Са́дхана — санскритский термин, который можно перевести как духовная практика, или же дословно, как «средство для достижения чего-то». В этом разделе сделана попытка собрать практические советы для индивидуальной садханы. Они основаны на рекомендациях Сатья Саи Бабы и Института Образования ESSE, а такжена опыте работы Московского центра Сатья Саи.
«С помощью бхаджан вы можете приучить ум концентрироваться на вечном и непреходящем. Воспитайте ум так, чтобы он получал наслаждение от воспевания славы и величия Бога. Отучите его от погони за иллюзорным. Бхаджаны вызывают желание познать Истину и красоту, высшим выражением которой является Бог, а также испытать блаженство высшего «Я». Они побуждают человека к погружению внутрь и пребыванию в своем истинном Я». ССБ
Бхаджаны – это духовные песнопения или исполнение гимнов во славу Бога. В бхаджанах прославляются различные имена и формы проявленной божественности – Боги и Богини, Аватары и Риши, святые и пророки.
Традиция совместного исполнения духовных песнопений возникла очень давно, и является, наряду с медитацией и джапой, одной из главных духовных практик в индуизме. Поэтому бхаджаны можно услышать в разных штатах и уголках Индии, где они могут исполняться на разных языках, но чаще всего – на санскрите. Этот ритуал имеет конкретное духовное наполнение – бхаджаны помогают уму освободиться от мелочного и суетного, а сознанию расшириться до уровня единства и гармонии.
В большинстве индийских ашрамов традиция регулярного исполнения бхаджан является обязательной программой дня. Они могут длиться от часа до 3-х часов и более, а в дни фестивалей и праздников бхаджаны продолжаются всю ночь или весь день без перерывов. Часто сам Гуру запевает тот или иной бхаджан, а все присутствующие его поддерживают. Завершаются бхаджаны огненной церемонией «Аарати».
Правила исполнения бхаджан
Бхаджан обычно исполняется следующим образом: каждая строка куплета поется солистом два раза. Первый раз поет только солист, во второй раз эта же строка исполняется хором всеми присутствующими. Весь бхаджан пропевается дважды: первый раз он поется в медленном темпе (каждая строка исполняется солистом и хором по два раза), второй раз – в ускоренном темпе (каждая строка пропевается и повторятся только один раз). Заканчивается бхаджан совместным пением первой строки бхаджана в медленном темпе.
Совместное исполнение бхаджан
Помещение, в котором исполняются бхаджаны, должно иметь алтарь с портретом Садгуру и другими изображениями индийского божественного пантеона. Перед украшенным цветами алтарем зажигаются свечи и благовония. Мужчины и женщины во время бхаджан обычно сидят раздельно. Бхаджаны, как правило, начинаются с трехкратного повторения звука «Ом», затем начинается пение бхаджан. Известны определенные правила для первых и последнего бхаджана: первые три бхаджана посвящаются Ганеше, Гуру и Божественной Матери, а завершающий бхаджан поется во славу Субраманья.
Первый бхаджан обращен к Ганеше, что символически означает просьбу устранить препятствия и убрать заблуждения ума. Второй бхаджан посвящен Гуру, и его смысл – просьба помочь открыть внутри себя путь к Богу. Третий бхаджан, в котором прославляются все имена и формы Богинь, обращен к божественной Матери или Шакти с просьбой наполнить искателя силой и энергией. Бхаджан, всегда исполняемый в конце, обращен к Субраманья – сыну Шивы и легендарному воину и защитнику. Этот бхаджан представляет собой символическую просьбу защитить на пути к Богу и помочь обрести духовные знания.
Солисты, при групповой практике исполнения бхаджан, заранее договариваются об очередности их исполнения, между бхаджанами нет паузы и каждым последующий бхаджан начинается сразу после окончания предыдущего. В некоторых случаях, например во время праздника Шиваратри, бхаджаны звучат всю ночь, когда они поются непрерывно с вечера до утра, только певцы сменяют друг друга. Правилом для всех присутствующих является отбивание ритма хлопаньем в ладоши. Хотя, как правило, бхаджаны всегда исполняются с музыкальным сопровождением. В ашрамах используются фисгармония, индийские барабаны (таблы и мриданги), металлические тарелочки – караталы, а также бубны, колокольчики и другие музыкальные инструменты. А в России при исполнении бхаджан часто используют гитару.
