УПАНАЯНА (санскр. upanayana = “посвящение в ученики”, котор. — от upani = “подводить, приводить”), обряд посвящения в ученичество; для У. отец приводил мальчика в дом гуру; // У. рассматривалось как “второе рождение” и удостаивались его лишь представители трех высших варн.

“Отдельные детали церемонии <упанаяна> указывают на символическую смерть, далекое путешествие и возрождение, на причастность ведийскому культу и особый характер тех отношений, которые устанавливаются с учителем. Основными элементами У. являлись повязывание мальчику «жертвенного шнура» (ЯДЖНОПАВИТРА) через левое плечо*, вручение ему страннического посоха, сделанного из дерева, пригодного для жертвоприношений (удумбара, палаша и др.), повторение мантры Гаятри (или Савитри). При этом некоторые действия и формулы сходны со свадебным ритуалом. После У. учитель некоторое время должен был воздерживаться от супружеской жизни, как «забеременевший учеником». У. совершалось обычно над мальчиком 8–12 лет, хотя возраст для начала ученичества, его сроки, последовательность совершения процедур в разных источниках варьируются. С У. начиналась ашрама брахмачарина (жизнь в доме гуру, приобщение к ведийским обрядам и текстам, соблюдение особых обетов, собирание милостыни для учителя, поддержание священного огня и т. д.). Прохождение У. и постоянное ношение «жертвенного шнура» являлись необходимыми условиями принадлежности к «дваждырожденным», давая право участвовать в ведийских ритуалах. Не прошедшие своевременно У. считались вратьями, «отпавшими от Савитри». Они могли быть приняты в среду ариев лишь после определенных покаяний и совершения У. Окончание ученичества знаменовалось церемонией самавартана. Со второй половины XIX в. представители так называемых низких и неприкасаемых каст предпринимают попытки приобщиться к индусской обрядности, дабы добиться более высокого социального статуса. Типичным примером этого являются публичное исполнение членами каст, не считающихся «дваждырожденными», запрещенного для них обряда У. Часто этот обряд сводится у них только к надеванию на юношу «жертвенного шнура». Совершение представителями указанных групп обряда У. приводило и приводит до сих пор к многочисленным столкновениям с представителями других каст.” (А. Вигасин, И. Котин; ИнДжаСи)


*   Собственно ритуал повязывания этого священного шнура носит название павитрарохана (санскр. pavitrarohana).