ПОШЛОСТЬ (от др.-русск. пошьлъ = “старинный, исконный;прежний, обычный”), “затертое, общее место”; 1) (в шир. смысле) поверхностное суждение либо точка зрения, выдаваемые за истину и преподносимые как личное достижение излагающего; 2) (в узк. смысле) поступок либо решение, считающиеся низкими в данном социуме; // с т. зр. социальной элиты П. — враг вкуса*, а также культуры.


*   Дело, опять же, вкуса, но и тут, как везде, крайности сходятся, поскольку зачастую “новое — это хороше забытое старое”.

“Пошлый стар. давнiй, стародавнiй, что изстари ведется; старинный, древнiй, ис(спо)конный. <...> Ныне: избитый, общеизвестный и надокучившiй, вышедший из обычая; неприличный, почитаемый грубымъ, простымъ, низким, подлымъ, площаднымъ; вульгарный, тривiальный.” (Даль, в ст. Пошлина)

“Достоинства трудно перенести на другую почву, а пошлость, как сорняк, всюду пускает корни.

Русское слово «пошлость» трудно перевести. Легче указать на примеры. Это полупросвещение аптекаря Омэ, набор общих мест, самодовольная поверхностность. Пошлость — плата за развитие, за открытие глубин, недоступных среднему человеку, за богатства духа, не влезающие в его голову. История создает на одном конце — сильно развитую личность (князь Мышкин), а на другом — пошляка (Ракитина или г-жу Хохлакову... Тут очень много разновидностей). В примитивных обществах нет ни гениев, ни пошляков. Дикарь не пытается сделать вид, что он понимает Баха, он натурально любит тамтам. Попав в город и нахватавшись городской цивилизации, крестьянин становится персонажем Зощенко, человеком полупросвещенным, вульгарным. Вульгарность* — один из синонимов пошлости**. Итог цивилизации — переход от грубости к пошлости. Буржуазная цивилизация ХIХ века была пошлой для русской аристократии, приобщившейся к духовным вершинам того же Запада. Это отношение было унаследовано русской интеллигенцией.

Пошлость отталкивает и вызывает бунт. «Пускай земле под ножами припомнится, кого хотела опошлить!» — писал молодой Маяковский. Сын упившегося Ноя — Хам. Смердяков, сын Федора Павловича Карамазова, стал его убийцей. Эстетический бунт поддерживает бунт социальный. Так было в начале ХIХ века, когда поэты упивались революцией и мысленно бросали в ее костер буржуазную пошлость. Так и сейчас: пошлость «новых русских» толкает в объятия «красно-коричневых» (блока пожилых большевиков и молодых фашистов).” (ПомГ)


*   Вульгарный — от лат vulgaris = “1) обычный, обыкновенный, привычный, общепринятый; повседневный, обыденный, общеизвестный; распространяющийся на всех, всеобщий; 2) общедоступный, публичный; 3) простой, дешевый”.
**   Еще один — очень точный интонационнорусск. обиходный синоним П. — дешёвка.

“Первый, зарифмовавший «кровь» и «любовь», был гением, но все последующие...” (?)