Аллахабад (Уттар-Прадеш) |
Аллахабад (Праяг) — город в Индии в штате Уттар-Прадеш, у слияния рек Ганг и Ямуна. По данным на 2001 год население составляет 1 млн. жителей. Пищевая промышленность. Производство предметов религиозного культа. Университет (1887). Родина Джавахарлала Неру.
По преданию, для проведения Пракришта Ягьи, Брахма выбрал место на земле, где сливаются три священные реки Ганга, Ямуна и мистическая Сарасвати. Земля в окружении этих трёх рек стала служить алтарём и называться Праяг. Аллахабад также называют Тиртха-раджа, царём всех святых мест. Равнина, по которой протекают Ганга, Ямуна и невидимая Сарасвати получила название Тривенисангам — слияние трёх рек. О значении Праяга и о Тривенисангаме упоминается в самых древних индийских текстах. В Ригведе говорится, что омовение в месте слияния чёрной и белой рек обеспечивает небесное блаженство и что добровольно умершие здесь, обретут бессмертие. О святости Праяга и о религиозных заслугах, достигаемых в результате омовения в месяц Магх в водах Ганги и Ямуны, свидетельствует Махабхарата, обещая паломнику и его семье отпущение грехов. В Рамаяне рассказывается о том, что здесь обитал великий мудрец Бхарадваджа. Его ашрам до сих пор посещают паломники. Аллахабад основан в 1583 году императором Акбаром Великим. Император, сознавая стратегическое значение Сангама, заложил у слияния Ямуны и Ганга крепость и назвал её именем Аллаха. Одна из самых процветающих провинций Могольской империи управлялась из Аллахабада, и сам монарх проводил здесь немало времени. В 1599—1604 года здесь укрывался бунтовавший против отца Джахангир. После распада Могольской империи на обладание Аллахабадом притязали маратхские правители. Поражение при Буксаре вынудило аудского наваба передать город в 1801 году под управление Британской Ост-Индской компании. Во время Восстания сипаев (1857 год) город стал ареной ожесточённых столкновений. В 1904 году он стал административным центром Соединённых провинций, которые впоследствии были преобразованы в штат Уттар-Прадеш. После падения мусульманского господства индийцы не вернули городу древнее название. Индуизм веротерпим и утверждает себя не столько отрицанием других вер, сколько растворением их в себе. Уже не одну тысячу лет в определённое время в Аллахабад стекаются миллионы паломников. Их привлекает сюда Кумбха Мела, которая проводится раз в 12 лет в месяц Магх по идийскому календарю. Кумбха Мела буквально означает "Праздник горшков". Происхождение праздника связано с древним сказанием о пахтанье молочного океана. В Махабхарате говорится, что некогда боги собрались на вершине горы Меру и стали совещаться о том, как добыть амриту, напиток бессмертия. Меж тем, господь Нараяна сказал Брахме: "Пусть боги и толпы асуров собьют океан. В то время как будет сбиваться великий океан, там получится амрита и вместе с нею будут получены всякие лекарственные травы и драгоценные камни. Спахтайте же океан, о боги, и вы получите тогда амриту". Сделав Гору Мандару мутовкой, а змея Васуки верёвкой, боги и асуры начали пахтать океан. Тогда вышел из океана Месяц ясный, затем появилась богиня Шри, облачённая в белое одеяние, потом появилась Сура,— богиня вина, затем — белый конь Индры Уччайхшравас. Далее показался дивный драгоценный камень Каустубха, происходящий из амриты, который сияет на груди славного Нараяны. Затем поднялся бог Дханвантари, неся белый сосуд с амритой. Демоны попытались отнять амриту. И в ходе борьбы несколько капель нектара бессмертия упали на землю там, где сейчас находится Праяг (Аллахабад), Харидвар, Удджайн и Насик. В этих четырёх городах и отмечается переодически праздник Кумбха Мела. Но среди них Праяг притягивает наибольшее число верующих. Кумбха Мела проводится каждые три года поочерёдно в каждом из городов, возвращаясь через 12 лет. Аллахабад считается колыбелью индийского движения за независимость. В городе жили Джавахарлал Неру и Индира Ганди. В доме, где они проживали, сейчас открыт музей. Бхарадвадж Ашрам — это комплекс небольших храмов, названный в честь мудреца Бхарадваджа, который, согласно