя сами (работать); многие последователи совместно снимают жилье.

Студент должен постоянно прилагать усилия, чтобы очистить свои привычки и приобрести божественные добродетели.

Любой член организации вправе принимать активное участие в деятельности центров организации «Брахма Кумарис». Он может добровольно вносить материальный вклад в поддержание и развитие духовного служения.

Контакты

Официальный сайт Брахма Кумарис в рунете
http://www.brahmakumaris.ru/index.php

Международный сайт Брахма Кумарис
http://www.bkwsu.org/index_html