ШРУТИ (санскр. sruti = “услышанное”), первотексты-откровения, внушенные свыше поэтам-мудрецам риши (см.); сжатую традиционную схему Ш. см. в Табл. 14. (Ист. инф. — Уп.)


 РИГВЕДАСАМАВЕДАЯДЖУРВЕДААТХАРВАВЕДА
САМХИТА
(“Собрание”)
(гимны)(песнопения)(жертвенные формулы)(заклинания)
“Черная”
(Катхака, Капиштхала, Майтраяни, Тайттирия)
“Белая”
(Ваджасанейи самхита)
Брахманы
(“Объяснение Брахмана”)
Айтарея,
Каушитаки
Панчавинша,
Джайминия
Катха ТайттирияШатапатха
(2 редакции)
Гопатха
Араньяки
(“Лесные Книги”)
Айтарея,
Каушитаки
Араньякасамхита, Джайминия упа-
нишад-брахмана
Катха
Тайттирия
Шатапатха 
Упанишады
(“Поучения”)
Айтарея,
Каушитаки
Чхандогья,
Кена (Талавакара)
Катха Майтри
Тайттирия Шветашватара Махараяна
Брихадараньяка ИшаМундака
Мандукья Прашна
и др.

Табл. 14. Традиционная схема текстов шрути. (Ист. инф. — Уп.)


“Остановимся на двух соответствиях <классификации ведийской литературы ряду традиционных установлений, регламентировавших древнеиндийскую жизнь>. Деление на четыре веды тесно связывалось с церемонией жертвенного обряда, требующего четырех главных исполнителей: хотара (hotar), который взывал к богам, произнося гимны Ригведы; удгатара (udgatar), сопровождавшего жертву пением Самаведы; адхварью (adhvaryu), исполнявшего необходимые для обряда действия и произносившего при этом формулы Яджурведы; и наконец, брахмана (brahman; не путать с названием варны), наблюдавшего за всей церемонией и исправлявшего ошибки жрецов, — функция его несколько искусственно связывалась с Атхарваведой. Другое соответствие — между родом ведийской литературы и жизненными стадиями (asrama), учение о которых оформляется, по-видимому, уже в период ранних упанишад. Самхита составляет основу обучения на первой стадии — ученика (brahmacarin), изучающего веды в доме учителя. Брахманы (и развивающие их сутры) регламентируют жизнь человека во второй стадии — домохозяина (grhastha), живущего семьей и исполняющего все предписанные обряды. Араньяки и входящие в их состав ранние упанишады буквально соответствуют третьей стадии — отшельника, уединившегося в лесу (vanaprastha) и предающегося благочестивым размышлениям. Интересно, что подобно тому как со временем упанишады обособляются от араньяк в самостоятельный четвертый раздел литературы, из третьей стадии выделяется четвертая: нищенствующий странник, отрекшийся от мира (samnyasin), — идеал, неоднократно провозглашаемый упанишадами.” (Уп)