Иногда, помимо бхаджан на санскрите (хинди, телугу, малаялам, тамильском и других языках), исполняются бхаджаны и на русском языке, они также довольно популярны в некоторых духовных центрах. Наиболее популярны «русские бхаджаны» написанные и исполняемые группой «Капельки Любви», создавшие более 500 духовных песен и бхаджан за последние 15 лет.
Тексты бхаджан
В настоящее время в России известно более тысячи бхаджан. В эзотерических книжных магазинах можно приобрести как сборники текстов бхаджан и мантр, так и аудио CD-диски. Есть также и видеокассеты, на которых во время исполнения бхаджана появляется его текст в виде субтитров, как в кассетах караоке. Это, пожалуй, лучший вариант для новичков для того, чтобы обучиться пению бхаджан. Рекомендуем также посетить русскоязычный сайт www.bhajans.ru, где приведены оригинальные тексты бхаджан и пояснения к ним, записанные как латиницей, так и кириллицей.Для понимания того, что есть бхаджан, приведем один из них полностью, это - «Манаса Бхаджаре Гуру Чаранам» («О ум, поклоняйся стопам Гуру»).
Манаса Бхаджаре Гуру Чаранам Дустара Бхава Са-Гара Таранам Гуру Махарадж Гуру Джей Джей (Сатья) Саи Натха Садгуру Джей Джей Ом Намах Шивайя (3 р.) Шивайя Намо Ом Аруначала Шива (3 р.) Аруна Шивом Омкарам Бхава (3 р.) Ом Намо Ба |
Неустанно повторяй своему уму, что прикосновение к стопам Гуру поможет тебе пересечь океан сансары и достичь Освобождения. О великий Владыка, Гуру Саи, слава Тебе! Слава Тебе, предстающему в форме Аруначала-Шивы! Тебе, поддерживающему Вселенную звучанием священного слога «Ом». Тебе, о Баба, наш поклон! |
Правила проведения бхаджан
1. Места для участвующих в бхаджанах должны быть организованы таким образом, чтобы мужчины и женщины сидели раздельно, правильными рядами. Солирующие бхаджаны и музыканты должны находиться в первых рядах. 2. Не нужно во время исполнения бхаджан смотреть друг на друга, улыбаться или приветствовать кого бы то ни было, так как это нарушает концентрацию. Опаздывающие должны занимать свободные места в последних рядах. 3. Перед началом бхаджан нужно провести несколько минут в молчании. Помните и будьте уверены, что Господь всегда присутствует «там, где ему воспевают славу». 4. Не надо раскачиваться из стороны в сторону, подобно маятнику, или хлопать в ладоши ритм, отличный от других. Практикуйте самоконтроль и сводите ваши движения во время исполнения бхаджан к минимуму. 5. Музыкальные инструменты не должны заглушать голос певца и хора. Соблюдайте гармонию, как между музыкальными инструментами, так и согласовывая их звуки с голосом исполнителя. 6. Пойте бхаджаны, известные многим, чтобы все могли разделить ананду (блаженство). Они должны быть прочувствованы. Не нужно петь, глядя одним глазом на эффект, произведенный на слушателей, а другим глазом – на эффект, произведенный на Бога. Пусть ваше сердце будет предано Богу, тогда ритм и мотив автоматически будут приятными и правильными. 7. Когда вы поете бхаджан, вникайте в смысл песни, а также в значение каждого божественного имени и формы Бога. 8. Вместе с мелодией и ритмом вы должны вкладывать в ваше пение чувства, чтобы сделать бхаджан священным подношением Богу. Отбросив самодовольство и эгоцентризм, вы должны петь бхаджаны в духе смирения и преданности. Это и будет верным исполнением бхаджан. 9. Если вы не обладаете приятным голосом или у вас нет слуха, вам лучше молчать, и это будет лучшим вашим служением. 10. Возвращаясь после бхаджан, люди должны быть в приподнятом, возвышенном настроении. Поэтому по окончанию встречи необходимо сохранять молчание и расходиться тихо. Тогда полученная во время бхаджан радость и покой сохранятся и останутся в сердце надолго. (выдержки из выступлений ССБ)
САДХАНА или духовные практики
|