ГЛУПОСТЬ [др.-русск. глупый; Фасм и Шанск сближают глупый, глум (= “шутка, насмешка”) и глухой на основе корня глу-, родств. др.-исл. glуpr = “идиот”], “несообразность бытию; устойчивое незнание тех или иных законов, норм, правил поведения ли, общежития*; неспособность вести себя адекватно ситуации. (Сравн. ДУРАК, МУДРОСТЬ, ЮРОДИВЫЙ.)


*  В этом смысле безусловно оправдано сближение по корню глу- (см. этимологич. часть статьи), поскольку лишенному аудиальных источников информации (т. е. глухому или слабослышащему) дается меньше возможностей узнать что-либо о законах, нежели слышащему, не зря сказано: “Имеющий уши да услышит”.

“Вопрошен, чим разнится умныи от глупаго; отвеща <Аристотель>: яко живыи от мертваго.” (Апоф 20)

“Глупый — что умный, только без головы.” (Фолк)

“ГЛУПЫЙ, о челов. неразумный, скудоумый, недальнiй, ограниченнаго ума; непонятливый, тупой, тупоумный; гов. также о животномъ.” (Даль)

“Глупость — не биологическое понятие, а социально-психологическое, характеризующее формы взаимодействия и приспособления личности к данному обществу. Эти формы многочисленны и разнообразны, поэтому многочисленны и оттенки глупости. <...>

Глупость проявляется прежде всего в неспособности перенести опыт из одной жизненной ситуации в другую. <...> Поэтому и говорят, что дурак <т. е., конечно же, глупец. — Сост.> всегда повторяет одни и те же ошибки, а умный совершает каждый раз новые.” (ЛукА)

“Они при всех случаях или глупы в похвалах, или дерзновенны в осуждении.” (Мизант 49)

“Глупый ищетъ места, а умнаго и въ углу видно.” (Фолк, Даль)

“Глупость — это не только отсутствие ума, но это такой ум.” (Ю. Тынянов, цит. по ЛукА)