АшваттхаБаньянБодхиНьягродхаФикус религиозный


АШВАТТХА (санскр. acvattha = букв. “лошадиная стоянка”), пиппала, пипал, бодхи, инжир, смоковница, фиговое дерево; растение семейства фикусов (лат. название ficus religiosa). (См. также ФИКУС РЕЛИГИОЗНЫЙ. Cр. БАНЬЯН.)

“Наверху — корни, внизу — ветви, се — смоковница вечная.

Это — чистое, это — Брахман, это зовется бессмертным.” (КатУ II 3, 1)

“В Индии издревле известен ритуал, в котором с царем последовательно соотносится каждое из четырех сакральных деревьев, из которых изготовляются ритуальные чаши, подносимые царю для омовения представителями каждой из четырех варн. Чашу из ашваттхи подносит вайшья, из ньягродхи — знатный друг, из удумбары — кшатрий, из палаши — жрец.” (МНМ)

БАНЬЯН (санскр.) = вата (санскр. vata) = ньягродха (санскр. nyag-rodha = “вниз растущее”), “дерево-лес”; растение семейства фикусов (лат. назв. ficus indica или ficus bengalensis); священное дерево вишнуитов. [Сравн. АШВАТТХА: в некоторых источниках Б. и ашваттха отождествляются (см. цитатн. часть статьи.), а также — ФИКУС РЕЛИГИОЗНЫЙ]

Мировое древо
Илл. 6. Изображение мирового древа на обложке собрания переводов ведических гимнов.*
(Илл. Ю. Коннова к ДаУсл-Ме.)

“Баньян <...>, выпускающий воздушные корни, которые, достигнув земли, из своей надземной части выпускают ветви, одевающиеся листвой и выпускающие новые воздушные корни. Таким образом, одно дерево может занять огромную площадь. Под его густым покровом отшельники любили устраивать свои обители. Легенда повествует, что Будда достиг нирваны под покровом ашваттхи. Легендарные риши Нара и Нараяна устроили себе обитель под кровом такого дерева. Во время событий «Махабхараты» эти риши воплотились как Кришна (Нараяна) и Арджуна (Нара).” (Мбх3а)

“И тут,  о властитель земли  <так  повествователь —  достигший
бессмертия мудрец-отшельник Маркандея — обращается здесь к Юдхиштхире, старшему из братьев-Пандавов, сыну бога Дхармы. — Сост.>, я замечаю однажды огромный мощный баньян. На широких ветвях этого дерева, о владыка людей — хранитель земли, раскинуто ложе, устланное дивными покрывалами, и в нем, о великий царь-бхарата, покоится дитя с лицом словно полная луна и огромными, как (лепестки) распустившегося лотоса, глазами <здесь и далее мудрец повествует о своей встрече с Шивой-младенцем. — Сост.> ...” (Мбх3)

“Дерево  nyagrodha  («растущее  вниз»)  в  силу  специфики   своего
строения (ветви-корни, уходящие вниз и врастающие в землю) играло важную роль в мифологической символике как эквивалент «мирового древа».” (Мбх3. Комм.)


*  Именно так выглядит изображение Мирового древа и, в частности, янтры ОМ (в центре колеса-чакры) на обложке указанной книги. Вероятно, на какой-то стадии репродуцирования произошло отзеркаливание янтры.

“Наряду с другими видами смоковницы (ашваттхой, удумбарой и плакшей) ньягродха издревле принадлежит к числу самых почитаемых деревьев. Исторически засвидетельствован культ отдельных деревьев ньягродха (другое название: вата), напр., в Гае и в Праяге (соврем. Аллхабад) где священный баньян почитается и поныне.” (Я. Васильков; ИнДжаСи)

БОДХИ (санскр. bodhi) = АШВАТТХА, священное дерево познания, под которым будда Шакьямуни обрел просветление.

НЬЯГРОДХА = БАНЬЯН.

ФИКУС РЕЛИГИОЗНЫЙ (калька лат. ficus religiosa) = АШВАТТХА.

“Ой ты фикус, мой фикус, фикус религиозный,

что стоишь одиноко возле края земли?

Иноверцы-злодеи тебя шашкой рубили,

затупили все шашки и домой побрели...”           (БГ)