Рамаяне, жил здесь как отшельник. Его посещали Рама, Сита и Лакшман, когда были в изгнании. Ашрам расположен недалеко от Ананд Бхавана, дома, в котором раньше жила семья Неру. Тривени Сангам — само место слияния Ганги, Ямуны и подземной мистической реки Сарасвати, которое является священным местом для индусов. Здесь можно видеть как мутные желтоватые воды Ганги сливаются с зеленоватыми водами Ямуны. Сангам считается местом, куда упали капли амриты, поэтому омовение принятое здесь, особенно во время Кумбха Мелы, смывает все грехи и открывает путь на небеса. Храм Паталпури — это подземный храм с самыми различными божествами, вырезанными в камне, расположен на территории Аллахабад-форта. Храм известен как место, где Господь Рама совершал поклонение. Возле храма растёт Бессмертный Баньян. Храм Хануманa расположен на Сангаме на стороне Аллахабад-форта. Особенностью этого храма является очень большое лежащее божество Ханумана, которое покрыто огромным количеством цветов, приносимых паломниками. Оно находится несколько ниже уровня земли. Каждый год, во время муссонов, Ганга разливается до тех пор, пока не коснется стоп Ханумана, а затем начинает отступать. Храм Манкамешвар расположен неподалёку от Сарасвати гхата на берегу Ямуны. Это один из известных храмов Шивы в Аллахабаде. Храм Кальяни Деви. Настоящему храму около 100 лет, но божество здесь очень древнее. Храм известен также как Лалита Деви Мандир. "Да направится он затем, о Индра царей, к Праяге, воспетой в гимнах святыми мудрецами. Боги во главе с Брахмой, стороны света и правящие ими божества, локапалы, садхьи, найрриты, предки, величайшие из святых мудрецов, предводительствуемые Санаткумарой, святые мудрецы-брахманы, возглавляемые Ангирасом, наги, супарны, сиддхи, кругоходящие планеты, реки, моря, гандхарвы, апсары, во главе же их всех — владыка Хари, а также Праджапати — все боги обитают там!.. В трёх мирах нет места более святого, нежели Праяга, о бхарата! Она, о владыка, есть величайшая из всех тиртх! Кто лишь возносит хвалу имени этой тиртхе и кто тому внемлет, кто унесёт оттуда хотя бы одну горсть земли, тот очистится от греха!" (Махабхарата, Араньякапарва, Сказание о паломничестве к тиртхам, гл. 83) Железнодорожная линия, пересекающая Аллахабад по центру, делит его на две части, с хаотическим и густонаселенным старым городом (Чоуком) к югу от главного вокзала и четкой сетью Civil Lines (Гражданских Линий) - на севере. В одном километре на север от вокзала, возвышается массив из желтого и красного песчаника готического Собора Всех Святых. Спроектированный сэром Уильямом Эмерсоном, архитектором, построившим Мемориал Виктория в Калькутте, собор сохранил большую часть своих витражей и впечатляющий алтарь, облицованный мрамором. На декоративных тарелках представлены интересные образы Аллахабада во времена британского правления. На воскресные службы, а также на мессы в ярком Римско-Католическом Соборе Святого Иосифа, расположенного немного на северо-запад, по-прежнему собираются большие количества прихожан. На краю чудесного Парка Чандер Шекхар Азад, также расположенного на Гражданских Линиях, находится Музей Аллахабада (открыт со вторника по воскресенье с 10.00 до 17.00, закрыт каждую 2-ю субботу месяца), территория которого буквально усыпана образцами древней скульптуры. Внутри вы найдете терракотовые изделия, скульптуру VIII века из буддистской Каусамби, а также потрясающее изображение XII века Шивы и Парвати из Кхаджурахо. Среди обширной коллекции современной индийской живопсиси представлены работы Халдара, Саджит Кхастгира и Ратхин Митры, а также Джамини Роя, которого вдохновляло народное искусство. Европейские картины посвящены духовным темам, с яркими полотнами русского художника Николая Рериха, а также произведениями ламы Ангарики Говинды. В секции естественной истории представлена коллекция чучел животных и птиц; тут имеются фотографии и документы, относящиеся к борьбе за Независимость. На севере от музея высятся здания из песчаника Аллахабадского Университета и готического Колледжа Муир, построенного в 1879 году. Прямоугольник с