МОНАДА (от греч. monas = “единица, простое и неделимое начало”), 1) первичный элемент Бытия; 2) “первичная, неделимая бессмертная духовная единица, богорожденная либо богосотворенная” (Андр). (Сравн. АБСОЛЮТ, БРАХМА, ДАО, ДИАДА, ЕДИНОЕ, ЗЕРВАН, ТАЙЦЗИ, ХУНАБ КУ.)

“МОНАДА (от греч. monas, род. падеж monados — единица, единое), понятие, используемое в ряде филос. систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В антич. философии это понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа оформилось на основе идей пифагореизма в платоновской Древней Академии (о понятии М. в античности см. в ст. Диада). В философию нового времени понятие М. вошло в пантеистич. интерпретации Николая Кузанского и Бруно. У Бруно М. отражают бесконечную Вселенную в соответствии с принципом единства микрокосмоса и макрокосмоса. В 17 в. понятие М. играет существ. роль в философии исп. схоласта Суареса, англ, платоника Генри Мора, нем. натурфилософа Ф. М. Гельмонта. Оно становится ключевым понятием всей филос. системы у Лейбница, создавшего спец. учение о М. <...>. После Лейбница понятие М. разрабатывалось в духе идеалистич. рационализма школой Вольфа. В 19 в. идеи монадологии имели отзвук в воззрениях нем. философов Гербарта, Лотце и др., в 20 в. — в философии Гуссерля и Уайтхеда. Монадологич. подход лёг в основу филос. взглядов ряда представителей персонализма (Ренувье, Мак-Таггарт и др.).” (ФЭС)