высокими и элегантными арками украшает башня в 61 м высотой и купола, выложенные голубой и белой глазурованной плиткой. Прямо за колледжем, на красивой территории примерно в 1 км на северо-восток от музея, расположен Ананд Бхаван (открыт для посещения со вторника по воскресенье с 9.30 до 17.00). Это нарядное викторианское здание с элементами индо-сарацинской архитектуры, отделанное в сером цвете с белым окаймлением и увенчанное чхаттри, было домом, в котором провел свое детство первый премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру. Сейчас оно является музеем, посетители которого проходят по нему, рассматривая сквозь стекло богатый интерьер и убеждаясь как хорошо жила семья премьера. Более интересным по сравнению с ложками и брюками Неру, является пыльный документ английского суда, в котором записан история его процесса по производству соли. Неру был отцом Индиры Ганди, которая родилась здесь, и дедом Раджива Ганди; Махатма Ганди (который не состоял в родственных связях с этой семьей) также останавливался в этом доме, когда приезжал в город. Кроме того на территории дома, так же как и в Мемориальном Музее Неру в Дели, находится планетарий, в котором бывает четыре показа в день. Немного на юг от главного железнодорожного вокзала, высокие ворота ведут в чудесный огороженный стеной сад Кхусро Багх, где в простом песчаниковом мавзолее, построенном в 1622 году, покоятся останки трагически погибшего сына Джахангира Кхусро. Кхусро предпринял неудачную попытку захватить власть, которая закончилась смертью от руки его брата Шах Джахана, и был похоронен вдали от центра могольской власти. Немного на запад стоит мавзолей его матери, позади другой гробницы, которая предположительно является усыпальницей ее сестры. Некогда сад удовольствий Джахангира, сейчас Кхусро Багх переделан во фруктовый сад, известный своими гуавами, а также питомником роз, но некоторые его части запущены и заросли. Большая часть прибрежных территорий у реки расположены вдоль Ямуны, на юге, где женщины выполняют ритуал arati, вечернего поклонения у Сарасвати Гхата, спуская вниз по реке маленькие масляные светильники. На востоке от Сарасвати Гхата, недалеко от Сангама, вырисовываются очертания огромных укреплений Форта Акбара, который лучше всего рассматривать с лодки на реке. Большая часть форта остается во власти военных, и доступная для публики зона ограничивается его тенистым уголком вокруг храма Паталпури, к которому можно пройти через одни из трех массивных ворот, прерывающих оборонительные сооружения форта. У главных ворот в форт стоит плохо отреставрированный полированный, датируемый 242 годом до н. э. каменный Столп Ашоки, на котором высечены эдикты императора. Там где восточные укрепления форта упираются в реку, у гхата теснятся лодочники в надежде найти клиента в постоянном потоке паломников, направляющихся в Сангам. По направлению от реки вдоль стены форта, слева от обширной заливной равнины Сангама, мимо рядов лотков, торгующих всем необходимым для паломников, ведет дорога к ярко раскрашенному храму Ханумана. Примерно в 7 км от центра района Гражданских Линий, с возвышающимися над ними восточными бастионами форта, к священному Сангаму протянулись заливные луга и илистые берега. В том месте, где коричневые воды Ганга соединяются с зеленоватой Ямуной, на маленьких платформах восседают священнослужители, чтобы исполнять обряд пуджа и помогать верующим совершать их ритуальные омовения в мелкой воде. Пляжи и гхаты завалены остриженными волосами паломников, которые приходят сюда, чтобы совершить подношение своим усопшим родителям, а вокруг сидят женщины, торгующие конусовидными пирамидами из ярко-красной и оранжевой пудры. Лодки до Сангама, которыми пользуются как паломники, так и туристы, можно арендовать у гхата сразу на востоке от форта. Ближайший к Аллахабаду аэропорт находится в Варанаси. Он связан авиарейсами с Дели, Мумбаем, Агрой, Каджурахо. Автодороги из Аллахабада ведут во все крупные города Индии: Дели (612 км), Мумбай (1500 км), Агра (490 км), Лумбини (406 км), Каджурахо (284 км), Варанаси (130 км). |